г. Вологда |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А05-4602/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 27 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 июня 2012 года по делу N А05-4602/2012 (судья Быстров И.В.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области (ОГРН 1022900530366; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице головного расчётно-кассового центра г. Архангельска Главного управления по Архангельской области (ОГРН 1037739877295; далее - Банк) о признании незаконными действий по списанию денежных средств.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в лице Северной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Архангельской области 07 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований управлению отказано.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленное требование удовлетворить. В обоснование своей позиции указывает, что порядок взыскания денежных средств соответствующего бюджета устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), в силу главы 24.1 которого исполнение судебных актов должно осуществляться путем предъявления исполнительного документа в орган федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет получателя бюджетных средств. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Банк в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявил ходатайство о рассмотрение дела без его участия.
ОАО "РЖД в отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы управления, просило решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.11.2011 Арбитражный суд Архангельской области на основании вступившего в законную силу решения от 26.09.2011 по делу N А05-7471/2011 выдал исполнительный лист серии АС N 003286043 о взыскании с управления ОАО "РЖД" 2000 рублей расходов по государственной пошлине.
ОАО "РЖД" 11.01.2012 обратилось в Банк с заявлением от 28.12.2011 о взыскании 2000 рублей по названному исполнительному листу.
По инкассовому поручению от 12.01.2012 N 1 названная сумма списана Банком со счёта N 40401810600000030007, открытого управлением в головном расчётно-кассовом центре г. Архангельска Главного управления Банка, и перечислена на расчётный счёт взыскателя.
Не согласившись с указанными действия Банка, управление обратилось с в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами.
Статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с Положением об учете средств Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий и содержание аппарата этих управлений, утвержденным Пенсионным фондом Российской Федерации N МЗ-03-16/7085, Центральным Банком Российской Федерации N 1029-У от 06.09.2001, средства, направляемые региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в пределах утверждаемых смет на их содержание, учитываются на лицевых счетах с символом "03" в 15 - 16 разрядах номера лицевого счета, открываемых этим управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в банках на балансовом счете N 40401 "Пенсионный фонд Российской Федерации".
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) определяет, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 статьи 161 БК РФ нормы, определяющие правовое положение казенных учреждений, распространяются на органы управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
В то же время в силу пункта 13 статьи 242.3 БК РФ в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом N 229-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 статьи 7 названного Закона органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, перечисленных в статье 12 Закона N 229-ФЗ, в порядке, установленном этим Законом и иными федеральными законами (часть 2 Закона N 229-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются: реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства; фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина; наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица (часть 2 стать 8 Закона N 229-ФЗ).
Порядок приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями непосредственно в банки, в которых открыты банковские счета должников, определен в Положении о порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями, утвержденном Центральным банком российской Федерации 10.04.2006 N 285-П.
Пунктом 2.3 указанного Положения установлено, что исполнение инкассового поручения, составленного на основании исполнительного документа, осуществляется банком в порядке, установленном нормативными актами Банка России, регулирующими осуществление безналичных расчетов, не позднее 3 дней после принятия банком исполнительного документа.
Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом (Положение Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положения N 2-П)).
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 70 Закона N 229-ФЗ (в редакции, действовавшей, в период обращения ОАО "РЖД" в Банк с исполнительным листом) банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 7 статьи 70 вышеназванного Закона в случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа непосредственно от взыскателя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.
При этом банк или иная кредитная организация могут не исполнить исполнительный документ в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами (пункт 8 статьи 70 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12.9 Положения N 2-П (в редакции, действовавшей, в период обращения ОАО "РЖД" в Банк с исполнительным листом) банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.
В данном случае счет N 40401810600000030007, с которого списаны 2000 руб., открыт в Банке по заявлению управления согласно договору банковского счета от 17.10.2001 N 208. Указанный счет открыт для учета средств, направляемых региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в пределах утвержденных смет на их содержание.
В силу пункта 2.1.7 названного договора Банк обязуется производить списание денежных средств со счета на основании распоряжения Клиента (управления) в пределах имеющихся на счете денежных средств, с учетом текущих поступлений. Безакцептное и бесспорное списание денежных средств со счета (ов) Клиента осуществлять в случаях, предусмотренных законодательством и настоящим договором.
В материалах дела отсутствуют и управлением не представлены доказательства того, что счет, с которого произведено списание по исполнительному листу, предъявленному ОАО "РЖД", носит специальный характер, не доказано, что по данному счету существуют ограничения по списанию денежных средств по исполнительным документам; на Банк возложен контроль за целевым использованием средств по данному счету; Банку известны сметы, и он их контролирует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что ОАО "РЖД" было вправе в порядке статьи 8 вышеуказанного Закона направить исполнительный лист непосредственно в Банк.
Следовательно, в действиях Банка не усматривается нарушения норм действующего законодательства, в связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал управлению в удовлетворении его требований.
Ссылка подателя жалобы на то, что на расчетных счетах управления находятся только денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения его текущей деятельности, которые утверждены вышестоящим распорядителем средств на соответствующий финансовый год, строго по смете расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, в данном случае не имеет значения, поскольку у Банка имеется обязанность исполнить предъявленный ему исполнительный лист вне зависимости от указанных оснований.
Следовательно, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 июня 2012 года по делу N А05-4602/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4602/2012
Истец: ГУ- УПФ РФ в Приморском районе Архангельской области
Ответчик: ЦБ РФ в лице Главного управления по Архангельской области, ЦБ РФ в лице Главного управления по Архангельской области Головной расчетно-кассовый центр г. Архангельска, Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления по Архангельской области Головной расчетно-кассовый центр г. Архангельска
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД", Северная дирекция по ремонту пути - структурное подразделение Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД"