город Омск |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А75-3472/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6263/2012) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 06.06.2012 по делу N А75-3472/2012 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028601843676, ИНН 8615011072) к муниципальному автономному учреждению здравоохранения "Советская центральная районная больница" (ОГРН 1028601844303, ИНН 8615010093) о взыскании финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений о страховых взносах и трудовом стаже в Пенсионный фонд России,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от муниципального автономного учреждения здравоохранения "Советская центральная районная больница" - Яненко С.П. по доверенности N 20 от 25.06.2012 сроком действия по 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Станкина Н.В. по доверенности N 3 от 01.01.2012 сроком действия по 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, орган Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к муниципальному автономному учреждению здравоохранения "Советская центральная районная больница" (далее - заинтересованное лицо, Учреждение здравоохранения) о взыскании финансовой санкции за представление неполных и недостоверных сведений о страховых взносах и трудовом стаже в Пенсионный фонд России в размере 1 574 209 руб. 70 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 06.06.2012 по делу N А75-3472/2012 в удовлетворении требований, заявленных органом Пенсионного фонда, отказано в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых основания для привлечения Учреждения здравоохранения к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и неверном исчислении заявителем финансовой санкции.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, орган Пенсионного фонда обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы орган Пенсионного фонда указывает на наличие у Учреждения здравоохранения установленной законом обязанности по предоставлению сведений о работающих у него застрахованных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, за 3 квартал 2011 года в срок до 15.11.2011. Достоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, были представлены заинтересованным лицом 06.12.2011, т.е. с нарушением установленного законом срока.
В обоснование правомерности расчета финансовой санкции заявитель указал на то, что суммы, отраженные в индивидуальных сведениях, и суммы, указанные в Расчете по исчисленным и уплаченным страховым взносам не совпадают, поэтому невозможно установить, по каким конкретно застрахованным лицам допущены ошибки. В этой связи все индивидуальные сведения являются недостоверными, а потому финансовая санкция была исчислена от общей суммы причитающихся платежей за всех застрахованных лиц в пенсионный фонд, так как суммы начисленных и уплаченных страховых взносов подлежат распределению на лицевые счета всех застрахованных лиц.
Представитель Учреждения возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Орган Пенсионного фонда, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об его отложения не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица, участвующего в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
Учреждение здравоохранения в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", является страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
Статьей 11,15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) определена обязанность страхователей по предоставлению сведений о застрахованных лицах.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Следовательно, срок предоставления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 9 месяцев 2011 года - 15.11.2011.
14.11.2011 по электронным каналам связи Учреждением здравоохранения в орган Пенсионного фонда были представлены индивидуальные сведения о застрахованных лицах за третий отчетный период - 3 квартал 2011 года, однако, при проверке индивидуальных сведений органом Пенсионного фонда были выявлены ошибки у ста застрахованных лиц: сумма уплаченных страховых взносов у этих лиц была выше суммы начисленных страховых взносов нарастающим итогом с 01.01.2010 года по 30.09.2011 года, о чем страхователь был уведомлен по телефону и путем направления протокола проверки с указанием ошибок.
15.11.2011 страхователем были предоставлены исправленные индивидуальные сведения, но они также содержали ошибки в фамилиях у шестерых застрахованных лиц.
Исправленная отчетность Учреждением здравоохранения предоставлялась заявителю 17.11.2011 и 22.11.2011, но содержала ошибки по переплате.
29.11.2011 страхователем были предоставлены индивидуальные сведения, но в них не совпадала сумма начисленных и уплаченных страховых взносов нарастающим итогом с 01.01.2011 в описи сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2) и в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1), о чем страхователь был уведомлен путем направления ему протокола проверки файла от 29.11.2011, то есть все индивидуальные сведения были недостоверными.
Достоверные индивидуальные сведения о застрахованных лицах, необходимые для индивидуального (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, за 3 квартал 2011 год были представлены страхователем лишь 06.12.2011 года, что подтверждается реестром полученных документов, описью сведений, передаваемых страхователем в ПФР, а также записью в журнале приема-сдачи индивидуальных сведений за 3 квартал 2011 года N 539 от 06.12.2011.
По факту предоставления недостоверных индивидуальных сведений, Органом Пенсионного фонда в адрес учреждения здравоохранения 30.12.2011 был направлен акт от 30.12.2011 N 327 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с указанием даты, места и времени рассмотрения материалов дела по факту данного нарушения.
В указанное в акте N 327 от 30.12.2011 время, а именно 09.02.2012 года 10 часов 00 минут, в присутствии представителей заинтересованного лица были рассмотрены материалы проверки, а также письменные возражения Учреждения здравоохранения на данный акт N 327 от 30.12.2011.
09.02.2012 заместителем начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры было вынесено решение N 10 о привлечении Учреждения здравоохранения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ, то есть 1 574 209 руб. 70 коп.
На основании вынесенного решения N 10 от 09.02.2012 о привлечении страхователя к ответственности, а также в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ Учреждению здравоохранения 12.03.2012 было направлено требование N5 от 11.03.2012 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ в добровольном порядке в срок до 03.04.2012.
Поскольку заинтересованным лицом добровольно штраф уплачен не был, орган Пенсионного фонда обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с указанным выше заявлением.
06.06.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое органом Пенсионного фонда в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же Законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", вступившие в силу с 1 января 2011 года, в соответствии с которыми сведения о застрахованных лицах необходимо представить не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, срок представления сведений о застрахованных лицах за третий отчетный период 2011 года установлен не позднее 15.11.2011.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено наложение финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям.
Как усматривается из решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 09.02.2012 N 10 Учреждение здравоохранения привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ уполномоченным Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.
Во исполнение положений указанной статьи приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция).
На основании пункта 40 Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов Федерального казначейства. По запросу территориального органа страхователь представляет дополнительные сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.
Согласно пункту 35 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальные орган уточненные данные.
Аналогичные нормы содержаться в пункте 41 Инструкции, в соответствии с которым при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Из содержания данных пунктов Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки Пенсионный Фонд направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При исправлении страхователем в установленный срок обнаруженных территориальным органом Пенсионного фонда ошибок, санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не применяются.
Как усматривается из материалов дела, Учреждение здравоохранения направило с орган Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах за 3 квартал 2011 года 14.11.2011
Однако, при проверке индивидуальных сведений органом Пенсионного фонда были выявлены ошибки: сумма уплаченных страховых взносов у застрахованных лиц была выше суммы начисленных страховых взносов нарастающим итогом с 01.01.2010 года по 30.09.2011 года, о чем страхователь был уведомлен по телефону и путем направления протокола проверки с указанием ошибок (л.д. 18-22, 23).
15.11.2011 года страхователем были предоставлены исправленные индивидуальные сведения, но они также содержали ошибки в фамилиях у шестерых застрахованных лиц.
Исправленная отчетность Учреждением здравоохранения предоставлялась заявителю 17.11.2011 и 22.11.2011, но содержала ошибки по переплате, о чем страхователь был уведомлен соответствующими протоколами проверки (л.д. 25-26, 27, 28-40).
29.11.2011 страхователем были предоставлены индивидуальные сведения, но в них не совпадала сумма начисленных и уплаченных страховых взносов нарастающим итогом с 01.01.2011 в описи сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2) и в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1), о чем страхователь был уведомлен путем направления ему протокола проверки файла от 29.11.2011 (л.д. 41-45).
Таким образом, Учреждение здравоохранения не превышая двухнедельный срок после получения уведомлений территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений в соответствии с пунктами 36, 41 Инструкции представляло в территориальный орган фонда уточненные данные, в результате чего достоверные индивидуальные сведения о застрахованных лицах, необходимые для индивидуального (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, за 3 квартал 2011 год были представлены страхователем 06.12.2011, что подтверждается реестром полученных документов, описью сведений, передаваемых страхователем в ПФР, а также записью в журнале приема-сдачи индивидуальных сведений за 3 квартал 2011 года N 539 от 06.12.2011.
Представление заинтересованным лицом уточненных сведений несколькими датами обусловлено тем, что в отчетах, направляемых органом Пенсионного фонда РФ указывалось на различные ошибки. При этом после получения отчетов об ошибках исправленные сведения представлялись Учреждением здравоохранения в пределах двухнедельного срока, установленного Инструкцией.
Доводы заявителя относительно того, что достоверные сведения должны были быть представлены в течение двухнедельного срока со дня обнаружения первой ошибки и не зависит от того, сколько ошибок будет выявлено и сколько раз будут подаваться исправленные сведения, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании положений пункта 41 Инструкции и законодательства об обязательном пенсионном страховании в РФ.
При изложенных обстоятельствах у органа Пенсионного фонда не имелось оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Более того, как следует из материалов дела, выявленные заявителем недостатки в сведениях о застрахованных лицах не относятся к 3 кварталу 2011 года, что является самостоятельным обстоятельством, исключающим вину заинтересованного лица во вменяемом правонарушении.
Материалами дела подтверждается, что в представленном 14.11.2011 Учреждением здравоохранения отчете выявлена разница сумм начисленных страховых взносов с нарастающим итогом с 01.01.2010 по 30.09.2011.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 года. (календарный год) - до 01.02.2011.
Как следует из материалов дела, и не было опровергнуто заявителем, за указанные отчетные периоды 2010 года Учреждением здравоохранения были представлены сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета своевременно без ошибок и замечаний. Однако, орган Пенсионного фонда указал на наличие ошибок в сведениях за 2010 года только в декабре 2011 года, после предоставления сведений за 3 квартал 2011 года. Также появились ошибки и за 1 и 2 кварталы 2011 года, которых в ранее принятых заявителем отчетах не было обнаружено.
Все отчеты, представляемые до 3 квартала 2011 года, были приняты органом Пенсионного фонда без каких-либо ошибок и замечаний. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, материалы дела не содержат и не представлены Органом пенсионного фонда ни в ходе рассмотрения данного дела в суде первой инстанции, ни апелляционному суду.
Учитывая изложенное, правовых оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности за недостоверность индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 3 квартал 2011 года у Органа пенсионного фонда не имелось.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ не регулирует порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном персонифицированном учете, следовательно, в данном случае подлежат применению нормы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ лицо, в отношении которого проводилась проверка в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней ср дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом пунктом 4 части 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ при привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании должны быть установлены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В письменных возражениях на акт проверки Учреждением здравоохранения было указано на то, что выявленные заявителем недостатки в сведениях о застрахованных лицах не относятся к 3 кварталу 2011 года, и приведена ссылка на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ".
Вместе с тем из содержания акта проверки N 327 от 30.12.2011, и решения N 10 от 09.02.2012 не усматривается, что органом Пенсионного фонда выявлялись обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, равно как и то, что при расчете санкции за нарушение Обществом норм действующего законодательства были учтены соответствующие смягчающие (отягчающие) вину обстоятельства. Указание в решении N 10 от 09.02.2012 на то, что страхователь признал свою вину в нарушении сроков предоставления достоверных индивидуальных сведений, не свидетельствует о том, что при привлечении Учреждения здравоохранения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовой санкции в размере 1 574 209 руб. 70 коп. заявителем рассматривался вопрос о наличии обстоятельств, исключающих вину лица, и устанавливались обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.
Вместе с тем, Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" прямо указал органам пенсионного фонда на недопустимость формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибок в формах отчетности, представляемых страхователями, и отметил, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
В соответствии со статьями 42, 43 Федерального закона N 212-ФЗ привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Следовательно, о наличии вины свидетельствует тот факт, что лицо не предприняло необходимых и достаточных мер для исполнения соответствующей обязанности, предусмотренной Законом.
В рассматриваемой ситуации Учреждение здравоохранения предприняло все меры для представления отчетности в установленный срок, и исполнило обязанность по представлению уточненных данных в двухнедельный срок после получения уведомлений органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений, что свидетельствует о том, что виновность заинтересованного лица в совершении вменяемого правонарушения должным образом заявителем исследована и доказана не была.
Более того, при вынесении решения N 10 о привлечении Учреждения здравоохранения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ, то есть 1 574 209 руб. 70 коп. заявителем необоснованно не было учтено, что в случае предоставление страхователем недостоверных сведений, сумма штрафных санкций исчисляется не от общей суммы, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, а от суммы платежей за застрахованных лиц, сведения на которых признаны недостоверными, неполными (пункт 16 информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".
Довод апелляционной жалобы о невозможности установить, по каким конкретно застрахованным лицам допущены ошибки, несостоятелен и опровергается содержанием представленных в материалы дела протоколов проверки файлов, текстового сообщения (л.д. 18-22, 25-26, 27,28 40, 41, 42-45).
Таким образом, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, следовательно, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку орган Пенсионного фонда при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2012 по делу N А75-3472/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3472/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской федерации в Советстком районе ХМАО-Югры
Ответчик: МУЗ "Советская Центральная районная больница", Муниципальное автономное учреждение здравоохранения "Советская центральная районная больница"
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5417/12
24.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6263/12
16.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6263/12
06.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3472/12
04.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3472/12