город Ростов-на-Дону |
|
14 августа 2012 г. |
дело N А53-9430/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Н.Н. Ивановой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сараевой Е.А.
при участии:
от заявителя: Керезь Р.В. по доверенности от 06.08.2012,
от УФАС по РО: Моргунова Ю.В., по доверенности N 41 от 12.03.2012,
от Университета: Ронис А.А. по доверенности от 17.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.06.2012 по делу N А53-9430/2012,
принятое судьей Чернышевой И.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью экспертно-консультативное бюро "Медиатор"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
о признании недействительными решений,
при участии третьих лиц: Навальный А.А., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный строительный университет",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью экспертно-консультативное бюро "Медиатор" (далее - ООО ЭКБ "Медиатор") обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС) о признании недействительными решений от 14.12.2011 N 18852/03, N 18853/03, N 18851/03, N 18850/03, которыми ООО ЭКБ "Медиатор" признано нарушившим часть 8 статьи 1, часть 2 статьи 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Навальный А.А., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный строительный университет" (далее ФГБОУ ВПО "РГСУ").
Решением суда от 01.06.2012 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что специализированной организацией были выполнены требования законодательства при размещении на интернет-сайте конкурсной документации.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ростовское УФАС обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что документация размещалась специализированной организацией в формате tif. Ростовское УФАС указывает, что специализированная организация не обеспечила потенциальным участникам торгов возможность ознакомления с размещенной информацией о государственном заказе при отсутствии информации/сведений о том, как возможно было бы это сделать; невозможно ознакомиться с информацией как путем открытия документа через кнопку "открыть", так и путем сохранения через кнопку "сохранить".
Представитель Ростовского УФАС в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению жалобы.
Как следует из материалов дела, между ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный строительный университет" (заказчик) и ООО "Экспертно-консультационное бюро "Медиатор" (специализированная организация) был заключен договор от 30.09.2011 N 207-3/2 на оказание консалтинговых услуг и функций специализированной организации в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 в сфере размещения государственного заказа.
В рамках исполнения указанного договора на официальном Интернет-сайте по адресу www.zakupki.gov.ru была размещена информация о следующих заказах:
- N 0358100018711000101 на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оснащение комплексами визуализации лекционных учебных аудиторий (начальная цена контракта 1912875 рублей, место выполнения работ - РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162);
- N 0358100018711000099 на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на комплексное оснащение оборудованием для сетевого обучения и автоматизации учебного процесса РГСУ (часть 2) (начальная цена контракта 2148000 рублей, место выполнения работ - РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162);
- N 0358100018711000100 на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на комплексное оснащение оборудованием для сетевого обучения и автоматизации учебного процесса РГСУ (часть 3) (начальная цена контракта 1074000 рублей, место выполнения работ - РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162);
- N 0358100018711000098 на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на комплексное оснащение оборудованием для сетевого обучения и автоматизации учебного процесса РГСУ (часть 1) (начальная цена контракта 1074000 рублей, место выполнения работ - РФ, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162).
16.11.2011 в Ростовское УФАС поступило обращение Навального А.А. о допущенных при размещении указанных выше заказов нарушениях.
По результатам проведенной на основании обращения внеплановой проверки комиссией Ростовского УФАС были приняты решения от 14.12.2011 N 18852/03 (по заказу N 0358100018711000100), N 18853/03 (по заказу N 0358100018711000101), N 18851/03 (по заказу N 0358100018711000098), N 18850/03 (по заказу N 0358100018711000099), которыми ООО ЭКБ "Медиатор" признано нарушившим часть 8 статьи 1, часть 2 статьи 41.7 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005.
Решения Ростовского УФАС мотивированы тем, что ознакомиться с документацией по аукционам N N 0358100018711000100, 0358100018711000101, 0358100018711000098, 0358100018711000099 непосредственно на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru общепринятым способом путем использования (нажатия) клавиши "Открыть" не представляется возможным.
Данное обстоятельство, по мнению Ростовского УФАС, является препятствием для реализации целей регулирования Закона N 94-ФЗ, приведенных в ч. 1 ст. 1 Закона, а именно, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов.
Согласно разъяснениям специализированной организации документация по аукционам размещена на официальном сайте в формате (rar), допускающем публикацию на указанном сайте согласно действующему регламенту. На заседании комиссии Ростовского УФАС специализированной организацией пояснено, что доступ к ознакомлению с документацией по аукционам возможен путем ее сохранения из сети Интернет и дальнейшем использовании для открытия специальных программных средств с применением определенного алгоритма. Вместе с тем, указывает УФАС, информация о необходимости применения участниками размещения заказа какого-либо алгоритма для открытия документации об аукционе отсутствовала.
С учетом изложенного, по мнению Ростовского УФАС размещение на официальном сайте РФ информации о размещении заказа путем проведения аукциона, подлежащей в соответствии с законодательством РФ размещению, в ненадлежащем виде, в частности, в размещении на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru документации об аукционе без обеспечения доступа для ее ознакомления, является нарушением Специализированной организацией ч. 8 ст. 16, ч. 2 ст. 41.7 Закона.
Считая незаконными решения от 14.12.2011 N 18852/03, N 18853/03, N 18851/03, N 18850/03, ООО ЭКБ "Медиатор" оспорило их в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст.ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконным акта органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие указанных условий недействительности решений Ростовского УФАС подтверждено материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 (далее - Закон N94-ФЗ) официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru
Согласно части 8 статьи 16 Закона N 94-ФЗ информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В силу части статьи 41.7 Закона N 94-ФЗ в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте
В соответствии с частью 2 статьи 41.7 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что Ростовским УФАС не доказано наличие в действиях ООО "ЭКБ "Медиатор" нарушения ч. 8 ст. 16 и ч. 2 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ.
Указанные нормы предусматривают обеспечение возможности доступа документации об аукционе для ознакомления без взимания платы.
В ходе рассмотрения обращения Навального А.А. Ростовским УФАС было установлено, что спорная аукционная документация фактически была размещена специализированной организацией на официальном сайте.
В суде представителями Ростовского УФАС также не оспаривался факт своевременного размещения специализированной организацией аукционной документации на официальном сайте.
Таким образом, специализированной организацией с учетом требований ст.ст. 16, 41.7 Закона N 94-ФЗ была обеспечена возможность доступа документации об аукционе для ознакомления путем размещения на официальном сайте.
Ростовским УФАС в материалы дела не представлено доказательств того, что документация об аукционе была размещена обществом "ЭКБ "Медиатор" с условием платного доступа к данной информации.
Доводы Ростовского УФАС о том, что размещенные файлы были недоступны для ознакомления всех потенциальных участников размещения заказа, не принимаются судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 16, 16.1 Закона N 94-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по ведению и обслуживанию официального сайта является Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Уполномоченный орган вправе привлечь на основе контракта организации для оказания услуг по ведению и обслуживанию официального сайта.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 147 утверждено "Положение о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" (далее - Положение N 147).
В соответствии с пунктами 9, 10 Положения N 147 программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств.
Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
На официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) размещен проект Регламента размещения заказа путем проведения открытого конкурса на общероссийском официальном сайте (ООС), согласно пункту 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi, exe.
Из содержания регламента, а также Положения N 147 следует, что технический процесс размещения на ООС заказов, в том числе аукционной документации, регулируется уполномоченным органом, отвечающим за ведение и обслуживание официального сайта.
При этом, установленный на сайте алгоритм действий по размещению заказов предусматривает автоматическую проверку системой соблюдения заказчиками (специализированными организациями) нормативных положений, в том числе Закона N 94-ФЗ, в том числе техническое обеспечение возможности доступа к открытой информации.
Ростовским УФАС в материалы дела не представлено доказательств совершения ООО "ЭКБ "Медиатор" действий, противоречащих нормам Закона N 94-ФЗ, Положения N 147, Регламента.
Ростовским УФАС также не представлено доказательств того, что аукционная документация была размещена в зашифрованном (закодированном) виде, ограничивающем доступ к информации неопределенного круга лиц.
В свою очередь, ООО "ЭКБ "Медиатор" представило пояснения, согласно которым документация была прикреплена в виде файлов в формате tif, но в сжатом (архивированном) виде. При этом файлы могут быть разархивированы обычным способом путем применения стандартных и наиболее распространенных программ-архиваторов (Winrar, 7-zip, winzip).
Доказательств, опровергающих пояснения общества, антимонопольным органом не представлено.
Апелляционной инстанцией не принимаются во внимание доводы УФАС о том, что специализированной организацией не размещалась информация о способе ознакомления с файлами.
Как указано ранее, материалами дела подтверждается факт своевременного размещения специализированной организацией на официальном сайте аукционной документации.
Доказательств нарушения при этом обществом "Медиатор" требований закона N 94-ФЗ либо регламентов пользования официальным сайтом, в материалы дела не представлено.
Соблюдение специализированной организации нормативных требований при размещении заказа не предполагает дополнительного размещения информации об общеизвестном способе ознакомления с информацией, содержащейся в файлах, в том числе в сжатом формате.
При таких обстоятельствах, у Ростовского УФАС отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений от 14.12.2011 N 18852/03, N 18853/03, N 18851/03, N 18850/03 в связи с отсутствием доказательств нарушения действиями ООО "ЭКБ "Медиатор" положений ч. 8 ст. 16 и ч. 2 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда от 01.06.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.06.2012 по делу N А53-9430/2012 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9430/2012
Истец: ООО ЭКБ "Медиатор", ООО экспертно-консультативное бюро "Медиатор"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: ГОУ ВПО "Ростовский государственный строительный университет", Навальный А. А., ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный строительный университет", Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский государственный строительный университет"