г. Челябинск |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А47-7378/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 июня 2012 года по делу N А47-7378/2012 (судья Цыпкина Е.Г.).
В заседании принял участие представитель:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области - Коняева Л.Н. (доверенность от 11.01.2012 N 03-32/00061).
Глава крестьянского хозяйства "Рубин" Корчагин Михаил Викторович (далее - заявитель, налогоплательщик, глава КФХ "Рубин", Корчагин М.В.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 28.12.2011 N 10-28/14196 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.06.2012 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены, признано недействительным оспариваемое решение инспекции.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Так, заинтересованное лицо, указывает на то, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства в налоговых правоотношениях приравнивается к индивидуальному предпринимателю, соответственно обязан уплачивать единый социальный налог (далее - ЕСН), размер которого определяется на основании доходов хозяйства за вычетом фактически произведенных указанными хозяйствами и документально подтвержденных расходов, связанных с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, указывая на то, что материалы проверки не содержат доказательств получения им, как главой крестьянского хозяйства, дохода во вмененном размере.
Заявитель считает, что Налоговым кодексом Российской Федерации элементы налогообложения для должностных лиц - глав крестьянских фермерских хозяйств, которые являются юридическими лицами, не определены. Глава хозяйства в данном случае не является получателем дохода юридического лица.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представители заявителя не явились. С учетом мнения представителя заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, крестьянское хозяйство "Рубин" (далее - КФХ "Рубин") зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Сорочинского района Оренбургской области 04.12.1992, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 22.08.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025602113327 (т. 1, л.д. 63).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 7, л.д. 144-149), главой КФХ "Рубин" является Корчагин Михаил Викторович.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка главы КФХ "Рубин" Корчагина М.В. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов том числе ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, по результатам которой оформлен акт выездной налоговой проверки от 01.12.2011 N 10-28/2037дсп и вынесено решение от 28.12.2011 N 10-28/14196 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
20.02.2012 в связи с обнаружением арифметических ошибок решением инспекции N 10-12/02029 в оспариваемое решение были внесены изменения (т. 2, л.д. 35-40).
В соответствии с решением N 10-28/14196, с учетом изменений, глава КФХ "Рубин" привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату или неполную уплату единого социального налога в виде штрафа в размере 19 644,20 рублей, по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по ЕСН за 2008 и 2009 г.г. в виде штрафа в общей сумме 29 466,30 рублей, ему доначислены ЕСН в общей сумме 98 221 рублей, пени по ЕСН в сумме 22 712,55 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 24.02.2012 N 16-15/02162, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы главы КФХ, решение инспекции было оставлено без изменения и утверждено.
Считая данные решения незаконными и нарушающими его права, глава КФХ "Рубин" обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал недостоверным размер налоговых обязательств налогоплательщика, определенный налоговым органом на основании сведений о доходах крестьянского хозяйства "Рубин" как юридического лица.
Указанный вывод суда первой инстанции является верным.
Пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2013 года.
На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Действительно, как установлено в п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы налогового законодательства, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты налогов к индивидуальным предпринимателям.
Согласно ст. 235 НК РФ, в редакции, действовавшей в спорный налоговый период (2008-2009 гг.), налогоплательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации и индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели.
В силу п.п. 1, 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков - глав крестьянских (фермерских) хозяйств из доходов этих хозяйств исключаются фактически произведенные указанными хозяйствами и документально подтвержденные расходы, связанные с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, исходя из указанных норм глава крестьянского (фермерского) хозяйства, в случае найма работником по трудовым или иным договорам, является плательщиком ЕСН в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных работников в рамках трудовых отношений.
Одновременно, в силу подп. 2 п. 1 ст. 235, п. 2 ст. 236 НК РФ, глава крестьянского (фермерского) хозяйств уплачивает ЕСН в размере, определяемом исходя из доходов этих хозяйств, за исключением фактически произведенных указанными хозяйствами и документально подтвержденных расходов, связанных с ведением крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно п. 3 ст. 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков, индивидуальных предпринимателей, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса.
В то же время, как уже указывалось, согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" на крестьянские (фермерские) хозяйства, образованные в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Поскольку крестьянское (фермерское) хозяйство "Рубин" является юридическим лицом, глава крестьянского хозяйства в силу пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса РФ является лишь выборным должностным лицом - руководителем организации, соответственно нормы ст.ст. 11, 235 - 237 НК РФ в части, касающейся исчисления главой такого хозяйства ЕСН исходя из доходов хозяйства, к нему не применимы, так как противоречат существу трудовых правоотношений, сложившихся между крестьянским хозяйством как юридическим лицом и его назначаемым руководителем.
Соответственно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что определение налоговой базы по ЕСН для главы КФХ, исходя из доходов крестьянского фермерского хозяйства, применимо лишь в случаях, когда крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является верным.
Применение же подобного порядка, установленного ст.ст. 235 - 237 НК РФ, к определению налоговой базы для главы КФХ - руководителя юридического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, противоречит существу правоотношений, а также ограничениям, установленным п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Исходя из данной нормы, глава крестьянского хозяйства, образованного в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и сохранившего статус юридического лица, не может быть признан лицом получающим доход от деятельности крестьянского хозяйства.
При таких обстоятельствах доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм права, поскольку сделаны без учета положений абзаца второго п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 июня 2012 года по делу N А47-7378/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7378/2012
Истец: Глава Крестьянско фермерское хозяйство "Рубин" Корчагин Михаил Викторович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Оренбургской области