г. Пермь |
|
17 августа 2012 г. |
Дело N А60-19220/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (ОГРН 1046603151935, ИНН 6659107821): не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610): не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июня 2012 года
по делу N А60-19220/2012,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - заинтересованное лицо, предприятие) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 июня 2012 года (резолютивная часть оглашена 05.06.2012) заявленные требования удовлетворены, предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает на то, что проверка предприятия проведена с нарушением требований действующего законодательства, поскольку приказ о ее проведении, акт проверки заинтересованному лицу не предъявлялся; ссылается на то, что распоряжение ФГУП "Почта России" от 23.11.2009 N 122-р является локальным нормативным актом, несоблюдение требований которого не является нарушением законодательства и лицензионных условий.
Управление против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылается на законность и обоснованность судебного акта.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Управлением Роскомнадзора по Свердловской области по обращению гражданки Остроушко Н.И. выявлен факт несоблюдения ФГУП "Почта России" условий пунктов 4, 14 лицензии N 25577.
По результатам проведенного анализа документов, полученных из УФПС
Свердловской области-филиала ФГУП "Почта России", было выявлено осуществление заинтересованным лицом предпринимательской деятельности с
нарушением условий, предусмотренных лицензией N 25577, а именно: с нарушением пунктов 4, 14 условий указанной лицензии, на основании чего составлен протокол об административном правонарушении N 208-Пр/4 от 03.04.2012.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении вместе с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, и другими материалами проверки направлены Управлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Согласно ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
Согласно п. 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
В силу подп. "в" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки.
В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг почтовой связи услуги почтовой связи подразделяются на: а) универсальные услуги почтовой связи; б) иные услуги (в том числе услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств; услуги по пересылке международных почтовых отправлений; услуги EMS).
В п. 4 Правил оказания услуг почтовой связи предусмотрено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции при оказании универсальных услуг почтовой связи, а также нормативы ее обмена, перевозки и доставки утверждаются Правительством Российской Федерации. Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи.
Как установлено в ходе проведения проверки, международное EMS-отправление посылка обыкновенная N ЕЕ000647727DЕ, принятое к пересылке 09.02.2012 г. в Германии и адресованное: Екатеринбург, ул. Учителей, д. 10, кв. 87, Остроушко Н.И., на территорию РФ поступило 20.02.2012 г. Таможенное оформление в объекте почтовой связи "Москва 104010" (Место международного почтового обмена) завершено 22.02.2012 г.
11.03.2012 г. EMS-отправление поступило Екатеринбургский EMS - сортировочный центр 620880 "Почта России" - филиала ФГУП "Почта России".
Международное EMS-отправление обработано и вручено адресату Остроушко Н.И. 15.03.2012 г.
Надзорным органом при проведении проверки сделан вывод, что оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" при оказании услуги по пересылке международного EMS-отправления N ЕЕ000647727DЕ по территории Российской Федерации нарушены сроки прохождения внутренних EMS, установленные оператором почтовой связи, с замедлением на 15 дней на этапе пересылки от места международного почтового обмена (объекта почтовой связи "Москва 104010") до места вручения объектом почтовой связи "Екатеринбургский EMS СЦ 620880".
В соответствии с п. 1, п.2 ст. 20 Всемирной почтовой конвенции (Принята в г.Женеве 12.08.2008 г. XXIV Конгрессом Всемирного почтового союза) Страны-члены или их назначенные операторы должны устанавливать и публиковать свои нормативы и контрольные цифры в области доставки входящих отправлений письменной корреспонденции и посылок.
Эти нормативы и контрольные цифры, увеличенные на время, требуемое
обычно для таможенного контроля, не должны быть менее благоприятными, чем те, которые применяются в отношении подобных отправлений их внутренней службы.
В соответствии с п. 11 Правил оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 03.12.2003 N 1381 (зарегистрировано в Минюсте РФ от 21.01.2004), таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, производится в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать трех дней с момента предъявления таких товаров для таможенного оформления таможенным органам, расположенным в месте международного почтового обмена или по месту нахождения получателя или отправителя МПО в случае необходимости подачи отдельной таможенной декларации.
Установленный оператором ФГУП "Почта России" срок прохождения ЕМS отправления от г. Москвы до г. Екатеринбурга составляет 3 дня.
В соответствии с Приложением N 1 к приказу ФГУП "Почта России" от 15.10.2010 г. N400-п сроки прохождения - это контрольные сроки доставки отправлений EMS от места подачи до места вручения.
В данном случае контрольный срок пересылки международного EMS-отправления, установленный распоряжением ФГУП "Почта России" от 23.11.2009 г. N 122-р во исполнение ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и пункта 4 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221, с учетом установленного трехдневного срока для прохождения таможенного контроля (согласно п. 11 Правил оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, приказом Государственного таможенного комитета Российской от 03.12.2003 г. N 1381, зарегистрировано в Минюсте РФ от 21.01.2004 г.) из г. Москвы до г. Екатеринбурга составляет - 6 дней.
Фактически срок пересылки составил 21 день (отправление поступило в РФ 20.02.2012 г., поступило в объект выдачи "Екатеринбургский EMS СЦ 620880" 11.03.2012 г., а не в контрольный срок 26.02.2012 г.), то есть допущено замедление на 15 дней, что влечет нарушение пункта 4 и подпункта "а" пункта 47 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221.
Факт нарушения установленного срока прохождения EMS-отправления подтверждается копиями приходно-расходных документов, а также информацией из официального сайта ФГУП "Почта России" по отслеживанию почтового отправления, подтверждающего фактический срок прохождения EMS-отправления по сети почтовой связи ФГУП "Почта России".
Указанные обстоятельства свидетельствует о несоблюдении предприятием требований лицензии по оказанию услуг связи, следовательно, о наличии в действиях ФГУП "Почта России" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апеллятора о том, что распоряжение ФГУП "Почта России" от 23.11.2009 N 122-р является локальным нормативным актом, несоблюдение требований которого не свидетельствует о нарушении лицензионных условий, является необоснованным, поскольку противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности вины предприятия в совершении административного правонарушения, поскольку на предприятие, как обладателя лицензии, возложена обязанность по соблюдению нормативно-правовых актов в области почтовой связи. При наличии возможности соблюдения лицензионных требований и условий предприятием не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у предприятия возможности соблюдения лицензионных требований и условий, а также доказательств, свидетельствующих о принятии предприятием всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, в действиях предприятия содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод апеллятора о нарушении административным органом порядка проведения проверки, выразившегося в отсутствии приказа и акта о проведении проверки, подлежит отклонению.
Из материалов дела следует, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, выявлено административным органом в результате анализа приходно-расходных документов, информации с официального сайта ФГУП "Почта России" по отслеживанию почтового отправления проведенного в целях рассмотрения обращения гр. Остроушко Н.И. и п. 9.12 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю, утвержденного Приказом Роскомнадзора от 22.05.2009 N 128, а не по результатам проведения плановой либо внеплановой проверки. Проведенный анализ документов не является мероприятием по контролю, следовательно, в издании приказа о проведении проверки и составлении акта проверки необходимость отсутствовала.
Поводом к возбуждению дела об административным правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом административного органа достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Необходимо отметить, что согласно п. 29 Порядка в случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю, в том числе дистанционному контролю, административного правонарушения, должностные лица, наделенные полномочиями составлять протокол об административном правонарушении в области связи, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, доказательства совершения предприятием правонарушения получены административным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Предприятию предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Предприятие привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Размер штрафа определен судом первой инстанции в пределах санкции, установленной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ для юридических лиц.
С учетом конкретных обстоятельства дела, характера совершенного Обществом административного правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
При данных обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июня 2012 года по делу N А60-19220/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-19220/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области
Ответчик: ФГУП "Почта России" в лице Управления федеральной почтовой связи Свердловской области - филиал ФГУП "Почта России"