г. Киров |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А31-2761/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Востриковой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Чигарева Е.А., действующего на основании доверенности от 11.03.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жил-Сервис"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2012 по делу N А31-2761/2012, принятое судом в составе судьи Беляевой Т.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жил-Сервис" (ОГРН: 1074434000697, адрес: 156009, г. Кострома, ул. Юбилейная, д. 10)
к Государственной жилищной инспекции Костромской области (адрес: 156961, г. Кострома, ул. М.Новикова, 37),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жил-Сервис" (далее - заявитель, Общество, Управляющая компания, ООО УК "Жил-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Костромской области (далее - ответчик, административный орган, Инспекция) от 03.02.2012 N 101-04-11, которым Общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Решением Арбитражного суда Костромской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в 2009 - 2011 г.г. производились: осмотры, периодическая очистка кровли от снега, регулярная очистка внутреннего водостока, выборочный текущий ремонт кровельного покрытия; однако, кровля требует проведения капитального ремонта. Управляющая компания считает, что ее вина в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку ею принимались меры для надлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома; Управляющая компания информировала собственников о необходимости проведения капитального ремонта кровли, предлагала решить вопрос о финансировании капитального ремонта, однако, собственники, признав, что необходим капитальный ремонт, от финансирования работ отказались.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу Общества - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
В заседании суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 08.12.2011 N 1349 (л.д.36) Инспекцией в период с 13.12.2011 по 16.12.2011 проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению ООО УК "Жил-Сервис" обязательных требований по содержанию и ремонту общего имущества в части, имеющей отношение к состоянию кровли, внутреннего водоотвода, парапетов, системы вытяжной вентиляции, электропроводки на лестничных клетках, санитарному состоянию лестничных клеток дома N 3 пос. Зарубино, Бакшеевского с/п, Костромского района. По результатам проверки составлен акт от 16.12.2011 N 248-04 (л.д. 54-55), из которого следует, что при осмотре жилого помещения квартиры N 31 (3-й подъезд, 3-й этаж) в коридоре наблюдается отслоение обоев, сухие следы протечек; на лестничных площадках 3-го, 4-го этажей массовые следы протечек на стенах, ржавые следы разводов, обнажение арматуры в местах сопряжений с трубопроводом внутреннего водостока; выявлены следы протечек в квартире N 32 (3-й этаж) в кладовке со стороны стояка внутреннего водостока; в квартире N 35, расположенной над квартирой N 32 (4-й этаж), следы протечек имеются в кладовке также в районе стояка водостока; при осмотре кровли выявлено, что в районе 3-й секции на отдельном участке отсутствует покрытие парапета, отдельные обрывки рулонного материала и металлических листов находятся рядом с парапетом. На трубопроводе внутреннего водостока 3-й секции дома отсутствует водоотводная воронка с защитной решеткой, указанная неисправность системы внутреннего водоотвода, по мнению Инспекции, явилась основной причиной проявления протечек в квартирах N 31, 32, 35 и на лестничных клетках 3-го подъезда. Выполнение технических осмотров и профилактических работ по предотвращению замачивания кровли Управляющей компанией своевременно не обеспечивалось; при проверке тяги вентиляционных каналов в квартирах N 32, 33 установлено, что тяга отсутствовала, акты проверок и прочисток не представлены. При подготовке дома к эксплуатации в зимний период неисправности кровли, системы водоотведения, вентиляции дома не устранялись; при осмотре этажного электрощита на 4-м этаже 3-го подъезда выявлены следы гари, протечек на его внутренней поверхности, скрутки электропроводки. По пояснению жителей, в ноябре 2011 года из-за протечек с крыши произошло возгорание электропроводки, безаварийная работа внутридомовых электрических сетей дома Управляющей компанией своевременно не обеспечивается. Со слов жителей, протечки проявляются в период дождей и скопления снега из-за несвоевременного принятия управляющей организацией мер по предотвращению образования наледи и расчистки кровли. Косметический ремонт 3-го подъезда проводился в 2010 году, но из-за протечек отделочный и окрасочный слои стен и потолков на отдельных участках повреждены, требуемое санитарное состояние лестничных клеток не обеспечивается.
Установленные в ходе проверки обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Управляющей компании протокола от 20.12.2011 N 101-04 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. Обществу вменено нарушение пунктов 1.5.3, 2.6.2., 3.2.2, 4.2.1.15, 4.6.4.1, 4.6.1.1, 4.6.4.4, 4.6.4.5, 4.10.2.1, 5.5.6, 5.5.12, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации жилищного фонда), и подпунктов "а", "б", "г", "д", пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества) (л.д. 41-42).
03.02.2012 Инспекцией вынесено постановление N 101-04-11 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 6-10).
Не согласившись с данным постановлением, ООО УК "Жил-Сервис" обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности ответчиком события и состава административного правонарушения, отсутствия процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Правила эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Пунктами 1.5.3, 2.6.2., 3.2.2, 4.2.1.15, 4.6.4.1, 4.6.1.1, 4.6.4.4, 4.6.4.5, 4.10.2.1, 5.5.6, 5.5.12, 5.6.2, 5.6.6 Правил эксплуатации жилищного фонда установлено, что в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции (пункт 1.5.3); при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; - обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов (пункт 2.6.2.); организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (пункт 3.2.2.); парапеты и карнизы должны иметь надежное крепление к элементам здания и окрытие с уклоном в сторону внутреннего водостока (при внутреннем водостоке) и от стены при наружном не менее 3%. Вынос карниза или открытия при этом должен быть не менее 8 см, металлические открытия должны соединяться двойным лежачим фальцем, швы покрытий из плит должны быть заделаны полимерцементным раствором или мастикой. Не допускается попадания влаги под покрытие (пункт 4.2.1.15.); неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы (пункт 4.6.4.1.); системы внутренних водостоков с открытыми выпусками в 1 и 2 климатических районах должны иметь аварийные водосливы в сеть бытовой канализации. Системы внутренних водостоков с открытыми выпусками должны быть оборудованы температурными компенсаторами и желобами, обеспечивающими отвод атмосферных вод от здания не менее чем на 2 м. (пункт 4.6.4.4.); водоотводные воронки внутреннего водостока должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующими отверстиями. Их надлежит периодически очищать от мусора и наледи. В районах с холодными зимами водоприемные воронки следует устанавливать с электроподогревателями на стояках непосредственно под нижней поверхностью крыши. Стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять по расчету (пункт 4.6.4.5); организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.) (пункт 4.10.2.1.); организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; (пункт 5.5.6.); организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки: вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом). Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами. После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах (пункт 5.5.12.); организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии (пункт 5.6.2.); организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования (пункт 5.6.6.).
В системном толковании с Жилищным Кодексом Российской Федерации, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, определенные Правилами эксплуатации жилищного фонда, являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание и ремонт жилищного фонда.
Согласно подпунктам "а", "б", "г", "д" пункта 10, подпункту "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Материалами дела подтверждено, что Обществу, как управляющей компании, по договору управления многоквартирным жилым домом от 15.02.2008 с целью надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства переданы функции по управлению многоквартирным жилым домом N 3 по адресу: Костромской район, пос. Зарубино (л.д.20-23).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Пунктом 3.1.2 договора управления многоквартирным жилым домом от 15.02.2008 установлено, что Управляющая компания приняла на себя обязательства надлежащим образом обеспечивать проведение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома с учетом его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния.; по текущему ремонту общего имущества; по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома по отдельному решению собственников многоквартирного дома в объеме денежных средств, выделяемых на эти цели собственниками или администрацией сельского поселения; по проведению технических осмотров дома; содержанию и ремонту общего имущества, осуществлению иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельности.
Таким образом, Общество, являясь управляющей компанией, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Факт нарушения Обществом перечисленных в постановлении от 03.02.2012 N 101-04-11 пунктов 1.5.3, 2.6.2., 3.2.2, 4.2.1.15, 4.6.4.1, 4.6.1.1, 4.6.4.4, 4.6.4.5, 4.10.2.1, 5.5.6, 5.5.12, 5.6.2, 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и подпунктов "а", "б", "г", "д" пункта 10, подпункта "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в жилом доме N 3 пос. Зарубино, Костромского района на момент проведения проверки подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, отражен в акте проверки от 16.12.2011, в протоколе об административном правонарушении от 20.12.2011.
С учетом изложенного событие вменяемого правонарушения в деянии заявителя имеет место.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае Общество со своей стороны не представило доказательств, подтверждающих, что оно предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО УК "Жил-Сервис" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Утверждение заявителя об отказе собственников жилых помещений в финансирования необходимых работ, судом апелляционной инстанции не может быть принято за основу как не подтвержденное материалами дела.
Ссылки заявителя на наличие задолженности собственников перед Управляющей компанией в размере 83901 рубля судом апелляционной инстанции не принимаются, как не свидетельствующее об отсутствии вины в совершении правонарушения с учетом того, что заявитель не лишен возможности взыскания суммы долга в установленном законом порядке.
Доводам заявителя том, что работы не были произведены в связи с отсутствием денежных средств на лицевом счете, дана надлежащая оценка судом первой инстанции при рассмотрении дела, оснований для их переоценки из материалов дела не усматривается.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции в силу положений статей 30.2, 30.9 КоАП РФ и статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 05.05.2012 по делу N А31-2761/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Жил-Сервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-2761/2012
Истец: ООО УК "Жил-Сервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Костромской области
Третье лицо: Государственная Жилищная инспекция Костромской области