г. Самара |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А55-4179/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб" - Гаврилов А.И., по доверенности от 14.09.2011 года,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2012 года по делу N А55-4179/2012, судья Бойко С.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб", (ОГРН 1036300112122),
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,
Министерству имущественных отношений Самарской области,
о признании недействительным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара N СП-6/5615-5-1 от 10.11.2011 г. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и обязании устранить допущенные нарушения; признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 26 января 2012 г. N 12-2/0678/09 в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Кировский район, Ставропольская, около дома 200, площадью 10,00 кв.м., под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб" обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 10.11.2011 г. N СП-6/5615-5-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Кировский район, Ставропольская, около дома N 200, площадью 10,00 кв.м., под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Кроме того, общество с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб" обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 26 января 2012 г. N 12-2/0678/09 в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Кировский район, Ставропольская, около дома N 200, площадью 10,00 кв.м., под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
Определением суда от 19 марта 2012 года по делу N А55-4179/2012 дела по вышеназванным заявлениям объединены в одно производство.
Решением суда первой инстанции от 28 мая 2012 года заявление удовлетворено.
Суд признал незаконными заключение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 10.11.2011 г. N СП-6/5615-5-1 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 26 января 2012 г. N 12-2/0678/09 в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Кировский район, Ставропольская, около дома 200, площадью 10,00 кв.м., под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией и обязал Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара и Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб" путем рассмотрения по существу его обращения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Кировский район, Ставропольская, около дома 200, площадью 10,00 кв.м., под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Самарский Хлеб" отказать, ссылаясь на то, что действующее законодательство, устанавливая размещение нестационарных торговых объектов в порядке, учитывает градостроительные, расчетные и иные нормативы. Заявленный вид использования - под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией - предполагает размещение на испрашиваемом земельном участке нестационарного торгового объекта.
Податель апелляционной жалобы указывает, что возможность размещения торговых объектов будет определена после утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара.
Нестационарные торговые объекты размещаются с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В настоящее время Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара разработана картографическая основа, позволяющая однозначно определить местоположение существующих и планируемых к размещению объектов потребительского рынка, и проект Схемы проходит заключительный этап согласования.
Заявителем не представлены доказательства того, что до принятия оспариваемого заключения ему был выделен земельный участок под установку временного киоска.
Заключение Департамента не содержит каких-либо прямых ограничений в отношении нестационарного торгового объекта, используемого ООО "Самарский Хлеб".
Вывод суда первой инстанции о том, что перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой, податель жалобы считает необоснованным.
Отмечает, что для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на государственных и муниципальных землях, в стационарных зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Федеральный закон ввел особые правила. Их размещают в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (п. 1 ст. 10 Федерального закона).
Схема размещения нестационарных торговых объектов городского округа Самара учитывает сложившиеся и перспективные потребности жителей городского округа в размещении нестационарных торговых объектов на всей территории, требования градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного законодательства.
При этом независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки, здания, строения, сооружения, схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (ч. 4 ст. 10 Федерального закона).
Права и законные интересы заявителя не нарушены, препятствия в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом участке отсутствуют.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией до момента утверждения в установленном порядке схемы размещения нестационарных торговых объектов городского округа Самара невозможно, поскольку повлечет изменение расчетных показателей, следствием чего станет несоответствие проекта разработанной схемы размещения нестационарных торговых объектов градостроительным нормам.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 15.08.2012 г. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство имущественных отношений Самарской области просит апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, отказать ООО "Самарский хлеб" в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве от 31.07.2012 г.
Ответчики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самара, Кировский район, Ставропольская, около дома 200, площадью 10,00 кв.м., под установку временного киоска "Хлеб" без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
На основании данного заявления Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
10.11.2011 г. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара выдал заключение N СП-6/5615-5-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Обществом земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории (л.д. 11).
Заключение мотивировано отсутствием утвержденной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самара. При этом ответчик свой вывод основывал на норме статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
На основании вышеназванного заключения, Министерство имущественных отношений Самарской области сообщением от 26 января 2012 года N 12-2/0678/09 отказало Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Заявитель, не согласившись с заключением Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара и сообщением Министерства имущественных отношений Самарской области, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
28 мая 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, данной нормой законодательства предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Во исполнение указанной нормы законодательства постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявитель), подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка).
Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в министерство либо в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2.6 Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В течение 14 дней с момента получения министерством заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка министерство направляет в адрес заявителя уведомление об отказе в предоставлении земельного участка с приложением заключения о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка.
Постановлением главы городского округа Самара от 19 сентября 2006 г. N 2340 "Об определении уполномоченных органов по утверждению проектов границ земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством" на заинтересованное лицо возложены полномочия по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, в том числе предоставляемым под размещение временных объектов.
Таким образом, в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.5, 2.6 Порядка департамент был обязан в месячный срок рассмотреть по существу обращение министерства и либо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, либо представить мотивированное заключение о невозможности его утверждения.
Суд правомерно отклонил ссылку ответчиков на невозможность предоставления земельного участка со ссылкой на части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно названной норме, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 6 статьи 10 названного Закона утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. При этом, перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что основания, по которым заявителю было оказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, противоречат статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемые решения ответчиков нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. препятствуют в осуществлении им хозяйственной деятельности на испрашиваемом земельном участке.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем неправомерно взыскание судом первой инстанции с Департамента в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Данный довод арбитражный апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку из решения суда первой инстанции следует, что с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара взысканы понесенные ООО "Самарский Хлеб" расходы по госпошлине в размере 2 000 руб., а не сама государственная пошлина, от которой освобождено заинтересованное лицо.
Кроме того, указанные расходы взысканы не в доход федерального бюджета, а в пользу ООО "Самарский Хлеб".
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Самарский Хлеб", оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2012 года по делу N А55-4179/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4179/2012
Истец: ООО "Самарский Хлеб"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры г. о.Самара, Департаментр строительства и архитектуры г. о.Самара
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области