г. Вологда |
|
23 августа 2012 г. |
Дело N А13-15746/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2012 года по делу N А13-15746/2011 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области (далее - учреждение, отдел ПФР в Брейтовском районе) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - КФХ) Лапшину Геннадию Сергеевичу о взыскании 1039 рублей 20 копеек финансовой санкции за непредставление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2012 года по делу N А13-15746/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Отзыв на жалобу от главы КФХ не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, учреждение заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей, поэтому разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, по факту непредставления страхователем Лапшиным Г.С. сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год учреждением составлен акт от 03.03.2011 N 2011/00005.
Рассмотрев акт от 03.03.2011 N 2011/00005, начальник отдела ПФР в Брейтовском районе принял решение от 18.04.2011 N 2011/00005 о привлечении Лапшина Г.С. к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 1039 рублей 20 копеек.
Требованием от 23.05.2011 N 2011/00005 Лапшину Г.С. предложено уплатить этот штраф в срок до 13.06.2011.
В связи с неисполнением указанного требования, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с главы КФХ Лапшина Г.С. штрафа в размере 1039 рублей 20 копеек.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Лапшина Г.С. зарегистрировано на основании решения Исполнительного комитета Брейтовского районного Совета народных депутатов от 14.06.1991 N 88 "О создании крестьянского хозяйства на территории Сутковского сельского Совета" и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области.
В качестве индивидуального предпринимателя Лапшин Г.С. не зарегистрирован.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления учреждения, посчитав, что Лапшин Г.С. не является страхователем, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, поскольку он не является индивидуальным предпринимателем.
Данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) названный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Закон N 27-ФЗ также является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании (статья 2 Закона N 167-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К категории страхователей отнесены индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Сведения, которые должны быть представлены страхователями в орган ПФ, и срок их представления установлены в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании пункта 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представляет в орган ПФ РФ по месту его регистрации сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ. Взыскание указанной суммы производится органами ПФ РФ в судебном порядке.
В статье 28 Закона N 167-ФЗ установлено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Закона, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы. Порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
В соответствии с пунктом 1 названных Правил они распространяются как на глав крестьянских (фермерских) хозяйств, так и на других членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Следовательно, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что соответствует принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, глава (члены) крестьянского (фермерского) хозяйства является страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей на тех же условиях, на каких они уплачиваются индивидуальными предпринимателями независимо от статуса крестьянского хозяйства.
Вместе с тем Высший Арбитражный Суд в постановлении Пленума от 22.06.2012 N 34 дал арбитражным судам следующие разъяснения.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) с 01.01.2012 утратили силу пункты 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, устанавливавшие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, представлять в ПФ РФ перечисленные в названных нормах сведения (документы).
Таким образом, с 01.01.2012 отменена обязанность указанных лиц представлять в ПФ РФ соответствующие сведения (документы).
Вместе с тем положения статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривающие ответственность страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сохранены.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, судам необходимо исходить из того, что после 31.12.2011 решение о привлечении к ответственности за непредставление в ПФ РФ упомянутыми лицами соответствующих сведений (документов) за предыдущие годы не может быть вынесено, равно как и взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено в неисполненной части.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина учреждением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2012 года по делу N А13-15746/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-15746/2011
Истец: Отдел Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брейтовском муниципальном районе Ярославской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лапшин Геннадий Сергеевич
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Ярославской области, Отдел адресно-справочной работы УФМС по Вологодской области, Территориальный пункт УФМС по Ярославской области в Бретовском районе