г. Воронеж |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А64-2038/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.08.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Сергуткиной В.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щеголевой Е.В.,
при участии:
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области: Балабанова М.Г., представителя по доверенности N 32 от 27.04.2012,
от ООО "Дизель Экспресс": Шароватова А.В., генерального директора, приказ N 1 от 17.02.2005, решение N 2 от 31.07.2007; Щемерова И.А., представителя по доверенности от 12.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2012 по делу N А64-2038/2012 (судья Пряхина Л.И.) по заявлению ООО "Дизель Экспресс" (ОГРН 1056882292268, ИНН
6829011380) к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области о признании незаконным решения от 19.02.2009 N 6829/402/09-1249.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дизель Экспресс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным решение N 6829/402/09-1249 от 19.02.2009 (л.д.151) об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о внесении для земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:122 верного значения УПКС- 4447,51 руб./кв.м. и КС- 258538203,81 руб. и обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области (далее - ответчик, орган кадастрового учета) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Дизель Экспресс" путем изменения в государственном кадастре недвижимости значения УПКС - 4447,51 руб./кв.м., КС- 258538203,81 руб. на верные значения УПКС - 604,13 руб./кв.м., КС-35118681,03 руб. с даты внесения неверных значений в кадастр, а именно с 19.02.2009 (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2012 по настоящему делу требования Общества удовлетворены; решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области N 6829/402/09-1249 от 19.02.2009 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о внесении для земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:122 верного значения УПКС-4447,51 руб./кв.м. и КС- 258538203,81 руб. признано незаконным. Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Дизель Экспресс" путем изменения в государственном кадастре недвижимости значения УПКС - 4447,51 руб./кв.м., КС- 258538203,81 руб. на верные значения УПКС - 604,13 руб./кв.м., КС- 35118681,03 руб. с даты внесения неверных значений в кадастр, а именно с 19.02.2009.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой
просит отменить решение суда области и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что решение федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области (далее - ФГУ "ЗКП" по Тамбовской области; в настоящее время правопреемником является ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области, ответчик) N 6829/402/09-1249 от 19.02.2009 об исправлении технической ошибки полностью соответствует требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), а именно, содержит дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.
В результате приведения сведений о кадастровой стоимости земельного участка в соответствие с положениями постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" земельный участок был отнесен к 9 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок и внесены верные значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 4 447,51 рублей за кв.м. и соответственно, кадастровая стоимость земельного участка -258 538 203,81 рубля.
При этом заявитель жалобы отмечает, что земельный участок с кадастровым номером 68:29:02 08 007:122 был отнесен к земельным участкам, предназначенным для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, не спорным решением ФГУ "ЗКП" по Тамбовской области, а решением ФГУ "ЗКП" по Тамбовской области от 30.01.2009 N 6829/401/09-709 "Об учете изменений объекта недвижимости", принятым на основании рассмотрения заявления ООО "Дизель Экспресс" от 14.01.2009 N 29.1/09-108.
Кроме того, орган кадастрового учета ссылается на то, что ООО "Дизель Экспресс" при обращении с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 08 007:122 представило в орган кадастрового учета заявление от 14.01.2009 N 29.1/09-108, постановление администрации г. Тамбова от 18.12.2008 N 9800, договор купли-продажи от 18.12.2008 N 895. При этом,
документов, подтверждающих расположение железнодорожных путей на земельном участке с кадастровым номером 68:29:02008007:122 представлено не было. Из представленных в орган кадастрового учета документов, специалистом ФГУ "ЗКП" по Тамбовской области оснований для принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета не было выявлено.
Также заявитель жалобы указал, что Приказом Росреестра от 31.05.2011 N П/200, приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 473, приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 25.10.2011 N 128, приказом Росреестра от 25.01.2012 N22-к подтверждается факт реорганизации ФГУ "ЗКП" по Тамбовской области, ФБУ "КП" по Тамбовской области путем присоединения к ФГБУ "ФКП Росреестра". Однако, арбитражный суд Тамбовской области при рассмотрении дела NА64-2038/2012 по иску ООО "Дизель Экспресс" о признании незаконным решения ФГУ "ЗКП" по Тамбовской области от 19.02.2009 N6829/402/09-1249 "Об исправлении технической ошибки" не провел процессуальное правопреемство и не заменил первоначального ответчика по делу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области на его процессуального правопреемника - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области требования и доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ООО "Дизель Экспресс" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Общество считает, что решением N 6829/402/09-1249 от 19.02.2009 об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области неправомерно отнесла данный земельный участок к девятому виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, в то время как спорный земельный участок соответствует всем требованиям тринадцатого вида разрешенного использования земельных участков и УПКС для него в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 должен составлять 604,13 руб./кв.м. и соответственно кадастровая стоимость земельного участка - 35 118 681,03 руб.
Оспариваемым решением ответчик изменил для заявителя верно внесенные в кадастр сведения: УПКС - 604,13 руб/кв.м. (показатель соответствующий 13 виду разрешенного использования по Постановлению N 1311) и КС - 35 118 681,03 руб. на неверные значения УПКС - 4447,51
руб./кв.м. (показатель соответствующий 9 виду разрешенного использования по Постановлению) и КС - 258538203,81 руб., то есть фактически ответчик изменил для заявителя категорию разрешенного использования земельного участка.
В порядке статей 163, 266 АПК РФ в судебном заседании 02.08.2012 был объявлен перерыв до 09.08.2012.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, общество с ограниченной ответственностью "Дизель Экспресс" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1056882292268.
Постановлением мэра города Тамбова от 24.04.2003 N 2434 "Об уточнении площади земельного участка ООО "Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс" по ул. Советская, 189" сформирован земельный участок, находящийся в постоянном бессрочном пользовании ООО "Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс", площадью 63344 кв.м. по ул. Советская, 189 (кадастровый номер 68:29:0208007:58) разрешенное использование: под станцией "Заводская" и железнодорожными путями.
По соглашению об отступном от 30.05.2005 собственником зданий литеры Д, Ж, Б и железнодорожных путей протяженностью 5473 кв.м. стало общество с ограниченной ответственностью "Дизель Экспресс".
Рассмотрев заявление Общества, Администрацией города Тамбова издано Постановление от 02.09.2005 N 52, о разделе земельного участка площадью 63344 кв. м кадастровый номер 68:29:020800758 по ул. Советская 189 г. Тамбова на два самостоятельных земельных участка:
- площадью 58131 кв. м. разрешенное использование: под здания литеры Б, Ж и железнодорожные пути,
- площадью 5213 кв.м. под производственные здания.
ООО "Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс" прекращено право постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 58131 кв. м. под зданиями литер Б, Ж и железнодорожными путями и сохранен в постоянном бессрочном пользовании земельный участок под производственными зданиями площадью 5213 кв.м.
07.11.2005 сформирован земельный участок с кадастровым номером 68:29:0238007:122 площадью 58131 кв.м. местоположение: установлено относительно ориентира нежилое строение, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, д.189, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под здания литеры Б, Ж и железнодорожные пути (далее -
земельный участок), который находился у Общества на праве постоянного бессрочного пользования.
08.11.2005 сформирован земельный участок с кадастровым номером 68:29:0238007:123 площадью 5213 кв.м. местоположение: установлено относительно ориентира нежилое строение, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Советская, д.189., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственные здания, который находился на праве постоянного бессрочного пользования у ООО "Тамбовское отделение Волгоградпромжелдортранс".
Постановлением Администрации города Тамбова от 18.12.2008 N 9800 принято решение о продаже земельного участка площадью 58131 кв.м обществу с ограниченной ответственностью "Дизель Экспресс", разрешенное использование под здания литер Д, Ж, Б и сооружение литер III (наименования объектов недвижимости на земельном участке были указаны в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права 68АА 487373, 68АА 465104, 68АА 465102, 68АА 465103).
На основании договора N 895 от 18.12.2008 купли-продажи земельного участка под объектом недвижимости земельный участок продан Обществу.
На участке находятся следующие объекты недвижимости: железная дорога Лит. III протяженностью 5473,0 м., которая занимает практически всю площадь земельного участка и три строения, необходимые для эксплуатации и содержания указанного железнодорожного пути, а именно:
1. Здание двухэтажное, Лит.Д, площадью 429,8 кв.м. - в указанном здании находится: раздевалки, душевые, туалеты для путевых (ремонтных) и железнодорожных бригад.
Так же в указанном здании расположена диспетчерская служба необходимая для обеспечения безаварийной эксплуатации железной дороги Лит.III.
2. Здание, одноэтажное, лит. Ж, площадью 158,9 кв.м., входящее в заправочный комплекс, необходимый для заправки топливом тепловозов, работающих на железной дороге Лит.III.
3. Здание, одноэтажное, лит. Б, площадью 302,7 кв.м - здание гаража путевой техники.
14.01.2009 Общество обратилось в орган кадастрового учета (в рассматриваемый период - Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:122 в соответствии с Постановлением администрации г. Тамбова от 18.12.2008 N 9800 и договором купли-продажи от 18.12.2008 N 895.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Дизель Экспресс" и приложенных к нему документов, ФГУ "ЗКП" по Тамбовской области принято решение от 30.01.2009 N 6829/401/09-709 "Об учете изменений объект недвижимости" и были внесены измененные сведения о разрешенном использовании земельного участка - под здания лит. Д, Ж, Б, сооружение лит.III, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, д. 189 в документ соответствующего подраздела.
На основании вышеуказанного решения, актом определения кадастровой стоимости ФГУ "ЗКП" по Тамбовской области от 30.01.2009, утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 55 689 498 рублей. Кадастровая стоимость исчислена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 958 рублей за кв.м. (утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 29.07.2003 N584 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Тамбовской области" для вида разрешенного использования - земли под промышленными объектами) на площадь земельного участка.
Постановлением администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области" постановление администрации Тамбовской области от 29.07.2003 N 584 признано утратившим силу с 01.01.2009. Были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области по состоянию на 1 января 2007 г. (средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов городских округов Тамбовской области). Состав видов разрешенного использования включал 16 видов.
С учетом указанного постановления от 30.11.2007 N 1311 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:02 08 007:122 была определена в размере 35 118 681,03 рубль, а удельный показатель кадастровой стоимости в размере 604,13 рубля за м (13 вид разрешенного использования).
Орган кадастрового учета, полагая, что при государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:122 была допущена техническая ошибка, вынес решение от 19.02.2009 N 6829/402/09-1249, согласно которому решено исключить ошибочно внесенные сведения УПКС-604,13 руб./кв.м, КС-
35118681.03 руб., внести верные значения УПКС -4447,51 руб./кв.м (основание- Постановление администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007), КС-258528203,81 руб. (основание-Акт определения кадастровой стоимости от 19.02.2009).
07.02.2012 ООО "Дизель Экспресс" обратилось в Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области с письмом, в котором просило ответчика разъяснить, почему у земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:122 значительно выросли показатели кадастровой стоимости земельного участка и удельной кадастровой стоимости земельного участка, указав, что уведомления от ФБУ об исправлении ошибки получено не было.
Письмом N 462 от 14.02.2012 ответчик сообщил заявителю, что 30.01.2009 при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:122 в связи с уточнением вида разрешенного использования согласно постановления мэра г. Тамбова от 18.12.2008 N 9800 "О продаже обществу с ограниченной ответственностью "Дизель Экспресс" земельного участка, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 189" при расчете кадастровой стоимости участка применен неверный удельный показатель кадастровой стоимости - 958 руб./кв.м., вследствие чего неверно рассчитана кадастровая стоимость участка - 55 689 498 руб. На основании Решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" (в настоящее время - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области) об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 19.02.2009 N 6829/402/09-1249 из государственного кадастра недвижимости в части экономических характеристик исключены неверные сведения: УПКС - 958 руб./кв.м., КС - 55 689 498 руб., и внесены верные сведения: УПКС - 4 447,51 руб./кв.м. (Основание - Постановление администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007) КС - 258 538 203,81 руб. (Основание - Акт определения кадастровой стоимости от 19.02.2009).
Полагая, что решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях от 19.02.2009 N 6829/402/09-1249, которым ответчик изменил для заявителя верно внесенные в кадастр сведения УПКС -604,13 руб./кв.м и КС-35118681,03 руб. на неверные значения УПКС -4447,51 руб./кв.м и КС-258528203,81 руб. нарушающим права в сфере предпринимательской деятельности и незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассмотренными требованиями (с учетом принятых уточнений).
При этом, в заявлении Общество указало, что поскольку на земельном участке расположены железнодорожные пути, которые занимают более 95 % площади земельного участка, то до принятия оспариваемого решения
земельный участок относился к тринадцатому виду разрешенного использования земельных участков - земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных путей. УПКС для него в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 должен составлять 604,13 руб./кв. м. и соответственно кадастровая стоимость земельного участка - 35 118 681,03 руб.
Обосновывая нарушение своих прав, ООО "Дизель Экспресс", отметил, что с принятием данного решения на него фактически возлагается обязанность оплачивать земельный налог в повышенном размере, поскольку в соответствии с действующей системой налогообложения, величина земельного налога рассчитывается исходя из величины кадастровой стоимости земельного участка и удельной кадастровой стоимости земельного участка. Значения данных показателей зависит от вида разрешенного использования земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из того, что для земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:122 УПКС в соответствии с Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 должен составлять 604,13 руб./кв.м. и соответственно кадастровая стоимость земельного участка - 35 118 681,03 руб.
Апелляционный суд находит данный вывод обоснованным и соответствующим материалам дела в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании подпунктов 11, 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в ГКН вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В силу положений части 2 указанной нормы техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия
решения об исправлении такой ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (при наличии таких сведений). Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке (ч.3 ст.28).
Из системного толкования данных норм законодательства следует, что орган, осуществляющий государственный кадастровый учет недвижимости, вправе самостоятельно исправить допущенные в государственном кадастре недвижимости ошибки, если нет оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб либо нарушить права и законные интересы правообладателей земельных участков и третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в государственном земельном кадастре. В противном случае исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости осуществляется на основании решения суда.
Как следует из пунктов 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок), исправление технических ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Действия, которые уполномоченный орган должен осуществить при обнаружении технической ошибки, отражены в пунктах 47-50 указанного порядка.
Так, основанием для исправления кадастровой ошибки являются:
представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости;
вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
При обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления технической (кадастровой) ошибки. В протоколе выявления технической (кадастровой) ошибки указываются дата обнаружения такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в ГКН сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки (п.48).
Протокол выявления технической (кадастровой) ошибки заверяется подписью уполномоченного на принятие решений должностного лица органа кадастрового учета.
На основании решения уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки и документов, содержащих новые значения подлежащих исправлению кадастровых сведений, либо на основании решения суда новые сведения вносятся в Реестр.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении технической ошибки (решения об отказе в исправлении технической ошибки), направляет данное решение, подготовленное с использованием специального бланка, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, с сопроводительным письмом по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции сослался на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12651/11 от 15.12.2011, согласно которой при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка управление (в рассматриваемом деле -ответчик) согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты, то есть учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Оспариваемым в рамках настоящего спора решением земельный участок, принадлежащий заявителю, фактически отнесен к девятому виду разрешенного использования, как предназначенный для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Указанный вывод сделан судом с учетом введенных данным решением сведений УПКС - 4447,51 руб./кв.м., что, как следует из Постановления N 1311 от 30.11.2007, соответствует девятому виду разрешенного использования.
Однако при вынесении оспариваемого решения, орган кадастрового учета не принял во внимание функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости, а также то, что фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования. При этом, органом кадастрового учета не опровергнуто то обстоятельство, что ему ранее, при оформлении участка Администрацией города были представлены документы, из которых усматривалось, какие объекты находятся на земельном участке, в т.ч. из распоряжений
Администрации видно, что там располагаются железнодорожные пути длиной 5743 м. На данные сооружения указано и в договоре купли-продажи спорного земельного участка Обществу.
Суд области, установив, что на спорном земельном участке находятся железная дорога (95% территории участка) и три объекта необходимые для содержания и эксплуатации данной железной дороги; а также то обстоятельство, что с момента постройки в 1954 году и по настоящее время указанный железнодорожный путь и объекты недвижимости использовались по своему прямому назначению, что не опровергнуто ответчиком, фактическое использование земельного участка никогда не менялось, пришел к правомерному выводу о том, что указанный земельный участок соответствует всем требованиям тринадцатого вида разрешенного использования земельных участков - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, установленному действующим с 01.01.2009 г. и на момент вынесения оспариваемого решения Постановлением Администрации Тамбовской области N 1311.
При этом, суд области обоснованно указал, что раздел земельного участка с кадастровым номером 68:29:0208007:58 на два самостоятельных земельных участка никаким образом не сказался на фактическом использовании спорного земельного участка.
При разделе исходного земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, строениями, сооружениями, в том числе зарегистрированными в качестве отдельных объектов недвижимости, на вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка. Следует отметить, что определяющие объекты недвижимости показатели (литеры) не изменились.
Проанализировав имеющиеся в деле документы, суд апелляционной инстанции также приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования и исчисления кадастровой стоимости земельного участка, исходя из показателя,
установленного Постановлением администрации Тамбовской области N 1311 от 30.11.2007 для девятого вида разрешенного использования.
Материалы дела свидетельствуют о наличии у органа кадастрового учета сведений, подтверждающих установленный для спорного земельного участка вид разрешенного использования, соответствующий тринадцатому виду разрешенного использования, установленного Постановлением N 1311 от 30.11.2007, для которого УПКС должен составлять 604,13 руб./кв.м. и соответственно КС - 35 118 681,03 руб. (при этом, кадастровая стоимость спорного земельного участка определяется посредством умножения площади участка на удельный кадастровый показатель).
30.01.2009 ответчиком принято решение N 6829/401/09-709 на основании представленных Обществом документов об учете изменения объекта недвижимости (л.д.97). Из имеющегося в материалах дела акта (л.д.98) усматривается, что указанный выше показатель (604,13) должен быть применен при выявлении ошибки.
Какие-либо акты об изменении установленного вида разрешенного использования на девятый материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что согласно статье 16 Федерального закона N 221-ФЗ изменение вида разрешенного использования при таких обстоятельствах носит заявительный характер, а Общество с таким заявлением в уполномоченный орган не обращалось.
Апелляционная инстанция находит, что доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка.
Довод о том, что судом области не было проведено процессуальное правопреемство, и суд и не заменил первоначального ответчика по делу ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области на его процессуального правопреемника - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области подлежит отклонению с учетом следующего.
ООО "Дизель Экспресс" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области 15.02.2012 с заявлением о признании незаконным Решения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области. То есть, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области являлся первоначальным ответчиком по делу с момента подачи заявления о признании незаконным решения.
Довод о том, что оспоренным в рамках настоящего дела решением не нарушаются права Общества подлежит отклонению, поскольку именно этим актом удельный показатель кадастровой стоимости, соответствовавший виду разрешенного использования, исходя из установленных действующим на момент его принятия Постановлением Администрации Тамбовской области, был изменен на иной в сторону увеличения, относящийся к другому виду использования.
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что Обществу было известно о принятом решении, отклоняется, поскольку последнее отрицает получение сообщения о принятом решении об исправлении технической ошибки. Представленное в материалы дела уведомление о вручении, содержит адрес представителя ООО "Дизель Экспресс", в то время, как согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости данное решение направляется с сопроводительным письмом по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости. Правообладателем, в данном случае, является юридическое лицо. Доказательств направления решения в адрес Общества не представлено. Получение законным представителем решения отрицается.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Излишне уплаченную госпошлину по платежному поручению N 284162 от 04.06.2012 в сумме 1000 руб. необходимо возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской области из средств федерального бюджета, о чем выдать справку на возврат государственной пошлины.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст.ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.05.2012 по делу N А64-2038/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
В.А. Сергуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2038/2012
Истец: ООО "Дизель Экспресс"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской обл.