г. Ессентуки |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А25-2025/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Баканова А.П., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания Гузоевым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2012 по делу N А25-2025/2011
по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск, ИНН 0917014364, ОГРН 1090917001120), Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск, ИНН 0914000638, ОГРН 1040900966732)
к Министерству внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск, ИНН 0901022881, ОГРН 1030900707309), Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Карачаево- Черкесской Республике
об оспаривании решения государственного органа,
с участием третьих лиц: Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности (г. Черкесск, ИНН 0914000807, ОГРН 1040900967766), Федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике" (г. Черкесск, ИНН 0917013184, ОГРН 1080917005201),
при участии в судебном заседании:
от Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике: представитель Кубекова Д.К. (по доверенности N 2536/12 от 04.058.2012),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - Теруправление) и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - ГУ МЧС России по КЧР) обратились в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлениями о признании незаконным решения Межрайонного регистрационное экзаменационного отдела Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - МРЭО МВД), выразившееся в отказе в регистрации транспортных средств в количестве 30 единиц и обязании осуществить регистрацию транспортных средств.
Определениями от 29.12.2011 и 15.02.2012 в качестве третьих лиц привлечены Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике".
Определением от 26.01.2012 в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2012 в удовлетворении заявленных требований Теруправления отказано в полном объеме.
Теруправление не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просило его отменить в части отказа в государственной регистрации 11 единиц транспортных средств.
В отзыве на жалобу Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС России по КЧР поддержал доводы жалобы, просил решение суда от 05.04.2012 в обжалуемой части отменить, жалобу - удовлетворить.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2012 по делу N А25-2025/2011 в обжалуемой части является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что на основании постановления Правительства Российской Федерации "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" N 849 от 23.08.1993 служба противопожарных и аварийно-спасательных работ Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации, которая являлась органом государственного пожарного надзора Российской Федерации, а его управления самостоятельными структурными подразделениями Министерства внутренних дел республик в составе Российской Федерации.
На основании постановления Президиума Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 179 от 24.08.1995 Противопожарная аварийно-спасательная служба Министерства внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики.
Указом Президента Российской Федерации "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" N 1309 от 09.11.2001 с 01.01.2002 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В его состав включены входящие по состоянию на 01.10.2001 в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации N 1309 от 09.11.2001 Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел России.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики N 238 от 10.12.2004 Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Карачаево-Черкесской Республике с 01.01.2005 реорганизовано путем преобразования в Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Приказом МЧС России N 372 от 06.08.2004 создано ГУ МЧС России по КЧР, которое функционирует с 01.01.2005.
Распоряжением Министерства имущественных, земельных отношений и недропользования Карачаево-Черкесской Республики N 475 от 09.09.2005 Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности переданы в оперативное управление транспортные средства, ранее закрепленные за Государственной пожарной службой при Министерстве внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики и МЧС Карачаево-Черкесской Республики.
Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 63 от 05.03.2008 ГУ МЧС России по КЧР переданы от Управления Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, функции по организации тушения пожаров на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также имущество, предназначенное для организации тушения пожаров.
В соответствии с разграничением полномочий между федеральной противопожарной службой и противопожарной службой субъектов Российской Федерации, на основании договора N 11 от 23.05.2008, заключенного между Министерством имущественных, земельных отношений и недропользования Карачаево-Черкесской Республики, Управлением Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и ГУ МЧС России по КЧР в безвозмездное пользование последнему передано в том числе движимое имущество - автомобильная техника.
В июне 2010 ГУ МЧС России по КЧР обратилось в МРЭО МВД с заявлением о регистрации используемых транспортных средств в количестве 9 единиц.
С заявлением аналогичного содержания о регистрации транспортных средств в количестве 21 единицы в МРЭО МВД обратилось Теруправление.
16.06.2010 ГУ МЧС России по КЧР отказано в регистрации 9 единиц транспортных средств в связи с отсутствием учредительных документов в отношении Отдела Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дела Карачаево-Черкесской Республики и ликвидацией указанной организации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Теруправления и ГУ МЧС России по КЧР с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Поскольку ГУ МЧС России по КЧР обжалует решение суда первой инстанции в части отказа в государственной регистрации 11 единиц транспортных средств, следовательно, суд апелляционной инстанции проверяет решение в обжалуемой части.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995 допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" N 938 от 12.08.1994 регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в том числе, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 3 указанного постановления собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности движения" N 711от 15.06.1998, государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 1001 от 24.11.2008, утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - Правила N 1001).
Под регистрацией транспортных средств понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами (пункт 2 Правил).
Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства:
- изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенные для продажи;
- конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами;
- при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных)
- при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанный в пункте 3 Правил N 1001 перечень оснований для отказа в государственной регистрации транспортного средства является исчерпывающим.
Согласно пункту 20 Правил N 1001 транспортные средства, за исключением случаев, предусмотренных указанными Правилами, регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспортах транспортных средств, заключенных в установленном порядке договорах или иных документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 36 Правил N 1001 определен перечень документов для производства регистрационных действий собственниками (владельцами) транспортных средств, согласно которому, в регистрационные подразделения сдаются следующие документы:
- документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты;
- документы, подтверждающие снятие предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом запретов и ограничений;
- документы, удостоверяющие полномочия гражданина представлять интересы собственника (владельца) при совершении регистрационных действий;
- регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки, включая регистрационные документы и регистрационные номера государств регистрации транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, регистрационные знаки "ТРАНЗИТ";
- оригиналы расчетных документов об уплате государственной пошлины.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для отказа в совершении регистрационных действий от 16.06.2010 в отношении спорного транспортного средства, явилось отсутствие документального подтверждения передачи автотранспорта от Отдела Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики его правопреемнику.
В нарушении требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суду апелляционной инстанции также не представлено доказательств, на основании которых у ГУ МЧС России по КЧР возникло право оперативного управления в отношении конкретных единиц транспорта.
Исследовав вопросы, входящие в предмет доказывания по настоящему делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа законное, обоснованное и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителей.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что доводы заявителя жалобы сводятся лишь к несогласию с оценкой судом представленных в материалы дела доказательств и исследованных обстоятельств. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2012 по делу N А25-2025/2011 в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на подателя жалобы и взысканию с него не подлежит, поскольку он освобожден от ее уплаты в соответствии с налоговым законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.04.2012 по делу N А25-2025/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
А.П.Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2025/2011
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: МРЭО МВД КЧР
Третье лицо: Управление Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике", Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике, Министерство внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике, Министерство внутренних дел по КЧР
Хронология рассмотрения дела:
20.08.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1551/12