г. Вологда |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А13-6622/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Ралько О.Б. и Тарасовой О.А. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гордеевой Ю.Н. по доверенности от 18.04.2012 N 27-212, от открытого акционерного общества "Вологодский речной порт" Зверева В.П. по доверенности от 15.06.2012, Есина А.Ю. по доверенности от 15.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу N А13-6622/2012 (судья Логинова О.П.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологодский речной порт" (ОГРН 1023500895087; далее - общество, ОАО "Вологдапорт") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Отделу надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - отдел, отдел надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.05.2012 N 07-53-06/171 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу N А13-6622/2012 требования общества удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на доказанность состава вмененного обществу правонарушения.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 20.01.2011 N 12-р отделом в отношении ОАО "Вологдапорт" в период с 08.02.2011 по 28.02.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проверки выявлено, что общество в нарушение статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 (далее - Порядок разработки планов) не разработало план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (далее - ОТИ и/или ТС).
УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора 28.02.2011 направило обществу предписание N 07-40-06/40, которым обязало устранить вышеуказанное нарушение, а именно: разработать план обеспечения транспортной безопасности ОТИ (пункт 1 предписания).
Срок исполнения предписания - 28.10.2011, письмом от 17.11.2011 срок его исполнения продлен до 25.04.2012.
Согласно распоряжению от 19.03.2012 N 186-р в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания от 28.02.2011 N 07-40-06/40, оформлен акт от 16.05.2012 N 07-46-06/243.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что общество не исполнило пункт 1 названного предписания, в связи с чем должностным лицом отдела составлен протокол от 16.05.2012 N 07-45-06/164 об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, старший государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора вынес постановление от 23.05.2012 N 07-53-06/171, которым ОАО "Вологдапорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 10 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В пунктах 5, 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ установлено, что объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и/или ТС или использующие их на ином законном основании.
В рассматриваемом случае ОТИ является река Вологда Северодвинской судоходной системы, 22 км судового хода.
Транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства (пункт 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности ОТИ и/или ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.
Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, являются информацией ограниченного доступа.
Реализация планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти.
В силу пункта 2 Порядка разработки планов план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требования).
Согласно пункту 2 Требований они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и/или ТС морского и речного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В соответствии с пунктом 5.7 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС (пункт 5.8 Требований).
Пунктом 2 Порядка проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 (далее - Порядок проведения оценки уязвимости), установлено, что оценка уязвимости ОТИ и/или ТС проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и/или ТС от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность названных объектов.
В силу пункта 3 Порядка разработки планов план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ и/или ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Пунктом 4 Порядка проведения оценки уязвимости установлено, что оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Закона N 16-ФЗ, с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и/или ТС и с применением модели нарушителя.
Согласно части 2 статьи 5 Закона N 16-ФЗ оценка уязвимости ОТИ и/или ТС проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 5.13.2 пункта 5.13 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 23.07.2004 N 371, Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере; утверждает результаты проведенной оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в установленной сфере деятельности.
Учитывая вышеизложенные правовые нормы, в целях исполнения пункта 1 предписания от 28.02.2011 N 07-40-06/40 ОАО "Вологдапорт" следовало пройти несколько стадий, при этом выполнение не всех стадий зависело только от общества.
В частности, общество должно было подготовить материалы и направить их в компетентный орган (Росморречфлот) для включения в Реестр категорированных объектов; после получения уведомления на основе публичного договора со специализированной организацией провести оценку уязвимости объекта и составить план обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Порядком разработки планов.
Пунктами 2, 6 и 7 указанного Порядка предусмотрено, что план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности; план представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе; первый экземпляр плана, утвержденного руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенного гербовой печатью, направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируется документальная и электронная базы.
Как указывалось ранее, компетентным органом в данном случае является Росморречфлот.
Как следует из материалов дела, 04.05.2011 общество обратилось в Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ) с заявлением, в котором просило рассмотреть вопрос о целесообразности присвоения категории порта и включении в Реестр категорированных объектов.
Ответ из Минтранса РФ не поступил, категория ОТИ не присвоена.
Впоследствии общество 07.02.2012 обратилось в Росморречфлот с заявлением о присвоении ОТИ и/или ТС соответствующей категории, приложив к нему необходимые документы.
В ответе от 03.04.2012 N АД-29/3007 Росморречфлот попросило повторно направить заявление, поскольку данные, представленные по критерию категорирования "Возможный размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде" и "Возможное количество погибших или получивших вред здоровью людей, чел." не позволяют присвоить категорию названному ОТИ.
Указанное письмо, согласно отметке на нем, получено обществом 23.04.2012.
С учетом изложенного на момент проверки у общества отсутствовала возможность для исполнения требования пункта 5.7 Требований, поскольку ОТИ общества не присвоена соответствующая категория.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно положениям статей 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемом случае вину общества управление при составлении протокола от 16.05.2012 N 07-45-06/164 об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления фактически не установило.
При таких обстоятельствах постановление от 23.05.2012 N 07-53-06/171 является незаконным, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО "Вологдапорт".
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 июня 2012 года по делу N А13-6622/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6622/2012
Истец: ОАО "Вологодский речной порт"
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора