г. Пермь |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А60-12946/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дружининой Л. В.
судей Лихачевой А. Н., Назаровой В. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Аветисян Е. А.
при участии:
от истца, Общества с ограниченной ответственностью "Компания Дюкон" - не явились;
от ответчика, Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 мая 2012 года по делу N А60-12946/2012,
принятое судьёй А. С. Полуяктовым
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Компания Дюкон" (ОГРН 1064345115427, ИНН 4345148245)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
о взыскании неустойки,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Дюкон" (далее - ООО "Компания Дюкон", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 16 713 руб. 76 коп. пени за просрочку доставки груза на основании статей 309, 310, 785, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 29, 33, 97, 125, 126 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (л.д. 6-8).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2012 года (резолютивная часть от 02.05.2012 года, судья А. С. Полуяктов) исковые требования удовлетворены. С ОАО "РЖД" в пользу ООО "Компания Дюкон" взыскано 16 713 руб. 76 коп. пени, 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску (л.д. 49-54).
Ответчик, ОАО "РЖД", с решением суда первой инстанции от 11.05.2012 года не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит его изменить или отменить. Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку, начисление истцом пени за просрочку доставки груза на сумму НДС является неправомерным. Ссылаясь на статью 168 Налогового кодекса Российской Федерации, ответчик полагает, что налог на добавленную стоимость предъявляется дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров, работ, услуг, в связи с чем в размер тарифа не включается. По мнению ОАО "РЖД", из буквального толкования статьи 97 Устава железнодорожного транспорта РФ следует, что базой для начисления неустойки является размер провозной платы, размер которой рассчитывается по Прейскуранту 10-01 и указывается в транспортных железнодорожных накладных. Начисление истцом пени на сумму, превышающие размер провозной платы, указанной в накладных, является необоснованным. ОАО "РЖД" денежными средствами истца (суммой НДС) не пользовалось, так как сумма НДС перечислена в бюджет.
Представитель ответчика в заседание суда не явился.
Истец, ООО "Компания Дюкон" в суд апелляционной инстанции 21.08.2012 представителя не направил, представил письменный отзыв, в котором доводы жалобы отклонил как несостоятельные, просит решение суда оставить без изменения. Указал, что сумма НДС является частью цены, поэтому начисление пени на сумму с НДС является правомерным и подтверждено судебной практикой.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.11.2011 года с железнодорожной станции Оричи Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ООО "Компания Дюкон" произвело отправку платформы N 59742445 с грузом - баланс хвойных пород дерева на станцию Соликамск Свердловской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Из транспортной железнодорожной накладной N ЭВ531713 (л.д. 24), оформленной на основании соглашения от 26.06.2009 N 14/29/09-ЭЦП (л.д. 27-37) путем обмена электронными документами и подписанных электронной цифровой подписью, следует, что груз был принят ОАО "РЖД" к перевозке на станции Оричи Горьковской железной дороги 15.11.2011 года, срок доставки груза истекает 21.11.2011 года.
Фактически вагон N 59742445 с грузом прибыл на станцию Соликамск Свердловской железной дороги с просрочкой на 6 суток - 27.11.2011 года.
Ссылаясь на нарушение сроков доставки грузов, истец в порядке статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта РФ) начислил перевозчику пени в сумме 16 713 руб. 76 коп. и направил в адрес последнего претензию от 20.12.2011 года N 316 с требованием об уплате указанной суммы (л.д. 19-20).
Отказ ответчика от исполнения содержащихся в претензии требований в добровольном порядке явился основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив факт просрочки доставки груза и признав заявленные требования обоснованными, удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей (статья 33 Устава железнодорожного транспорта РФ).
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта РФ обстоятельств.
Нормативные сроки доставки грузов определяются на основании Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза указывается перевозчиком во всех листах накладной. Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и установив факт просрочки доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭВ531713 (л.д. 24), суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном начислении истцом пени на сумму НДС судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, поскольку противоречат правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5451/09.
Несмотря на то, что в железнодорожной накладной указана провозная плата по Прейскуранту N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуг инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами", в сумме 26 230 руб. 00 коп. (без НДС), фактически провозные платежи списаны ОАО "РЖД" с учетом суммы НДС, что последним не оспаривается.
Публично-правовые отношения по уплате и возмещению НДС получаемых штрафов, пени и неустойки складываются между налогоплательщиком, реализующим товары (работы, услуги), и государством. Покупатель товаров (работ, услуг) в названных отношениях не участвует.
Включение продавцом в подлежащую оплате покупателем цену реализуемого товара (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость вытекает из положений пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, предъявляемая ответчику к оплате сумма налога на добавленную стоимость является для него частью цены, подлежащей уплате в пользу истца.
При таких обстоятельства, исчисление пени исходя из провозной платы, увеличенной на сумму НДС, является правомерным.
Кроме того, изложенные в апелляционной жалобе доводы ответчика являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом вышеизложенного, оснований для отмены (изменения) решения Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2012 года, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. относится на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.05.2012 по делу N А60-12946/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.В. Дружинина |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12946/2012
Истец: ООО "Компания Дюкон"
Ответчик: ОАО "РЖД" филиал Свердловской железной дороги", ОАО "Российские железные дороги"