г. Владимир |
|
28 августа 2012 г. |
Дело N А79-5315/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2012 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соловьевой М.В.,
судей Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной С.А.,
при участии представителей сторон:
от истца - Андреева Н.В. по доверенности N 57 от 14.08.2012 (сроком до 31.12.2012);
от ответчиков - представители не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 19797, 19795);
от третьего лица - представитель не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства (уведомление N 19796).
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.06.2012 по делу N А79-5315/2012, принятое судьей Новожениной О.А.,
по иску государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г. Чебоксары (ОГРН 1022101129775 ИНН2128004517), к администрации города Чебоксары Чувашской Республики, г. Чебоксары (ОГРН 1022101150037 ИНН 2126003194), Управлению ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, г. Чебоксары (ОГРН 1112130016745 ИНН 2130097477),
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Финансового управление администрации города Чебоксары, г. Чебоксары, о взыскании 237 265 руб.,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с администрации города Чебоксары Чувашской Республики 237 265 руб. задолженности за осуществление перевозок пассажиров и багажа на пригородном транспорте.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление администрации города Чебоксары Чувашской Республики.
Решением от 06.06.2012 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования удовлетворил. Взыскал с МО "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" за счет казны в пользу ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики 237 265 руб. долга.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Чебоксары обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что цена муниципального контракта была строго определена и возмещена за счет средств бюджета города Чебоксары.
Заявитель жалобы, ответчик (УЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары), третье лицо, в заседание суда явку полномочных представителей не обеспечили.
Истец в заседании суда и в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие неявившихся сторон, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.03.2011 между ГУП "Чувашавтотранс" (исполнителем) и администрацией города Чебоксары Чувашской Республики (заказчиком) заключен муниципальный договор N 19 на выполнение услуг по перевозке пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Чебоксары (привокзальная автостанция) - Яуши" в течение 2011 года, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя перевозку пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши" по тарифу, установленному постановлением администрации города Чебоксары от 09.04.2008 N 93 "Об установлении льготного тарифа на перевозку пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши".
Согласно пункту 4.1 муниципального договора настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяется на отношения сторон в период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Пунктом 1.2 договора определено, что оплата по муниципальному договору производится за счёт средств бюджета города Чебоксары на 2011 год. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и распространяется на отношения сторон в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 (пункт 5.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора исполнитель ежемесячно представляет в отдел транспорта и связи заказчика расчёты по выпадающим доходам от перевозки пассажиров на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши".
В подтверждение фактического осуществления пассажирских перевозок истцом представлены билетно-учетные листы, путевые листы, ведомости продажи билетов за август - декабрь 2011 года.
Убытки истца в виде недополученных денежных средств от перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 за август - декабрь 2011 года составили 237 265 руб.
Ссылаясь на то, что ответчик не возместил недополученные денежные средства за фактически произведенные перевозки в период с августа по декабрь 2011 года, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу нормы пункта 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовым актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) отнесена к перечню услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов.
Пунктом 2 статьи 2 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике" установлен перечень продукции (товаров, услуг), реализуемой по государственным регулируемым ценам (тарифам), методы государственного регулирования цен (тарифов) по которому определяются Кабинетом Министров Чувашской Республики в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриреспубликанским маршрутам осуществляется непосредственно Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.01.2010 N 2 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом" утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, в частности: перевозка пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильным транспортом (1 поездка, 1 место багажа) 10 руб. Указанное Постановление утратило силу в связи с принятием 29.12.2010 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 512 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом".
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2010 N 512 "О тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом" утверждены тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским электрическим транспортом, в частности: перевозка пассажиров и багажа в городском сообщении автомобильным транспортом (1 поездка, 1 место багажа) 12 руб.
В целях социальной поддержки граждан города Чебоксары, пользующихся услугами пригородного автобусного маршрута сообщением до городского кладбища постановлением администрации города Чебоксары N 93 от 09.04.2008 установлены льготные тарифы на перевозки пассажиров и багажа на пригородном автобусном маршруте N 249 "Привокзальная автостанция - Яуши".
Полученные из местного бюджета денежные средства не покрывают о реальные расходы истца на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории муниципального образования. Истец считает, что вправе требовать от города Чебоксары - столицы Чувашской Республики компенсацию в виде не полученной с потребителей платы в связи с регулированием органом местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров общественным транспортом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсации в виде неполученной с потребителей платы.
Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций транспорта соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у муниципального образования, установившего соответствующую льготу, в рассматриваемый период возникли обязательства по возмещению перевозчику выпадающих доходов в связи с перевозкой льготной категории граждан.
Понесенные истцом расходы подтверждены соответствующими расчетами, не оспоренными ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Недофинансирование возникло в связи с недостаточностью выделенных денежных средств, так как суммы, указанные в договоре и предназначенные для финансирования льгот, не обеспечили полную компенсацию выпадающих доходов от оказания услуг льготным категориям граждан, что свидетельствует о вине администрации, которая не обеспечила полную компенсацию указанных убытков при наличии у нее такой обязанности.
Поскольку объем переданных средств не покрывает расходы транспортной организации по предоставлению льгот, финансирование которых отнесено к полномочиям муниципального образования, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что предъявленные истцом расходы являются его реальным ущербом, подлежащим возмещению за счет казны муниципального образования.
Ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункт 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
С учетом изложенного суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.06.2012 по делу N А79-5315/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Логинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5315/2012
Истец: ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры ЧР, ГУП Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики
Ответчик: Администрация города Чебоксары, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики, Управление ЖКХ ,энергетики , транспорта и связи администрации города Чебоксары
Третье лицо: Управление ЖКХ, энергетики транспорта и связи администрации города Чебоксары, Финансовое управление адинистрации г. Чебоксары, Финансовое управление администрации города Чебоксары