г. Вологда |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А44-3834/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 июня 2012 года по делу N А44-3834/2012 (судья Киселева М.С.),
установил:
администрация Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372; далее - администрация В.Новгорода, администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области (далее - инспекция, госжилинспекция) о признании недействительным представления от 19.03.2012 N ЖИ-1211-И.
Решением арбитражного суда от 15 июня 2012 года по делу N А44-3834/2012 заявленные требования удовлетворены, спорное представление признано недействительным.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на то, что межведомственная комиссия при администрации В.Новгорода полномочна выдавать заключение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, так как никакой иной орган на территории города не наделен такими полномочиями.
Администрация в отзыве отклонила доводы апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствии на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, свидетельством о праве собственности от 20.11.2006 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.05.2012 подтверждается, что гражданке Новоселовой О.Ю. принадлежит 1/8 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: Великий Новгород, ул. Новаторов, д. 16.
Согласно справке Отдела государственного пожарного надзора по В.Новгороду от 02.03.2006 N 125 в частном жилом доме N 16 по ул. Новаторов 08.02.2006 произошел пожар, жилой дом уничтожен полностью (остались обугленные бревенчатые стены).
На основании приказа от 05.03.2012 N 268-12 сотрудниками госжилинспекции проведена внеплановая документарная проверка соблюдения администрацией обязательных требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47).
По результатам проверки составлен акт от 19.03.2012 N 268-12, в котором зафиксировано, что гражданка Новоселова О.Ю. в 2011 году (29.08.2011, 2010.2011, 15.12.2011), в 2012 году (14.02.2012 и 22.02.2012) обращалась в администрацию В.Новгорода с заявлением о проведении оценки жилого дома, расположенного по адресу: Великий Новгород, ул. Новаторов, д. 16, межведомственной комиссией при администрации (далее - межведомственная комиссия) оценка указанного жилого дома не проводилась, принятое заключение не соответствует требования пунктов 47 и 49 Положения N 47.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения инспекцией в отношении администрации представления от 19.03.2012 N ЖИ-1211-И, согласно которому на орган местного самоуправления возложена обязанность в течение месяца принять меры к устранению причин и условий, способствующих допущенным нарушениям, а именно провести оценку соответствия спорного дома установленным в Положении N 47 требованиям с обязательным принятием решения (в виде заключения) по установленной форме.
Администрация с представлением не согласилась и обжаловала его в арбитражный суд.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полномочие на принятие решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания напрямую не отнесено к компетенции администрации как органа местного самоуправления, в связи с чем признал спорное представление недействительным.
Апелляционная инстанция считает данную позицию ошибочной ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия спорного представления) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положением N 47 устанавливаются требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
При этом действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения N 47).
Согласно пунктам 7, 8 Положения N 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, в силу прямого указания законодательных актов вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.
Пунктом 42 Положения N 47 определено, что межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию заявление и документы согласно пункту 45 Положения N 47.
Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 названного Положения).
Согласно пункту 47 Положения N 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Постановлением администрации В.Новгорода от 14.02.2006 N 40 утверждено Положение о постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации (далее - Положение о межведомственной комиссии).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о межведомственной комиссии она является органом, уполномоченным решать в том числе вопросы признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, а также иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений и градостроительной деятельности.
Поскольку в силу прямого указания вышеназванных законодательных актов вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, межведомственная комиссия при администрации В.Новгорода полномочна производить оценку жилых помещений и принимать соответствующие заключения.
Кроме того, никакой другой орган на территории В.Новгорода не наделен такими полномочиями.
Аналогичные выводы сделаны в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.04.2011 N А13-6587/2010.
Несостоятельной является ссылка администрации на пункт 3.2.7 Положения об управлении государственной жилищной инспекции Новгородской области, утвержденной постановлением администрации Новгородской области от 11.01.2008 N 5 (далее - Положение об управлении госжилинспекции), по следующим основаниям.
Согласно пункту 3.2.7 названного Положения в полномочия госжилинспекции входит принятие заключений о пригодности домов и помещений для проживания.
Однако в силу пункта 42 Положения N 47 заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, является основанием для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.
В соответствии с Положением об управлении госжилинспекции оно является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные функции и реализующим полномочия в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства и входит в систему органов государственной жилищной инспекции в Российской Федерации.
В силу пункта 4.5.4. Положения об управлении госжилинспекции она наделена правом направлять представления, подлежащие обязательному рассмотрению по вопросам осуществления функций и полномочий управления и требующие дополнительного решения органов (организаций), обладающих правом принятия таких решений.
При таких обстоятельствах представление инспекции от 19.03.2012 N ЖИ-1211-И является законным и обоснованным.
На основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ решение суда от 15 июня 2012 года по делу N А44-3834/2012 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ инспекция освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, поэтому госпошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 июня 2012 года по делу N А44-3834/2012 отменить.
В удовлетворении требований администрации Великого Новгорода о признании недействительным представления Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области от 19.03.2012 N ЖИ-1211-И отказать.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3834/2012
Истец: Администрация Великого Новгорода
Ответчик: Управление Государственной жилищной инспекции Новгородской области
Третье лицо: Новоселова Ольга Юрьевна