г. Вологда |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А05-4208/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности города Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 июня 2012 года по делу N А05-42081/2012 (судья Ипаев С.Г.),
установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 19 "Цветик - семицветик" комбинированного вида II категории" (далее - МДОУ "Детский сад N 19", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности города Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области от 02.03.2012 N 5/3/1-5 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (далее - отдел МЧС, административный орган).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 июня 2012 года по настоящему делу требования учреждения удовлетворены.
Отдел МЧС с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить. В обоснование указывает на то, что суд ошибочно ссылается на нормативные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Административный орган считает, что предписание выдано учреждению правомерно, поскольку оно находится в городе Новодвинске, являющемся категорированным городом по гражданской обороне (на территории, отнесенной к группам по гражданской обороне). Отдел МЧС является полномочным органом на проведение проверки в области гражданской обороны в учреждении. Указывает на то, что в МДОУ "Детский сад N 19" разработан план гражданской обороны, утвержденный заведующей учреждением от 28.12.2011, план основных мероприятий в области гражданской обороны; приказ об организации гражданской обороны, приказ о назначении ответственного за учет, хранение, обеспечение сохранности и готовности средств индивидуальной защиты; приказ о назначении уполномоченного на решение вопросов в области гражданской обороны, в соответствии с которым таким лицом является Лавренюк В.А. Из представленных документов следует, что организация проводила мероприятия в области гражданской обороны, но не в полном объеме.
Учреждение отзыв на жалобу в суд не направило.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив доводы, изложенные в жалобе, и письменные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, отделом МЧС на основании распоряжения органа государственного пожарного надзора о проведении плановой выездной проверки в отношении МДОУ "Детский сад N 19" от 16.01.2012 N 5 в период с 06.02.2012 по 02.03.2012 проведена плановая выездная проверка выполнения установленных требований в области гражданской обороны и принятия мер по ее результатам.
В ходе проверки административный орган выявил, что в учреждении не созданы и не содержатся в целях гражданской обороны объектовые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы ГО); не определена номенклатура и объемы запасов ГО, не определены места хранения запасов ГО, пункты и порядок выдачи запасов ГО; работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты; не все работники организации обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (требуется на 66 человек персонала, в наличии имеется 19 медицинских аптечек); не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне, не получены ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
В связи с этим отдел МЧС пришел к выводу о том, что учреждением нарушены требования Федерального закона от 26.12.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне), Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379), Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение N 993), Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804), Положения об организации и ведении ГО в ИО и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 (далее - Положение N 687), Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 N 49 (далее - Положение N 49).
По факту проведения данной проверки административным органом составлен акт проверки от 02.03.2012 N 5/3/1-5 и выдано предписание об устранении указанных нарушений от 02.03.2012 N 5/3/1-5.
Учреждение не согласилось с данным предписанием и обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным. По мнению учреждения, нормы, на которые ссылается отдел МЧС, с учетом его статуса и в силу деятельности, осуществляемой им, на него не могут распространяться.
Удовлетворяя требования МДОУ "Детский сад N 19" суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у отдела МЧС не имелось правовых оснований для проведения проверки учреждения. Отделом МЧС не доказано и судом не установлено, что учреждение является объектовым звеном единой государственной системы гражданской обороны и организацией, уполномоченной на решение задач в области гражданской обороны.
Суд апелляционной инстанции согласен с доводами административного органа о том, что суд первой инстанции ошибочно ссылается на нормативные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеет право проводить проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, однако согласен с выводами суда первой инстанции о том, что данное предписание в рассматриваемой ситуации не может быть признано соответствующим закону в силу следующего.
Пунктами 1, 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305 (далее - Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны), определено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется МЧС России и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своих полномочий организуют и проводят проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты и другой специальной техники и имущества гражданской обороны (пункт 4 Положения).
Согласно пункту 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления МЧС России по Архангельской области вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 09.08.2010 N 381 (далее - Административный регламент), объектами надзора являются федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Предметом проверки в области гражданской обороны является соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 Административного регламента).
Следовательно, административный орган вправе проводить проверочные мероприятия в отношении организаций, указанных в Административном регламенте. В то же время проверяемые организации обязаны исполнять требования действующего законодательства, положения которого на них распространяется.
В статье 1 Закона о гражданской обороне даны основные понятия: гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 данного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В данном случае в материалах дела не усматривается, что у учреждения имеются (в том числе на балансе) объекты и имущество гражданской обороны. Учреждение не подпадает под перечень объектов, указанных в пункте 4 названного Административного регламента, а деятельность, осуществляемая учреждением, не соприкасается с объектами, имеющими отношение к категории опасных производственных объектов, перечень которых указан в приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При этом сам по себе факт нахождения учреждения в г. Новодвинске, отнесенном ко второй группе по гражданской обороне, не является обстоятельством, в связи с которым на учреждение могут быть возложены обязанности по решению задач в области гражданской обороны.
МДОУ "Детский сад N 19" представило в суд справку администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 23.04.2012 о том, что в учреждении мобилизационного задания на военное время не размещено и оно не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, выполняемых по кооперации с другими организациями города, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Доказательств того, что МДОУ "Детский сад N 19" относится к объектам надзора, указанным в пункте 4 названного Административного регламента, отделом МЧС в материалы дела не представлено.
Апелляционная инстанция согласна с выводами суда по существу правонарушений, обязанность по устранению которых возложена на учреждение по следующим основаниям.
Так, пунктами 1, 2 оспариваемого предписания установлено, что в нарушение требований пункта 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне, пунктов 2-6 Положения N 379, учреждением не созданы в целях гражданской оборон объектовые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских средств, не определена номенклатура и объемы запасов ГО, пункт и порядок выдачи запасов ГО.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о гражданской обороне организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Пунктом 3 Положения N 379 предусмотрено, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты. Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения. Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются исходя из табелей их оснащения (пункт 4 Положения N 379).
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пункту 6 Положения определение номенклатуры и объемов запасов, исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб возложено на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации.
При этом с учетом подпункта "а" пункта 7 Положения N 379, под организациями понимаются организации, находящиеся в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, о чем свидетельствует и пункт 4 названного выше Административного регламента.
Доказательства того, что учреждение относится к таким организациям, отдел МЧС не представил.
В тоже время необходимо отметить, что Положение N 379 предусматривает следующее предназначение запасов: для первоочередного обеспечения населения в военное время, оснащения спасательных воинских формирований МЧС, аварийно-спасательных формирований и служб в случае возникновения военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учетом содержания названной нормы на МДОУ "Детский сад N 19" не может быть возложена обязанность по созданию запасов в указанных целях.
Кроме того, номенклатура и объемы запасов определяются с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России (пункт 4 Положения N 379).
Согласно Методическим рекомендациям по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденным Минэкономразвития России 17.03.2011 и МЧС России 31.01.2011, организационно-методическое руководство и контроль за организацией создания и хранения запасов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций осуществляется МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами МЧС России.
Однако предписание не содержит конкретных указаний, касающихся создания резервов финансовых и материальных ресурсов в целях гражданской обороны применительно к учреждению. В связи с этим предписание в рассматриваемой части не может быть признано соответствующим закону и по указанному основанию.
Ссылку административного органа в пунктах 1 и 2 оспариваемого предписания на нарушение учреждением требований Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств на территории Архангельской области, утвержденного постановлением главы администрации Архангельской области от 23.07.2007 N 49, апелляционный суд считает необоснованной, так как в соответствии с указом губернатора Архангельской области от 14.09.2011 N 137-у это Положение признано утратившим силу.
В пункте 3 оспариваемого предписания установлено нарушение требований статей 2 Закона о гражданской обороне, пунктов 2, 4, 6 Положения N 993, выразившееся в том, что работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты.
В пункте 4 этого предписания отражено нарушение требования статьи 9 Закона о гражданской обороне, пунктов 2 - 6 Положения N 379, заключающееся в том, что не все работники организации обеспечены медицинскими средствами индивидуальной защиты (требуется на 66 человек персонала, в наличии имеется 19 медицинских аптечек).
В статье 9 Закона о гражданской обороне определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пункта 8 Положения N 993 накопление средств индивидуальной защиты (СИЗ) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 Положения N 993.
Согласно пункту 7 Положения N 993 обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного, химического и биологического загрязнения при авариях на опасных объектах.
Доказательства нахождения учреждения на территории в пределах зон возможного загрязнения при авариях на опасных объектах отсутствуют.
Отдел МЧС посчитал, что учреждение обязано обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, так как город Новодвинск отнесен к группе по гражданской обороне.
В силу пункта 6 Положения N 993, население, проживающее на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, подлежит обеспечению СИЗ в военное время. Однако отдел МЧС не привел доказательств, подтверждающих необходимость функционирования учреждения в военное время.
Как следует из названной выше справки администрации муниципального образования "Город Новодвинск", МДОУ "Детский сад N 19" мобилизационного задания не имеет и не привлекается к выполнению иных мобилизационных работ, не участвует в выполнении мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, не является организацией, продолжающей свою деятельность в военное время.
Кроме того, из содержания пункта 4 данного Положения следует, что обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления в отношении работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.
Согласно уставу учреждения оно является муниципальным образовательным учреждением, его учредитель - муниципальное образование "Город Новодвинск" в лице администрации муниципального образования "Город Новодвинск".
Таким образом, в оспариваемом предписании на учреждение необоснованно возложена обязанность обеспечить его работников средствами индивидуальной защиты, в том числе медицинскими аптечками. При этом следует отметить, что в МДОУ "Детский сад N 19" имеется в наличии 19 медицинских аптечек.
В пункте 5 предписания отражено нарушение пункта 16.3 Положения N 687, выразившееся в том, что учреждением не разработаны и не согласованы с органами местного самоуправления планы размещения работников и членов их семей в загородной зоне; не получены ордеры на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Согласно пунктам 16, 16.3 Положения N 687 организации в целях решения задач в области гражданской обороны в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют разработку согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Положением об организации и ведении гражданской обороны в Архангельской области, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 02.10.2008 N 61, установлено, что требования этого Положения в пределах устанавливаемых полномочий распространяются: на территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность на территории Архангельской области; на вспомогательные органы по проведению мероприятий гражданской обороны, создаваемые решением губернатора Архангельской области, в том числе на эвакуационную комиссию Архангельской области и комиссию по поддержанию устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения Архангельской области; на исполнительные органы государственной власти Архангельской области, уполномоченные решением губернатора Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (исполнительные органы государственной власти Архангельской области); на организации различных форм собственности, уполномоченные решением правительства Архангельской области на выполнение задач и (или) мероприятий гражданской обороны отраслевой экономической направленности на территории Архангельской области (по согласованию); на организации различных форм собственности, привлекаемые на договорной основе правительством Архангельской области для выполнения работ (поставок товаров и (или) предоставления услуг), в целях обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны на территории Архангельской области.
Исполнительные органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления в соответствии с установленными федеральным законодательством полномочиями, а также организации в целях решения задач по гражданской обороне в числе прочих мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы осуществляют организацию планирования, подготовки и проведения эвакуации; подготовку районов размещения эвакуируемого населения, мест хранения материальных и культурных ценностей (пункт 31 этого Положения).
Учреждение не относится к исполнительным органам государственной власти Архангельской области и к органам местного самоуправления, а также к организациям, наделенным полномочиями в целях решения задач по гражданской обороне, поэтому на него необоснованно возложена обязанность по разработке и согласованию с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в загородной зоне, а также по получению ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений).
Учитывая статус МДОУ "Детский сад N 19", которое является дошкольным образовательным учреждением и, не отнесено к организациям, обеспечивающим жизнедеятельность населения, и к объектам экономики, а также отсутствие доказательств того, что оно входит в единую государственную систему гражданской обороны, из вышеприведенных нормативных правовых актов нельзя сделать вывод, что учреждение является обязанным исполнять требования, содержащиеся в указанных пунктах предписания.
При таких обстоятельствах предписание не может быть признано соответствующим тем нормам, ссылки на которые в нем приведены.
При этом апелляционный суд считает, что в части пунктов предписания нарушения выражены абстрактными формулировками, носят обобщенный характер, в них отсутствуют указания на конкретные мероприятия, которые учреждение должно осуществить для его выполнения, что делает невозможным надлежащее исполнение предписания. В апелляционной жалобе административным органом не приведено никаких доводов по выявленным фактам нарушений, отраженных в предписании, опровергающих выводы суда первой инстанции.
С учетом указанных обстоятельств в совокупности предписание административного органа подлежит признанию недействительным.
Ошибочное указание судом первой инстанции на нормативные документы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не привело к принятию по существу неправильного решения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина отделом МЧС в федеральный бюджет за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не уплачивается.
В то же время по результатам рассмотрения дела в суде первой инстанции последний в силу статьи 110 АПК РФ правомерно взыскал с административного органа в пользу учреждения расходы по уплате госпошлины, поскольку на их распределение положения указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются.
Следовательно, оснований для удовлетворения жалобы отдела МЧС и отмены (изменения) обжалуемого решения суда в рассматриваемом случае не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 июня 2012 года по делу N А05-4208/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности города Новодвинска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4208/2012
Истец: МДОУ "Детский сад N 19 "Цветик - семицветик" комбинированного вида II категории"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности г. Новодвинска Главного управления МЧС России по Архангельской области