Тула |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А09-801/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.08.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Байрамовой Н.Ю., Дорошковой А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тулуповой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "город Брянск" в лице Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.06.2012 по делу N А09-801/2012, принятое по исковому заявлению ОАО "Ростелеком" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) к муниципальному образованию "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909), третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1093254006317, ИНН 3250511660), Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации об обязании принять в муниципальную собственность общежитие, общей площадью 6325, 60 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Костычева, д. 62, при участии представителя истца - ОАО "Ростелеком" - Машутина В.В. (доверенность от 01.04.2012 N 3) и в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ростелеком" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Брянск" в лице Брянской городской администрации (далее - ответчик, Администрация) об обязании принять в муниципальную собственность общежитие, общей площадью 6325, 60 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Костычева, д. 62 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ ФАУГИ в Брянской области), Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.06.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. В обоснование своих доводов ответчик ссылается на несоблюдение процедуры передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, предусмотренную ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Истец представил письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третьи лица в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Брянского горисполкома от 30.11.1989 N 327 утвержден акт госкомиссии о приемке в эксплуатацию общежития на 535 мест Брянского областного производственного управления связи, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Костычева, д. 62.
Позднее Брянское областное производственно-техническое управление связи переименовано в ГПСИ "Россвязьинформ" Брянской области.
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Брянской области в 1994 году ГПСИ "Россвязьинформ" преобразовано в АООТ "Брянсксвязьинформ", правопреемником которого являлся ОАО "ЦентрТелеком".
Указанным решением утвержден план приватизации, согласно которому общежитие Брянского областного производственно-технического управления связи, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Костычева, 62, было включено в перечень объектов, не подлежащих приватизации.
Согласно договору N 152 от 08.07.1994 о передаче акционерному обществу открытого типа "Брянсксвязьинформ" объектов социально-культурного назначения и жилищного фонда Комитет по управлению госимуществом Брянской области передал на баланс без права распоряжения до принятия решения о приватизации АО "Брянсксвязьинформ" объекты общей стоимостью 2139 тыс. руб., из них жилфонд - 2121 тыс. руб., база отдыха - 18 тыс. руб. В соответствии с актом оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 1 июля 1992 года ГПСИ "Брянской области Россвязьинформ" передано, в том числе общежитие связи, расположенное по ул. Костычева, 62 (инв. N 1112).
30.11.2002 ОАО "Брянсксвязьинформ" реорганизовано в форме присоединения к ОАО "ЦентрТелеком", а 01.04.2011 ОАО "ЦентрТелеком" реорганизовано путем присоединения к ОАО "Ростелеком".
В соответствии с инвентарной карточкой N 1418137 от 02.02.2012 общежитие по ул. Костычева, 62 передано на баланс ОАО "Ростелеком".
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 22.09.2011 N 269/1 в федеральной собственности находится объект недвижимого имущества - общежитие по адресу: 241000, Брянская область, г. Брянск, ул. Костычева, д. 62, общей площадью 6325,60 кв. м. Указанный объект составляет государственную казну Российской Федерации.
Письмом от 24.05.2010 N 05-02/75 ОАО "ЦентрТелеком" Брянский филиал просило Брянскую городскую администрацию принять в собственность г. Брянска общежитие, расположенное по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Костычева, 62, и одновременно решить вопрос о передаче в аренду или продаже ОАО "ЦентрТелеком" нежилых помещений на первом этаже общежития, в которых размещено оборудование АТС.
Рассмотрев обращение ОАО "ЦентрТелеком" Брянская городская администрация письмом от 17.06.2010 N 3/25-3056 сообщила о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 и постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 16.12.2003 N 665-п определен порядок приема в муниципальную собственность города Брянска объектов инженерной инфраструктуры и перечень необходимых для этого документов.
Ссылаясь на то, что администрацией г. Брянска и подконтрольными ей предприятиями и организациями создаются искусственные препятствия для передачи общежития в муниципальную собственность, в связи с чем ОАО "Ростелеком", осуществляя полномочия балансодержателя в отношении объекта недвижимости - общежития, расположенного по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Костычева, 62, несет убытки от его содержания, так как установленные для проживающих граждан тарифы не покрывают всех расходов, Общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением об обязании МО "г. Брянск" принять в муниципальную собственность общежитие общей площадью 6325, 60 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Костычева, 62, общей площадью 6325, 60 кв. м.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный объект, подлежащий передаче из федеральной собственности в муниципальную, относится к объектам жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, упомянутым в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, ввиду чего обязанность принятия указанного объекта в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Брянской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и приложением N 3 к нему.
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к объектам муниципальной собственности отнесены объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно разъяснению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с абз. 6 - 8 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться, в том числе в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных ст. 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе и организация содержания муниципального жилого фонда.
Таким образом, спорное имущество предназначено для решения вопросов местного значения, относится к муниципальному имуществу (Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и не может находиться в федеральной собственности (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные объекты, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную, относятся к объектам жилищного фонда и объектам инженерной инфраструктуры, упомянутым в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, и обязанность принятия указанных объектов в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии решения ТУ ФАУГИ в Брянской области о передаче в муниципальную собственность данного имущества, а также об отсутствии волеизъявления органа местного самоуправления на передачу спорного имущества в муниципальную собственность, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ТУ ФАУГИ в Брянской области неоднократно обращалось в Брянскую городскую администрацию с письмами о рассмотрении вопроса о принятии общежития, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Костычева, 62, в муниципальную собственность г. Брянска (т. 2, л. 9-11).
Письмом от 08.11.2011 N 7/29-6894 (т. 2, л. 14-15) Брянская городская администрация сообщила, что на заседании комиссии по приему в муниципальную собственность города Брянска объектов жилищного фонда, состоявшейся 24.10.2011, было принято решение о целесообразности приема вышеуказанного общежития в муниципальную собственность города Брянска при условии:
- заключения договора об условиях приема-передачи объекта между передающей стороной и МУП "Жилспецсервис" города Брянска, выполнения передающей стороной всех обязательств по договору;
- передачи передающей стороной технической документации на объект;
- передачи наружных инженерных сетей специализированным эксплуатационным организациям, либо предоставления документов, подтверждающих, что такая передача состоялась ранее;
- наличие соответствующего заключения пожнадзора о противопожарной безопасности объекта.
Переписка заявителя, ТУ ФАУГИ в Брянской области и Администрации свидетельствует о том, что Территориальное управление выступило инициатором передачи данного имущества из федеральной собственности в муниципальную, а орган местного самоуправления, в свою очередь, не возражал против принятия общежития в муниципальную собственность. Напротив, возможность принятия спорного объекта ставилась им в зависимость от условий, противоречащих действующему законодательству.
При этом Общество связано обязательственными правоотношениями, предметом которых является содержание названного общежития, что нарушает его права и законные интересы, так как возлагает на него дополнительные обязанности по содержанию жилищного фонда, что не относится к его уставной деятельности.
Ссылка апелляционной жалобы на то, что Обществом не было получено заключение пожнадзора о противопожарной безопасности объекта, а представленное в материалы дела письмо ОГПН по Советскому району города Брянска от 28.12.2011 N 4-5-29/1675 не свидетельствует об устранении обязательных требований пожарной безопасности по предписанию N 57/1-1-14, отклоняется судом.
Согласно материалам дела, вынося решение о целесообразности принятия спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, Администрация указала на необходимость представления Обществом соответствующего заключения о противопожарной безопасности объекта.
Между тем отсутствие указанного заключения пожарного надзора, наличие которого прямо не предусмотрено законодательством, не является основанием для отказа в принятии имущества, передаваемого в муниципальную собственность.
Довод жалобы со ссылкой на п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ о необходимости оснащения общежития общедомовыми приборами учета не принимается во внимание судом во внимание, так как отсутствие в общежитии общедомовых приборов учета также не установлено законодателем в качестве основания для отказа в приеме имущества, передаваемого в муниципальную стоимость в силу закона.
Ссылка жалобы на то, что судом не было принято во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П признается апелляционной инстанцией не состоятельной, поскольку указанное определение относится к случаям передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В данном случае передача имущества произошла в связи с приватизацией ГПСИ "Россвязьинформ".
При указанных обстоятельствах выводы суда о том, что бездействие Администрации по осуществлению действий по принятию спорного имущества в муниципальную собственность не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, являются правильными, в связи с чем заявленные Обществом требования удовлетворены обоснованно.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.06.2012 по делу N А09-801/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-801/2012
Истец: ОАО " Ростелеком "
Ответчик: МО " Город Брянск " в лице Брянской городской администрации
Третье лицо: Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации