г. Чита |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А19-8160/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей В. А. Сидоренко, Г. Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Хирургическая клиника "СЭНЖЁЛИ" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2012 года по делу N А19-8160/2012 по заявлению Министерства здравоохранения Иркутской области (ИНН 3808172327 ОГРН 1083808001234) к Обществу с ограниченной ответственностью Хирургическая клиника "СЭНЖЁЛИ" (ИНН 3808111606 ОГРН1043801041272) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
(суд первой инстанции Шубина Т. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: не явился,
установил:
Министерство здравоохранения Иркутской области (далее Министерство здравоохранения, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Хирургическая клиника "СЭНЖЁЛИ" (далее ООО ХК "СЭНЖЁЛИ", Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и привлек к ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы указывает на отсутствие события правонарушения в связи с применение судом закона, не подлежащего применению, нарушение судом норм процессуального и материального права.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и лицо, привлекаемое к ответственности, в судебное заседание не явилось. Заявитель заявил ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 3 ст. 205 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании лицензий N ЛО-38-01-000547 от 25.06.2010 г., N ЛО-38-01-000548 от 14.07.2010 г., N ЛО-38-01-000549 от 14.07.2010 г., N ЛО-38-01-000554 от 27.07.2010 г., N ЛО-38-01-000660 от 27.12.2010 г., N ЛО-38-01-000943 от 30.11.2011 г. осуществляет медицинскую деятельность по адресу Иркутская область, Иркутский район п. Молодежный, ул. Звездная, 19:
- по оказанию доврачебной помощи;
- по стационарной медицинской помощи (по оториноларингологии, по офтальмологии, по кардиологии, по косметологии (хирургической), по урологии);
- по амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (по транспортировке донорской крови и ее компонентов, по трансфузиологии, эндоскопии).
На основании распоряжения руководителя Министерства здравоохранения N 164-м от 21.02.2012 г., должностными лицами административного органа проведена плановая проверка деятельности ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" по соблюдению лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.
По результатам проверки составлен Акт N 51 от 26.03.2012 г., согласно которому:
- в штатном расписании ООО ХК "СЭНЖЁЛИ", утвержденном приказом от 14.02.2011 г. N 3, отсутствуют должности лаборантов (врача и среднего медицинского работника), массажиста, физиотерапевта, мануального терапевта, рефлексотерапевта, врача-косметолога, пластического хирурга, оториноларинголога. На момент проверки нет врача-терапевта, косметолога, оториноларинголога, трансфузиолога, физиотерапевта, массажиста, лаборантов;
- отсутствует надлежащее осуществление Обществом контроля качества.
На основании акта проверки должностным лицом административного органа, с учетом надлежащего извещения Общества о дате, времени и месте составления протокола, составлен протокол об административном правонарушении N 4 от 2 апреля 2012 года о нарушении ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" пп. "г", "з" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30 и совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ и частью 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель обратился в Арбитражного суда Иркутской области с заявлением о привлечении ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действующей с 6 мая 2011 года, лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действующей с 1 июля 2011 года, исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензирование медицинской деятельности было предусмотрено подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действовавшего до 2 ноября 2011 года, а в настоящее время установлено пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Из материалов административного производства следует, что ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" вменено нарушение Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30.
Однако, на момент привлечения судом первой инстанции Общества к административной ответственности - 25.06.2012 г., вышеуказанное Положение утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", вступившим в законную силу - 30.04.2012 г.
Статьей 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, на момент рассмотрения дела о привлечении ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" к административной ответственности порядок лицензирования медицинской деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности регламентированы в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как указывалось выше, административным органом было установлено нарушение Обществом п. "г" ст. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30, выразившееся:
- в отсутствии в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг).
Вместе с тем из подп. "ж" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 следует, что к грубым нарушениям условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) относится, в том числе, соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.
Из материалов дела следует, что ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" не входит в государственную или муниципальную систему здравоохранения.
Следовательно, Общество не является субъектом правонарушения, установленного административным органом, выразившегося в отсутствии должности лаборантов (врача и среднего медицинского работника), массажиста, физиотерапевта, мануального терапевта, рефлексотерапевта, врача-косметолога, пластического хирурга, оториноларинголога. На момент проверки нет врача-терапевта, косметолога, оториноларинголога, трансфузиолога, физиотерапевта, массажиста, лаборантов.
Кроме того, Обществу вменяется нарушение п. "з" ст. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30, выразившееся:
- в не обеспечении лицензиатом при осуществлении медицинской деятельности контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам).
Согласно п. 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 к грубым нарушениям условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) относится соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Согласно ч. 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Материалами административного производства (актом проверки N 51 от 26.03.2012 г., протоколом об административном правонарушении N 4 от 02.04.2012 г.) не установлен и не зафиксирован факт грубого нарушения ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении N 4 от 02.04.2012 г. и в решении суда первой инстанции не установлены и не указаны объективные признаки вмененного Обществу правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО ХК "СЭНЖЁЛИ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции имеются основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Министерства здравоохранения.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2012 года по делу N А19-8160/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 июня 2012 года по делу N А19-8160/2012 - отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Министерства здравоохранения Иркутской области к Обществу с ограниченной ответственностью Хирургическая клиника "СЭНЖЁЛИ" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - отказать в полном объеме.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8160/2012
Истец: Министерство здравоохранения Иркутской области
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью Хирургическая клиника "СЕНЖЁЛИ", ООО "ХК "Сэнжёли"