г. Киров |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А29-1576/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бородиной Н.А.,
при участии в судебном заседании:
директора общества с ограниченной ответственностью "СГснаб" Эпштейна А.Д., действующего на основании решения от 19.05.2010, приказа от 20.05.2010 N 81-р,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СГснаб"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012
по делу N А29-1576/2012, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СГснаб" (ИНН: 1101031945, ОГРН: 1021100511740)
к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН: 1103001093, ОГРН: 1021100813799)
о признании недействительным предписания от 16.01.2012 N У-01/12-ГС,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СГснаб" (далее - заявитель, ООО "СГснаб", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Печорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ответчик, Управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 16.01.2012 N У-01/12-ГС.
Решением суда от 22.05.2012 в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СГснаб" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать недействительным оспариваемое предписание.
Заявитель указывает, что в ходе проверки передвижной автомобильной газозаправочной станции проверяемому объекту должностными лицами Управления был самостоятельно присвоен статус опасного производственного объекта "Станция газозаправочная (автомобильная)" исходя из проекта "Техническое перевооружение АЗС под многотопливную по адресу: 310 км автодороги Сыктывкар - Ухта", который не был реализован в связи с выходом приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов", в соответствии с которым "многотопливная АЗС" исключена из перечня объектов, подлежащих идентификации как опасный производственный объект.
Правила безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа (ПБ 12-527-03) применяются только в отношении стационарных станций, а Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (ПБ 12-609-03), не распространяются на железнодорожные и автомобильные цистерны, а также контейнеры для транспортирования (перевозки) сжиженных газов.
Касательно автоцистерны АЦТ 8М-431 Общество отмечает, что она входит в состав опасного производственного объекта "Участок транспортирования опасных веществ", зарегистрирована и застрахована в установленном порядке, отвечает всем требованиям промышленной безопасности.
Хотя, по утверждению суда первой инстанции, на момент проведения проверки заявителем эксплуатировалось две автоцистерны АЦТ 8М-431, однако фактически вторая автоцистерна находилась в неисправном состоянии, ее обследование на полноту заправки не проводилось. Кроме того, вопреки обстоятельствам, указанным в решении суда, в автомобиле типа "клетка" находится 60 баллонов емкостью 50 л каждый и весом 21 кг (согласно паспорту баллона), а не 33 кг, соответственно общий вес баллонов составляет 1 260 кг, а не 1 989 кг.
Заявитель жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) суммарное количество опасного вещества учитывается в случае, если расстояние между отдельными опасными производственными объектами составляет менее 500 метров, однако ни автоцистерна, ни автомобиль типа "клетка" не являются таковыми. Также Общество считает некорректным суммировать массу опасных веществ, находящихся на объекте в целях определения фактора риска в соответствии с пунктами 6, 7 раздела 3 НПБ 105-03.
Заявитель апелляционной жалобы также возражает против выводов суда о правомерности проведения внеплановой проверки в отношении ООО "СГснаб", указывая на нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы поддержаны директором Общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Административный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором подробно опровергает доводы заявителя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены.
Ответчик о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание апелляционного суда не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "СГснаб" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 1021100511740.
В соответствии с Уставом Общества, утвержденным решением его единственного участника от 16.12.2009, основными видами деятельности ООО "СГснаб" являются, в том числе оптовая и розничная торговля газом в баллонах, через групповые резервуарные установки и на автогазозаправочных станциях, поставка газа по договорам, транспортная обработка грузов и хранение, включая прием, слив, хранение сжиженного газа, распределение газообразного топлива (том 1 л.д. 66-92).
На основании лицензии от 08.09.2011 N ВП-00-013008, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, заявитель осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (том 1 л.д. 28-30). Срок действия лицензии установлен до 08.09.2016.
На опасные производственные объекты, эксплуатируемые Обществом и зарегистрированные в реестре опасных производственных объектов, выдано свидетельство о регистрации N А25-00992 (том 1 л.д. 31-35).
20.12.2011 в адрес начальника Ухтинского территориального отдела Управления поступило обращение гражданина Истомина В.В. о возможном причинении вреда жизни, здоровью и имуществу населения и окружающей природной среде при эксплуатации АГЗС (том 3 л.д. 12).
В этой связи с целью проверки доводов, изложенных в названном заявлении, исполняющим обязанности руководителя административного органа вынесено распоряжение от 11.01.2012 N 21-в о проведении в отношении ООО "СГснаб" внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации АГЗС (том 3 л.д. 20-22).
В ходе проверки было установлено, что Обществом осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта "Станция газозаправочная (автомобильная)" на 310 км автодороги Сыктывкар - Ухта, в процессе чего происходит непосредственная транспортировка, хранение и реализация сжиженного углеводородного газа (СУГ).
Проверяющими были выявлены нарушения обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности. В частности, установлено, что "Станция газозаправочная (автомобильная)" ООО "СГснаб" не зарегистрирована в установленном порядке в государственном реестре опасных производственных объектов, у Общества отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта "Станция газозаправочная (автомобильная)", ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте не застрахована, не согласован землеотвод площадки передвижной автоцистерны "Станции газозаправочной (автомобильной)", отсутствует акт ввода в эксплуатацию объекта "Станция газозаправочная (автомобильная)" и технический паспорт на указанный объект, выявлены отклонения от проектной документации, так как для заправки автомобилей сжиженным газом вместо заявленной двустенной автоцистерны АЦТ-10У-Н применяются две одностенные АЦТ 8М-431, персонал не прошел обучение и проверку знаний на право обслуживания сосудов, работающих под давлением, не установлен сигнализатор горючих газов и его датчики по обнаружению довзрывоопасных концентраций паров СУГ в местах, предусмотренных проектом по техническому перевооружению, на рабочих местах отсутствует технологическая схема оборудования, отсутствует нумерация технологического оборудования не указано направление движения газа на газопроводах, на рукавах, применяемых при сливоналивочных операциях, отсутствуют обозначения с порядковыми номерами согласно технологической схеме. Результаты проверки отражены в акте проверки от 16.01.2012 N У-01/12-ГС (том 3 л.д. 23-25).
16.01.2012 на основании названного акта проверки Обществу выдано предписание N У-01/12-ГС о принятии мер по устранению выявленных нарушений (том 3 л.д. 26-27).
Предписание административного органа послужило поводом для обращения ООО "СГснаб" в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проверка проведена в отношении опасного производственного объекта, оспариваемое предписание вынесено без нарушения требований закона, несоблюдения процедуры, установленной Законом N 294-ФЗ, не установлено, в связи с чем отказал в удовлетворении требований ООО "СГснаб".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что решение и действия (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно статье 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Полномочия Ростехнадзора и его территориальных органов по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов подтверждаются пунктом 5.3.1.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401.
В силу части 4 статьи 16 Закона N 116-ФЗ должностные лица Ростехнадзора имеют право выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со статьей 2 названного Закона опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом требования к регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, в том числе к идентификации опасных производственных объектов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 1 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов среди прочих относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже, а также горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В процессе эксплуатации АГЗС Общество непосредственно осуществляет транспортировку, хранение и реализацию сжиженного углеводородного газа, что в силу прямого указания Закона N 116-ФЗ свидетельствует об отнесении данного объекта к опасным производственным объектам.
При этом опасным производственным объектом является не отдельное техническое устройство (автоцистерна), а определенная площадка, на которой при осуществлении лицензируемого вида деятельности применяется это техническое устройство (автоцистерна) и транспортируется, хранится и реализуется опасное вещество (сжиженный углеводородный газ).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что опасным производственным объектом является станция газозаправочная (автомобильная), которая представляет собой площадку, оборудованную в соответствии с проектной документацией, на которой установлены две автоцистерны АЦТ-8М, модуль для перекачки сжиженного углеводородного газа, топливораздаточная колонка, автомобиль типа "клетка" с баллонами газа в количестве 60 шт.
Опасный производственный объект "станция газозаправочная (автомобильная)" находится на территории действующей многотопливной АЗС в непосредственной близости от автодороги Сыктывкар - Ухта (310 км. Автодороги "Сыктывкар-Ухта").
Статья 9 Закона N 116-ФЗ возлагает на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, следующие обязанности: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
При этом к видам деятельности в области промышленной безопасности относится не только эксплуатация, но и проектирование, строительство, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта (статья 6 Закона N 116-ФЗ).
Из имеющейся в материалах дела лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных объектов местом осуществления лицензируемого вида деятельности является г. Сыктывкар, ул. 4-ая Промышленная, д. 28, в то время как АГЗС "станция газозаправочная автомобильная" находится по адресу: 310 км. автодороги Сыктывкар - Ухта. При этом по данному адресу Общество эксплуатирует опасный производственный объект "станция газозаправочная (автомобильная)", а не "передвижная автомобильная газозаправочная станция" или "площадка под автоцистерны", как ошибочно утверждает заявитель. Передвижная автоцистерна является техническим устройством, эксплуатируемым на опасном производственном объекте "станция газозаправочная (автомобильная)".
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
В силу части 1 статьи 13 названного Закона для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором помимо прочего указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии. Данные сведения в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 99-ФЗ вносятся в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию.
Как следует из материалов дела, в процессе эксплуатации "Станции газозаправочной (автомобильной)" ООО "СГснаб" непосредственно осуществляет транспортировку, хранение и реализацию сжиженного углеводородного газа. В соответствии пунктом 1 Приложения 1 Закона N 116-ФЗ АГЗС является опасным производственным объектом, а согласно пункту 1.1.6 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (ПБ 12-609-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 27.05.2003 N 40, объекты, использующие СУГ, подлежат лицензированию.
В связи с вступлением в силу Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2011 N 168 название опасного производственного объекта "Площадка АЗС (или многотопливная АЗС)" в перечне опасных производственных объектов было заменено на название "Станция газозаправочная (автомобильная)".
Исходя из сведений, характеризующих опасный производственный объект, автоцистерны АЦТ-8М-431 N N 9495, 10787 эксплуатируются на опасном производственном объекте "Участок транспортирования" ООО "СГснаб", зарегистрированный по адресу: г. Сыктывкар, 4-ая Промышленная, 28, но не на рассматриваемом опасном производственном объекте.
Проектом предусмотрена эксплуатация передвижной автоцистерны АЦТ-10У-Н. На момент проведения проверки ООО "СГснаб" эксплуатируются две автоцистерны АЦТ-8М-431, предназначенные в соответствии с паспортами только для транспортирования СУГ и для откачки конденсата. Наполнение баллонов газобаллонных автомобилей осуществляется через технические устройства, выполненные на отдельно стоящей раме в составе: трубопроводов, запорной арматуры, манометров, фильтра, насоса и отдельно стоящей топливораздаточной колонки, не предусмотренных проектом, то есть автоцистерны являются техническими устройствами, эксплуатируемыми на опасном производственном объекте "Станция газозаправочная (автомобильная)" применяемые, в том числе и для хранения СУГ.
Порядок и сроки осуществления действий (административных процедур) при регистрации опасных производственных объектов и ведении государственного реестра опасных производственных объектов; порядок взаимодействия Ростехнадзора, его территориальных органов, осуществляющих государственную функцию по регистрации опасных производственных объектов и ведению территориальных разделов государственного реестра опасных производственных объектов, с иными федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право регистрации подведомственных опасных производственных объектов и ведение ведомственных разделов государственного реестра опасных производственных объектов, определен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 9 приложения 8, пунктом 24.3 Административного регламента идентификация опасных производственных объектов осуществляется эксплуатирующей организацией, при идентификации объекта необходимо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельное техническое устройство (в частности, передвижная АГЗС), а является определенная площадка, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества или горючей пыли (в данном случае СУГ).
В соответствии с пунктом 13 приложения N 8 Административного регламента правильность проведения идентификации опасных производственных объектов контролируется специалистами регистрирующего органа, которым, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", является Ростехнадзор и его территориальные органы.
Следовательно, именно органы Ростехнадзора обладают правами и полномочиями по контролю за правильностью отнесения того или иного объекта к категории опасного производственного объекта, а в силу положений Закона N 116-Фз "Станция газозаправочная автомобильная", эксплуатируемая ООО "СГснаб", является опасным производственным объектом.
Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (ПБ 12-609-03), устанавливают специальные требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, монтажу, реконструкции и эксплуатации объектов хранения, транспортировки и использования сжиженных углеводородных газов (СУГ) с избыточным давлением не более 1,6 МПа, в качестве топлива на опасных производственных объектах.
Согласно пункту 1.1.4 Правила СУГ распространяются на стационарные автомобильные газозаправочные станции (АГЗС), площадки заправки автотранспорта и баллонов с передвижных автозаправочных станций (автоцистерн), принятые в эксплуатацию в установленном порядке и иные объекты.
В силу пункта 1.1.6 деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов СУГ (эксплуатация взрывоопасных объектов), а также экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов СУГ подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1.10 ПБ 12-609-03 организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты сжиженных углеводородных газов, обязаны зарегистрировать их в государственном реестре.
Разделом 3.2 ПБ 12-609-03 регулируется приемка в эксплуатацию объектов, использующих СУГ, и пусконаладочные работы.
На основании пункта 3.2.1 после окончания строительства, реконструкции, технического перевооружения, а также после капитального ремонта должна производиться приемка в эксплуатацию газопроводов и оборудования объектов СУГ в соответствии с требованиями настоящих Правил с участием представителя территориального органа Госгортехнадзора России.
Ввод объекта в эксплуатацию осуществляется после подписания акта государственной (приемочной) комиссией (пункт 3.2.18).
Аналогичное требование закреплено также в пункте 3.19 Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа (ПБ 12-527-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 04.03.2003 N 6.
Пунктом 5.9.16 ПБ 12-609-03 предусмотрено, что размещение передвижных автоцистерн следует осуществлять на отведенных площадках, землеотвод которых согласован в установленном порядке. Площадки для наполнения бытовых баллонов от передвижных автоцистерн должны быть оборудованы весовой установкой для контроля за наполнением баллонов, с точностью в соответствии с настоящими Правилами, и сосудом для слива газа из переполненных баллонов. На АГЗС площадки наполнения бытовых баллонов следует размещать вне ее территории с отдельным въездом и выездом.
В силу пункта 1.4 ПБ 12-527-03 на каждой АГЗС разрабатываются должностные и производственные инструкции, а также составляется паспорт АГЗС.
В соответствии с пунктом 5.1.5 ПБ 12-609-03 проектную и исполнительскую документацию необходимо хранить в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). А пунктом 5.12.26 регламентировано, что на объекте СУГ содержится и ведется следующая документация: проектная и исполнительная, в том числе КИП; паспорта приборов; инструкции изготовителей; эксплуатационные журналы.
Строительство, реконструкция, техническое перевооружение ГНС, ГНП, АГЗС, резервуарных и групповых баллонных установок должны производиться по проекту, разработанному с учетом требований строительных норм и правил, настоящих Правил, требований к устройству и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, технических условий, выданных и согласованных в установленном порядке (пункт 3.1.1 ПБ 12-609-03).
В пункте 3.1.6 ПБ 12-609-03 указано, что изменения, возникающие при строительстве газопровода, должны быть внесены в проект, согласованы с газораспределительной организацией и территориальным органом Госгортехнадзора России, утвердившим заключение экспертизы промышленной безопасности.
В соответствии с пунктом 7.2.1 Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.06.2003 N 91 (ПБ 03-576-03), к обслуживанию сосудов могут быть допущены лица, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания сосудов.
Согласно пункту 2.4.3 ПБ 12-609-03 газоиспользующие установки СУГ должны оснащаться системой технологических защит, блокировок и сигнализации, предусмотренных при использовании в качестве топлива природного газа.
В силу пункта 3.2.6 ПБ 12-609-03 к моменту проведения пусконаладочных работ на объекте СУГ должны быть выполнены в том числе следующие мероприятия: проставлены номера согласно технологической схеме на насосах, компрессорах, испарителях, резервуарах, наполнительных и сливных колонках, электродвигателях, вентиляторах, запорной и предохранительной арматуре и других технических устройствах; указано направление движения газа на газопроводах, а на маховиках запорной арматуры - направление вращения при открытии и закрытии.
Пункт 5.1.7 также предусматривает, что на газопроводах ГНС, ГНП, АГЗС указываются направления движения потока газа.
Согласно пункту 3.6 ПБ 12-527-03 к обязанностям заказчика АГЗС относится помимо прочего вывешивание на рабочих местах технологических схем газопроводов и технологического оборудования.
В соответствии с пунктом 4.22 данных Правил каждый металлокордовый рукав должен иметь обозначение с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и последующего испытания (месяц, год).
Совокупностью имеющихся в материалах дела документов, в том числе актом проверки подтверждается нарушение Обществом всех перечисленных обязательных требований при эксплуатации АГЗС.
Следовательно, оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства, является законным и обоснованным, а Общество является лицом, обязанным принять меры по устранению выявленных нарушений. Основания для признания предписания недействительным отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы об обратном опровергаются материалами дела и фактическими обстоятельствами, а также основаны на неверном толковании норм права.
Аргументы заявителя касательно нарушений при проведении административным органом внеплановой выездной проверки требований Закона N 294-ФЗ судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные.
Контрольные мероприятия проведены с целью проверки доводов гражданина Истомина В.В., изложенных в заявлении от 20.12.2011, о возможном причинении вреда жизни, здоровью или имуществу населения и окружающей природной среде.
В соответствии с пунктом "б" части 7 статьи 16 Закона N 116-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ также предусмотрено, что поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки было вынесено прокуратурой Республики Коми 12.01.2012 и поступило в Управление в этот же день, о чем свидетельствует отметка во входящем штампе административного органа (том 3 л.д. 19).
Таким образом, существенных нарушений процедуры проверки ответчиком не допущено, доводы о начале проведения проверки до получения согласования прокуратуры бездоказательны.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда об отказе в удовлетворении требований Общества законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Республики Коми следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "СГснаб" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1 000 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя. При подаче апелляционной жалобы ООО "СГснаб" по платежному поручению от 04.06.2012 N 265 уплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.05.2012 по делу N А29-1576/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СГснаб" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СГснаб" (ИНН: 1101031945, ОГРН: 1021100511740, место нахождения: г. Сыктывкар, ул. 4-ая Промышленная, д. 28) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одной тысячи) рублей 00 копеек, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.06.2012 N 265.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-1576/2012
Истец: ООО "СГснаб"
Ответчик: Печорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору