город Омск |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А75-2399/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5362/2012) Когалымского городского муниципального унитарного предприятия "Центральная городская аптека" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2012 по делу N А75-2399/2012 (судья Загоруйко Н.Б.), принятое по заявлению Прокурора города Когалыма к Когалымскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Центральная городская аптека" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Когалымского городского муниципального унитарного предприятия "Центральная городская аптека" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от прокурора города Когалыма - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Прокурор города Когалыма (далее - прокурор, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности Когалымского городского муниципального унитарного предприятия "Центральная городская аптека" (далее - КГМУП "Центральная городская аптека", заинтересованное лицо) по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 18.05.2012 по делу N А75-2399/2012 КГМУП "Центральная городская аптека" привлечено к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановленным судебным актом, заинтересованное лицо обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
КГМУП "Центральная городская аптека" осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии N ЛО-86-02-000397 от 23.12.2011, выданной Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (л.д. 22).
Прокуратурой г.Когалыма проведена проверка соблюдения федерального законодательства о социальной защите инвалидов.
В ходе проверки установлено, что здания аптечных пунктов, принадлежащего КГМУП "Центральная городская аптека", расположенного по адресу : г. Когалым, ул. Сибирская, д. 13 и по адресу: г. Когалым, ул. Мира, д. 28 не соответствуют требованиям законодательства на предмет доступности и досягаемости мест целевого посещения зданий и сооружений маломобильными группами населения, входная группа и лестницы зданий аптечных пунктов не оборудованы пандусами (л.д. 14-17).
Часть N 2 строения "Административного здания Комитета по охране окружающей среды" по адресу: г. Когалым, ул. Сибирская, д. 13, в которой расположен аптечный пункт, принадлежит КГМУП "Центральная городская аптека" на праве хозяйственного ведения согласно свидетельства о государственной регистрации права N 72 НЛ 376531, выданного 15.06.2010 Управлением Росреестра по ХМАО - Югре.
Часть N 1 административного здания по адресу: г. Когалым, ул. Мира, д. 28, в котором расположена аптека готовых лекарственных форм, принадлежит КГМУП "Центральная городская аптека" на праве собственности согласно свидетельства о государственной регистрации права N НЛ 555459, выданного14.07.2008 Управлением Росреестра по ХМАО - Югре.
Согласно технических паспортов на указанные части здании, занимаемых КГМУП ЦГА", пандусами либо иными техническими средствами, обеспечивающими доступ в аптеки маломобильных групп населения, не оборудованы.
Усмотрев в действиях (бездействии) общества грубые нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) на осуществление фармацевтической деятельности, административный орган возбудил в отношении КГМУП "ЦГА" производство по делу об административном правонарушении (л.д. 8-13).
Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 24.02.2012 вместе с материалами дела об административном правонарушении передано в арбитражный суд для рассмотрения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора и привлекая заинтересованное лицо к административной ответственности, исходил из установленных материалами дела фактов допущения вменяемого нарушения. Суд согласился с избранной заявителем квалификацией совершенного административного проступка.
В апелляционной жалобе КГМУП "Центральная городская аптека" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что в его действиях отсутствует вина, так как вопрос об установке пандуса подлежит решению учредителем предприятия, а само КГМУП "Центральная городская аптека" предпринимало меры для установки пандусов.
Также податель жалобы считает, что вменяемое правонарушение не является грубым нарушением лицензионных требований, в связи с чем не подлежит квалификации по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Прокурором отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судебное заседание апелляционного суда проведено в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших ходатайства о его отложении (часть 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. От заинтересованного лица до начала судебного заседания поступило письмо, в котором оно сообщает о невозможности явки своего представителя.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает его подлежащим отмене, производство по делу - прекращению, исходя из следующего.
Как уже было указано, КГМУП "Центральная городская аптека" было вменено правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, за отсутствие в аптечном учреждении устройства беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандуса).
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением предусмотренных в лицензии условий помимо общих норм, содержащихся в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
Данная правовая позиция, по мнению суда апелляционной инстанции, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, применима и при разграничении квалификации действий правонарушителя по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и специальным нормам этого Кодекса.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); вРоссийской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
Установив в Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Закрепляющее названную обязанность положение части 1 статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, в том числе органами местного самоуправления, равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление между названными субъектами.
Административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур установлена статьей 9.13 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры.
Таким образом, правонарушение, предусмотренное статьей 9.13 КоАП РФ, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов. Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.
Административную ответственность в соответствии с рассматриваемой статьей несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что неправомерное бездействие лица, привлекаемого к административной ответственности, выразившееся в не обеспечении входа в аптеку пандусом, подлежит квалификации по статье 9.13 КоАП РФ, являющейся специальной нормой по отношению к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
То обстоятельство, на которое указал прокурор в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и суд первой инстанции в тексте своего решения, что пунктом 3.1 ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" аптекам предписано предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, не имеет значения в целях квалификации действий заинтересованного лица, поскольку этой нормой лишь конкретизирована (применительно к аптечным организациям) установленная частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", частью 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" общая для всех организаций обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Таким образом, неисполнение обязанности по обустройству входа (выхода) в аптеку пандусом не может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности, а является самостоятельным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена специальной нормой - статьей 9.13 КоАП РФ, в связи с чем вывод прокурора и суда, признается судом апелляционной инстанции ошибочным.
Согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают только дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П, данное конституционное право - право на законный суд - является необходимой составляющей закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда. Этим конституционным предписаниям корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, прежде всего Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, обязывающие государства обеспечивать каждому защиту его прав путем справедливого разбирательства дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона компетентным, то есть обладающим соответствующими полномочиями по рассмотрению конкретного дела в силу установленных законом правил подведомственности и подсудности, судом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 262-О также разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Следовательно, несоблюдение правил подведомственности означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
В пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 этого Кодекса прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции. В других случаях прекращению подлежит производство по апелляционной жалобе.
Учитывая изложенные обстоятельства, нормы права и разъяснения высшей судебной инстанции, апелляционная коллегия арбитражного суда считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, производство по делу прекращению.
Выводы о наличии или отсутствии оснований для привлечения КГМУП "Центральная городская аптека" к административной ответственности по статье 9.13 КоАП РФ вправе сделать только соответствующий суд общей юрисдикции (мировой судья), в связи с чем суд апелляционной инстанции воздерживается от оценки фактических обстоятельств настоящего дела.
Судебные расходы по делу не распределяются, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, пунктом 3 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Когалымского городского муниципального унитарного предприятия "Центральная городская аптека" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2012 по делу N А75-2399/2012 отменить.
Производство по делу N А75-2399/2012 по заявлению Прокурора города Когалыма к Когалымскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Центральная городская аптека" о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2399/2012
Истец: Прокурор г. Когалым, Прокурор г. Когалыма младший советник юстиции А. М. Качанов
Ответчик: Когалымское городское муниципальное унитарное предприятие "Центральная городская аптека", Когалымское городское МУП "Центральная городская аптека"
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5362/12
06.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5362/12
18.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5362/12
18.05.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-2399/12