г. Красноярск |
|
20 августа 2012 г. |
Дело N А74-3839/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Магда О.В.,
секретаря судебного заседания Савицкас Н.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (ИНН 1901016488, ОГРН 1021900533478; г. Абакан Республики Хакасия)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 5 мая 2012 года по делу N А74-3839/2011, принятое судьей Тропиной С.М.,
установил:
Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (ИНН 1901016488, ОГРН 1021900533478) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Дорожное эксплуатационное предприятие N 370", просил суд образовать путём раздела земельного участка, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, кадастровый номер 19:01:060209:11, два земельных участка:
площадью 790 кв.м для использования здания пескобазы площадью 508,7 кв.м, инв. N 95:401:002:000000398 литера Б1 по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1 с координатами для :ЗУ1;
площадью 12398 кв.м для эксплуатации и обслуживания производственной базы ОАО "ДЭП N 370" с координатами для :ЗУ2;
признать право собственности Республики Хакасия на вновь образованный земельный участок площадью 790 кв.м для использования здания пескобазы, площадью 508,7 кв.м, инв. N 95:401:002:000000398, литера Б1 по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1 с координатами для: ЗУ1. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное казённое учреждение Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, администрация города Абакана, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 мая 2012 года в иске отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указал следующее.
Арбитражный суд пришел к выводу о том, что на момент разграничения государственной собственности на землю здание пескобазы площадью 508,7 кв. м., литера Б1, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31 не являлось объектом капитального строительства и в то же время суд пришел к выводу, что этот же объект с 2009 года существует как объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано с 2009 года.
Истец считает, что данные выводы суда первой инстанции противоречат существу правового понятия объекта капитального строительства.
Право собственности Республики Хакасия на данный объект как на объект недвижимости было зарегистрировано 24 сентября 2009 года на основании акта приемки законченного строительством объекта от 09.10.1998, следовательно, по мнению истца, объект капитального строительства создан 09.10.1998.
Представленный ответчиком в дело в качестве доказательства технический паспорт комплекса объектов Абаканского дорожного ремонтно-строительного управления в г. Абакане по ул. 40 лет Комсомола, 31 по состоянию на 02.04.2007 не является доказательством того, что здание пескобазы является движимым объектом.
Поскольку на организацию технической инвентаризации правовыми нормами возложена обязанность по обследованию объектов капитального строительства на соответствие предъявляемым к ним требованиям и предоставление достоверной и объективной информации о таких объектах заинтересованным лицам, технический паспорт и справка Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" по Республике Хакасия от 16.01.2012 N ф-19/10 являются достоверными доказательствами того, что здание пескобазы является объектом капитального строительства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании 6 августа 2012 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 13 августа 2012 года 11 час. 35 мин., о чем информация опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
После перерыва от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
От ответчика поступил отзыв от 13.08.2012, согласно которому обжалуемое решение является законным и обоснованным, по его мнению, пескобаза не является объектом капитального строительства, поэтому отсутствовали основания для приобретения в собственность Российской Федерации части спорного земельного участка.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего спора, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
В 1993 году государственному предприятию "Абаканское дорожное ремонтно-строительное управление" выдан государственный акт N РХ-01-001917 на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1,189 га по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31.
25 декабря 1998 года на основании государственного акта N РХ-01-001917 за государственным предприятием "Абаканское дорожное ремонтно-строительное управление" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 1,189 га по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31.
9 октября 1998 года управлением автомобильных дорог Госкомитета транспорта и дорог (заказчик) и АО "Хакасгражданстрой" (подрядчик) подписан акт приёмки законченного строительством объекта - здания пескобазы Абаканского ДРСУ и ДРСУ-2 по адресу: г. Абакан, ул. Ленинского Комсомола, 31. Распоряжением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 21.09.2009 N 180-56-р уточнён адрес принятого в эксплуатацию объекта: город Абакан, ул. 40 лет Комсомола.
22 января 1999 года на основании приказа государственного комитета транспорта и дорог N 11 здание пескобазы принято на баланс и в оперативное управление Государственного комитета транспорта и дорог Республики Хакасия.
13 мая 2004 года на государственный кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 13188 кв.м по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, кадастровый номер 19:01:060209:11 (равнозначен кадастровому номеру 19:01:060209:0011), категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для эксплуатации и обслуживания производственной базы.
12 марта 2004 года мэром города Абакана принято постановление N 393 об изъятии у Абаканского дорожного ремонтно-строительного управления "Хакавтодора" земельного участка площадью 1,189 га по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, признании утратившим силу государственный акт N РХ-01-001917 и о предоставлении ФГУ ДЭП N 370 земельного участка площадью 13188 кв.м, по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, для эксплуатации и обслуживания производственной базы.
12 марта 2004 года муниципальное образование город Абакан (арендодатель) и федеральное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие N 370 (арендатор) заключили договор N АЮ07139 аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передаёт арендатору в аренду земельный участок общей площадью 13188 кв.м, кадастровый номер 19:01:060209:0011, категория земель - земли поселений, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, для эксплуатации и обслуживания производственной базы, в границах, указанных на плане границ земельного участка. Согласно пункту 2.1. договора период аренды участка определён сторонами с 12.03.2004 по 05.03.2009. Акт приёма-передачи от 12.03.2004 подтверждает передачу земельного участка в аренду.
13 декабря 2007 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 13188 кв.м по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, уч. 31, кадастровый номер 19:01:060209:0011, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для эксплуатации и обслуживания производственной базы, (свидетельство серии 19АА N 106020).
6 февраля 2008 года заключено соглашение о переводе на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 12.03.2004 N АЮ07139.
05 марта 2009 года заключено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 12.03.2004 N АЮ07139 с 05.03.2009. Земельный участок передан Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия по акту приёма-передачи от 05.03.2009.
2 апреля 2007 года ГУП РХ "Управление технической инвентаризации" составлен технический паспорт комплекса нежилых зданий, строений, сооружений - Абаканское дорожное ремонтно-строительное управление, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера А,А,А2,А3,А4,а,Б,В1,В1,В2,В3,В4,Г1,Г2,Г3,Г4,Г5,Г7,Г8. Согласно схематическому плану на месте размещения спорного объекта расположена служебная постройка - пескосклад, литера Г7. В качестве фундамента указаны металлические столбы, в качестве стен, перегородок и крыши - рифлёное железо (профнастил).
2 апреля 2008 года Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия (арендодатель), Государственное учреждение Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" (владелец), Федеральное государственное унитарное дорожное предприятие N 370 заключили договор аренды государственного имущества N 25-р, по условиям которого арендодатель и владелец передают арендатору во временное пользование имущество - пескобазу сборно-разборную, находящуюся по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, для использования под склад.
4 июня 2009 года ГУП РХ "Управление технической инвентаризации" составлен технический паспорт объекта недвижимости - пескобазы, расположенной по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1, общей площадью 508,7 кв.м, 1998 года постройки. В качестве фундамента указаны металлические столбы, в качестве стен и крыши-рифлёное железо (профнастил), металлический каркас.
24 сентября 2009 года на основании акта приёмки законченного строительством объекта от 09.10.1998 за Республикой Хакасия зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - здание пескобазы общей площадью 508,7 кв.м, инвентарный номер 95:401:002:000000398, литера Б1, по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1 (свидетельство серии 19АА, N 202495).
9 октября 2009 года на основании распоряжения Государственного комитета по управлению государственным имуществом Республики Хакасия от 17.01.2008 N 7 за Государственным учреждением Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" зарегистрировано право оперативного управления на объект недвижимости - здание пескобазы общей площадью 508,7 кв.м, инвентарный номер 95:401:002:000000398, литера Б1, по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1 (свидетельство серии 19АА, N 220930).
25 декабря 2009 года Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия утверждён передаточный акт подлежащего передаче имущественного комплекса федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 370, на основании которого открытому акционерному обществу "Дорожное эксплуатационное предприятие N 370" передан, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 19:01:060209:11 площадью 13188 кв.м по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31.
20 июля 2010 года на основании передаточного акта от 25.12.2009 за открытым акционерным обществом "Дорожное эксплуатационное предприятие N 370" зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 13188 кв.м по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, уч. 31, кадастровый номер 19:01:060209:0011, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для эксплуатации и обслуживания производственной базы, (свидетельство серии 19АА N 293684).
Согласно выписке из реестра республиканского имущества от 16.12.2011 здание пескобазы общей площадью 508,7 кв.м, по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1 относится к государственной собственности и принадлежит на праве оперативного управления ГКУ РХ "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия".
11 февраля 2011 года Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия обратился в ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие N 370" с письмом о рассмотрении вопроса о передаче части земельного участка площадью 1057 кв.м, расположенного под зданием пескобазы по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1, в собственность Республики Хакасия.
21 февраля 2011 года ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие N 370" направило в Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия предложение заключить договор аренды земельного участка площадью 508 кв.м под зданием пескобазы по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1.
В ответ на указанное обращение в письме от 23 марта 2011 года Государственный комитет по управлению государственным имуществом Республики Хакасия сообщил о том, что здание пескобазы по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1 предоставлено на праве оперативного управления ГКУ РХ "Управление автомобильных дорог", в связи с чем в соответствии со статьёй 20 Земельного кодекса Российской Федерации заключение договора аренды земельного участка невозможно. В письме также содержится просьба согласовать схему расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории М1:1000 и принять решение о разделе земельного участка для последующей передачи в собственность Республики Хакасия.
14 октября 2011 года решением Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1464/2011 открытое акционерное общество "Дорожное эксплуатационное предприятие N370" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, конкурсным управляющим утверждена Костюк Тамара Николаевна.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, и невозможность разрешения данного спора о праве на земельный участок во внесудебном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению предметом иска является образование путём раздела земельного участка и признание права собственности на вновь образуемый земельный участок, основанием - нахождение спорного земельного участка под объектом собственности субъекта Российской Федерации. Правовым основанием указаны статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Согласно пунктам 1, 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Исходя из положений части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 6 статьи 11.2, пунктов 1 и 2 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о выборе истцом надлежащего способа защиты права.
В предмет исследования по настоящему делу входит установление следующих фактов: наличие права собственности на объект недвижимости, находящийся на земельном участке, о признании права на который заявлено требование; возникновение этого права по установленным законодательством основаниям и его действительность, наличие возможности раздела земельного участка. При установлении указанных фактов в совокупности заявленные требования подлежат удовлетворению.
Возникновение права собственности на спорный земельный участок истец связывает с моментом разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
Пунктами 2, 3 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю также установлены критерии принадлежности земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, изложенные в пункте 1 той же статьи.
Статьей 18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в собственности субъектов Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Такие же основания предусмотрены и в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации (статья 17 Земельного кодекса).
Истец ссылается на то, что право собственности возникло у него на часть спорного земельного участка, который расположен под объектом недвижимого имущества - зданием пескобазы, находящегося в собственности Республики Хакасия и переданного в оперативное управление Государственному учреждению Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия". При этом право собственности на земельный участок, в том числе на спорную его часть зарегистрировано за ответчиком в результате перехода этого права от Российской Федерации.
Согласно представленным в дело документам здание пескобазы, площадью 508,7 кв.м, литера Б1, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, значится в реестре республиканского имущества. Право собственности Республики Хакасия и право оперативного управления Государственного учреждения Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" на указанный объект зарегистрировано в установленном порядке.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что не подтвержден материалами дела тот факт, что здание пескобазы площадью 508,7 кв. м., литера Б1, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, на момент разграничения государственной собственности на землю являлось объектом недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (пункт 2 статьи 130 ГК РФ).
Понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости.
В подтверждение довода о том, что объект, расположенный на спорном земельном участке, является объектом недвижимости, истец ссылается на акт приёмки законченного строительством объекта от 9 октября 1998 года (форма N КС-11), акт приёмки выполненных работ по законченному строительством объекту от 09 октября 1998 года (форма N 2), технический паспорт нежилого здания по состоянию на 04 июня 2009 года, свидетельство о государственной регистрации права собственности Республики Хакасия на здание пескобазы от 24 сентября 2009 года.
На момент строительства здания пескобазы и её ввода в эксплуатацию (1998 год) действовали следующие нормативные правовые акты, регулирующие порядок приёмки законченных строительством объектов: Постановление Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 (в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации) и Временное положение по приёмке законченных строительством объектов, рекомендуемое к применению письмом Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13.
Из указанных нормативных правовых актов следует, что приёмка законченных строительством объектов, возведённых за счет государственных средств, осуществляется государственными приёмочными комиссиями. Акт приёмки законченного строительством объекта, составляемый в этом случае, содержит все необходимые сведения о соблюдении установленного порядка строительства.
Сведения о том, что указанное сооружение было возведено как самостоятельный объект недвижимости на земельном участке, отведённом для строительства именно такого рода объекта, в материалах дела отсутствуют.
Приёмка в эксплуатацию здания пескобазы как объекта капитального строительства созданной в установленном порядке приёмочной комиссией не осуществлялась, заключение надзорных органов относительно возможности эксплуатации сооружения как объекта капитального строительства не выдавались.
Кроме того, постановление Правительства Республики Хакасия от 31.07.1998 N 138, поименованное в акте приёмки от 09.10.1998 в качестве разрешающего строительство капитального объекта документа, в материалы дела не представлено.
Представленный истцом в материалы дела отчёт N Р 15-10 об оценке рыночной стоимости не является бесспорным доказательством того, что объект обладает признаками недвижимого имущества, так как составлялся для целей определения рыночной величины годовой ставки арендной платы нежилого здания. Письмо директора филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Республике Хакасия от 16.01.2012 N ф-19/10 также не подтверждает данное обстоятельство, поскольку содержащийся в письме вывод о том, что здание пескобазы является объектом капитального строительства, ничем не обоснован.
Представленный в материалы дела технический паспорт комплекса объектов абаканского дорожного ремонтно-строительного управления в г. Абакане по ул. 40 лет Комсомола, 31, по состоянию на 02.04.2007 свидетельствует о том, что ранее здание пескобызы по результатам технической инвентаризации было отнесено к категории служебных построек с литерой Г7 и учитывалось как пескосклад.
Кроме того, по договору аренды государственного имущества от 02.04.2008 N 25-р истец передавал в аренду ответчику здание пескобазы как сборно-разборную металлическую конструкцию.
Проведение в отношении сооружений технического и кадастрового учета является следствием, а не причиной распространения на конкретный объект правового режима недвижимого имущества, и осуществление в отношении него технического учёта не может служить основанием автоматического признания его объектом недвижимости.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что арбитражный суд не вправе самостоятельно оценить наличие у заявленного объекта такого признака как неразрывная связь с землей. При осуществлении технической инвентаризации и определении того, является ли инвентаризируемый объект недвижимыми имуществом, орган по инвентаризации руководствуется Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) и не осуществляет оценки соответствия объекта недвижимого имущества требованиям ст. 130 ГК РФ. Таким образом, наличие технического паспорта на объект не означает, что такой объект действительно является недвижимым имуществом.
Наличие зарегистрированного права собственности не умаляет вывод суда об отсутствии признаков недвижимого имущества у заявленного объекта, поскольку в соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним источником информации об объекте, право на который регистрируется, является документ, "удостоверенный государственным органом (организацией), осуществляющим государственный учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории регистрационного округа" (п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219).
Таким образом, регистрирующий орган обязан зарегистрировать права на любые объекты, в отношении которых: (а) выполнены требования Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" в части наличия правоустанавливающих документов и (б) имеется технический паспорт, являющийся доказательством того, что объект является недвижимым имуществом.
Как следует из совокупности представленных по делу доказательств (технических паспортов, фотоснимков объекта, договора аренды государственного имущества от 02.04.2008 N 25-р), спорный объект представляет собой сборную металлическую конструкцию, имеющую площадь застройки 511,2 кв.м, фундаментом для которой служат металлические столбы, которым крепятся металлический каркас и стены из рифлёного железа (профлист), крыша и ворота также изготовлены из рифлёного железа (профлист).
Впервые здание пескобазы как объект недвижимого имущества внесено в Единый государственный реестр объектов капитального строительства органом технической инвентаризации только в 2009 году.
Таким образом, объект "здание пескобазы" на момент разграничения государственной собственности на землю и не отвечал признакам недвижимого имущества, закрепленным в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом отклонен довод истца и представителя Государственного учреждения Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" о том, что под строительство здания пескобазы в установленном порядке предоставлялся земельный участок исходя из следующего.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Разрешение на строительство пескобазы как объекта капитального строительства органом местного самоуправления - администрацией города Абакана не выдавалось.
Кроме того, объект возведён на земельном участке площадью 1,189 га по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, с 1993 по 2004 годы, который находился в постоянном (бессрочном) пользовании у государственного предприятия "Абаканское дорожное ремонтно-строительное управление" на основании государственного акта N РХ-01-001917.
Следовательно, на момент разграничения государственной собственности на землю отсутствовали какие-либо доказательства, свидетельствующие о нахождении на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества.
Поскольку право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 13188 кв. м, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, кадастровый номер 19:01:060209:0011, зарегистрировано 13 декабря 2007 года, а право собственности Республики Хакасия на здание пескобазы, площадью 508,7 кв. м, расположенное по адресу: г. Абакан, ул. 40 лет Комсомола, 31, литера Б1, зарегистрировано 24 сентября 2009 года, арбитражный суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что у истца отсутствовали основания для приобретения в собственность части спорного земельного участка. При таких обстоятельствах вопрос о возможности образования земельных участков путем раздела земельного участка правового значения не имеет.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в иске.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края 5 мая 2012 года по делу N А74-3839/2011 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на истца, который от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 мая 2012 года по делу N А74-3839/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3839/2011
Истец: Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом
Ответчик: ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие N 370"
Третье лицо: Администрация города Абакана, ГКУ РХ "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия", ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, Управление Росреестра по Республике Хакасия