г. Санкт-Петербург |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А56-57742/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Фокиной Е.А., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарями Ганичевой В.А., Куписком А.Г.
при участии в заседании:
от заявителя: Сторублевцев В.В. - по доверенности от 16.05.2012
от заинтересованного лица: Чеготова Е.В. - по доверенности от 27.12.2011 N 14
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-57742/2011 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
по заявлению ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики", место нахождения: 197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский пр-т, д. 49, ОГРН 1027806868154
к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
3-е лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики", 197101, г. Санкт-Петербург, пр. Кронверкский, д. 49, ОГРН 1027806868154, (далее - заявитель, Университет) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3, ОГРН 1047839034484, (далее - Служба, заинтересованного лицо) в выдаче Университету разрешения на ввод в эксплуатацию дома N 14 литер А по Биржевой линии в Санкт-Петербурге и об обязании Службы выдать названное разрешение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельным требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - Комитет).
Решением суда от 25.01.2012 заявление Университета удовлетворено в полном объеме, с заинтересованного лица в пользу Университета также взыскано 2 000 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине, 2 000 руб. государственной пошлины возвращено заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченных.
Не согласившись с принятым решением, Служба направила апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, просит решение от 25.01.2012 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Установив, что оспариваемый судебный акт принят с нарушением требований статей 121, 122, 123, 136, 137 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 11.07.2012 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А56-57742/2011 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, и назначил рассмотрение заявления Университета на 13.08.2012.
В связи с нахождением судьи Г.В. Борисовой в очередном ежегодном отпуске и на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена состава суда, рассматривающего дело, рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании для целей признания незаконным отказа Комитета в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированных зданий, изложенного в письме от 22.08.2011, представитель Университета заявил ходатайства о привлечении Комитета к участию в деле в качестве второго ответчика и об отложении судебного разбирательства.
Представитель Службы представил в материалы дела отзыв на заявление Университета, согласно которому считает доводы последнего несостоятельными, против удовлетворения ходатайств о привлечении Комитета к участию в деле в качестве второго ответчика и об отложении судебного разбирательства не возражал.
Выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 46, 49, 163 АПК РФ, а также принимая во внимание, что Университетом заявленные новые требования, которые являются предметом самостоятельного иска, в удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении Комитета к участию в деле в качестве второго ответчика отказал и объявил перерыв в судебном заседании до 15 часов 50 минут 20.08.2012.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель Службы доводы заявителя не признал, просил отказать в удовлетворении заявления Университета в полном объеме.
Представители Университета и Комитета, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ без участия представителей заявителя и третьего лица.
Как следует из материалов дела, Университету на праве оперативного управления принадлежат здания по адресу: Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 14-16 (далее - здания).
Согласно письму Комитета от 26.01.2010 N 1/157-С и охранного обязательства от 14.03.2008 N 3584, здание (дом 14) относится к объектам культурного наследия регионального значения, здание (дом 16) - к выявленным объектам культурного наследия.
На основании разрешения собственника зданий от 14.02.2006 и разрешения Комитета на право выполнения работ по реконструкции зданий от 05.03.2008 Университетом была проведена их реконструкция.
24.12.2009, 31.01.2011, 27.04.2011 выполненные работы по реконструкции зданий были приняты Службой в установленном порядке, что подтверждается актами проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства N N 17/12, 02-11, 3/092А50-11.
Письмом от 11.05.2011 N 24/452 Университет обратился в Комитет с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированных зданий.
Письмом от 22.06.2011 Комитет, ссылаясь на отсутствие у него соответствующих полномочий, отказал Учреждению в выдаче названного разрешения.
Письмом от 09.08.2011 N 07-05-5575/11-Оп Служба также отказала заявителю в выдаче разрешения на ввод зданий в эксплуатацию, сославшись на положения части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти, выдавший разрешение на строительство.
Полагая названный отказ Службы неправомерным, Университет обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Пунктом 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 N 1747 об утверждении Положения о Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Служба является органом исполнительной власти города Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора и выдачу разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию в городе Санкт-Петербурге.
Пунктом 5 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что если при осуществлении строительства, реконструкции объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надёжности и безопасности такого объекта, то разрешение на строительство выдаётся исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Редакция пункта 5 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации введена в действие с 22.07.2011 Федеральным законом от 18.07.2011 N 224-ФЗ.
При этом согласно части 1 статьи 5 указанного федерального закона, в случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства выдано до дня вступления в силу указанного федерального закона иными исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, чем органы, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такое разрешение признается действительным. В этом случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешение на строительство на момент выполнения спорных работ по реконструкции и, как следствие, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, должны были быть выданы именно Службой, в связи с чем отклоняет доводы заинтересованного лица об отсутствии у него в рассматриваемом случае полномочий на выдачу названного разрешения.
На основании изложенного отказ Службы в выдаче Университету разрешения на ввод в эксплуатацию дома N 14 литер А по Биржевой линии в Санкт-Петербурге по указанному основанию следует признать незаконным.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, реконструкция зданий Университетом проводилась на основании разрешения Комитета на право выполнения работ по реконструкции зданий от 05.03.2008.
Пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.07.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 45 указанного закона, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Учитывая, что разрешение на строительство и реконструкцию объектов Университета Службой не выдавалось, в то же время Комитетом было выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и осуществлялся контроль за проведением работ, а также принимая во внимание внесенные с 22.07.2011 в пункт 5 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменения, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в части обязания Службы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путём выдачи ему разрешения на ввод в эксплуатацию спорного дома.
По результатам рассмотрения дела и в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, а также пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 рублей подлежат взысканию со Службы в пользу заявителя. На основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 2 000 рублей излишне уплаченной Университетом государственной пошлины подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 января 2012 года по делу N А56-57742/2011 отменить.
Признать незаконным отказ Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в выдаче Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики" разрешения на ввод в эксплуатацию дома N 14 литер А по Биржевой линии в Санкт-Петербурге.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскать со Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт- Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики" 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. 00 коп.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Е. А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57742/2011
Истец: ГОУ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики"
Ответчик: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
Третье лицо: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры