Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2012 г. N 10АП-6568/12
г. Москва |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А41-19048/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Кручининой Н.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Нетребской А.С.,
в судебном заседании участвуют:
от заявителя - Кашинский Д.А. по доверенности от 21.05.2012 N 3, Зорин А.С. по доверенности от 24.05.2012 N 2;
от заинтересованного лица - Малик А.В. по доверенности от 28.02.2012;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Архангельский О.Г. по доверенности от 04.05.2012 N ИЛ105-4508;
от Управления Росреестра по Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2012 года по делу N А41-19048/12, принятое судьей Неяскиной Е.А. по заявлению ОАО "Туровский" к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Росреестра по Московской области, о признании незаконным решения и обязании совершить определенный действия,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Туровский" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по Московской области о признании незаконными действий по снятию с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 50:32:0050209:187, 50:32:0060107:243, 50:32:0060205:6, 50:32:0060208:33, 50:32:0050209:186, 50:32:0060107:242, 50:32:0060205:7, 50:32:0060208:35, 50:32:0050209:185, 50:32:0060107:249, 50:32:0060205:8, 50:32:0060208:36, 50:32:0050209:184, 50:32:0060107:248, 50:32:0060205:9, 50:32:0060208:37, 50:32:0050209:183, 50:32:0050209:191, 50:32:0060205:10, 50:32:0060208:38, 50:32:0050209:182, 50:32:0050209:190, 50:32:0060205:11, 50:32:0060107:240, 50:32:0050209:181, 50:32:0050209:188, 50:32:0060205:12, 50:32:0060107:239, 50:32:0060107:251, 50:32:0050209:189, 50:32:0060107:241, 50:32:0060107:238, 50:32:0060107:250, 50:32:0050209:192, 50:32:0060208:29, 50:32:0060107:237, 50:32:0060107:247, 50:32:0060205:4, 50:32:0060208:30, 50:32:0050209:197, 50:32:0060107:246, 50:32:0060205:5, 50:32:0060208:31, 50:32:0050209:196, 50:32:0060107:245, 50:32:0060107:244, 50:32:0060208:32, 50:32:0050209:194, и обязании устранить нарушение прав Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и общества посредством восстановления в государственном кадастре недвижимости записей о данных земельных участках.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Росреестра по Московской области.
До рассмотрения дела по существу заявителем в порядке статьи 49 АПК РФ заявлено ходатайство, в котором общество просило: принять отказ от заявленных требований в части признания незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области по снятию с кадастрового учета вышеназванных земельных участков; признать недействительным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области от 21.03.2012 N МО-12/РКФ-87952 о внесении изменений; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить нарушение прав ОАО "Туровский" посредством восстановления в государственном кадастре недвижимости записей о вышеуказанных земельных участках.
Решением от 22 июня 2012 года по делу N А41-19048/12 Арбитражный суд Московской области принял отказ от требований в части признания незаконными действий ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области по снятию земельных участков с кадастрового учета, производство по делу в данной части прекратил. Суд удовлетворил требования заявителя в части признания недействительным решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области от 21.03.2012 N МО-12/РКФ-87952 о снятии с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами: 50:32:0050209:187, 50:32:0060107:243, 50:32:0060205:6, 50:32:0060208:33, 50:32:0050209:186, 50:32:0060107:242, 50:32:0060205:7, 50:32:0060208:35, 50:32:0050209:185, 50:32:0060107:249, 50:32:0060205:8, 50:32:0060208:36, 50:32:0050209:184, 50:32:0060107:248, 50:32:0060205:9, 50:32:0060208:37, 50:32:0050209:183, 50:32:0050209:191, 50:32:0060205:10, 50:32:0060208:38, 50:32:0050209:182, 50:32:0050209:190, 50:32:0060205:11, 50:32:0060107:240, 50:32:0050209:181, 50:32:0050209:188, 50:32:0060205:12, 50:32:0060107:239, 50:32:0060107:251, 50:32:0050209:189, 50:32:0060107:241, 50:32:0060107:238, 50:32:0060107:250, 50:32:0050209:192, 50:32:0060208:29, 50:32:0060107:237, 50:32:0060107:247, 50:32:0060205:4, 50:32:0060208:30, 50:32:0050209:197, 50:32:0060107:246, 50:32:0060205:5, 50:32:0060208:31, 50:32:0050209:196, 50:32:0060107:245, 50:32:0060107:244, 50:32:0060208:32, 50:32:0050209:194. Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об указанных земельных участках.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, в которой заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В отсутствие возражений со стороны заявителя и заинтересованного лица, законность и обоснованность судебного акта проверяются в обжалуемой части.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на то, что 56 земельных участков были образованы из земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:70 и поставлены на кадастровый учет на основании решения Управления Росреестра по Московской области N 32/09-8097/а от 09.09.2009, однако, постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А41-34052/09 данное решение государственного органа было признано недействительным. Таким образом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области было исполнено вступившее в законную силу постановление суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Из материалов дела следует, что 14.11.2011 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на основании распоряжения N 750 "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "Туровский" было определено приватизировать ФГУП "Туровский" путем преобразования в ОАО "Туровский" с уставным капиталом 131.458.000 руб., состоящим из 131.458 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью одной акции 1.000 руб. каждая (т. 1 л.д. 9-60).
Данным распоряжением утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Туровский" согласно приложению N 1, а также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, в приложении N 2.
В приложении N 1 вышеуказанного распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области определен перечень земельных участков, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса, а именно земельные участки с кадастровыми номерами: 50:32:0050209:187, 50:32:0060107:243, 50:32:0060205:6, 50:32:0060208:33, 50:32:0050209:186, 50:32:0060107:242, 50:32:0060205:7, 50:32:0060208:35, 50:32:0050209:185, 50:32:0060107:249, 50:32:0060205:8, 50:32:0060208:36, 50:32:0050209:184, 50:32:0060107:248, 50:32:0060205:9, 50:32:0060208:37, 50:32:0050209:183, 50:32:0050209:191, 50:32:0060205:10, 50:32:0060208:38, 50:32:0050209:182, 50:32:0050209:190, 50:32:0060205:11, 50:32:0060107:240, 50:32:0050209:181, 50:32:0050209:188, 50:32:0060205:12, 50:32:0060107:239, 50:32:0060107:251, 50:32:0050209:189, 50:32:0060107:241, 50:32:0060107:238, 50:32:0060107:250, 50:32:0050209:192, 50:32:0060208:29, 50:32:0060107:237, 50:32:0060107:247, 50:32:0060205:4, 50:32:0060208:30, 50:32:0050209:197, 50:32:0060107:246, 50:32:0060205:5, 50:32:0060208:31, 50:32:0050209:196, 50:32:0060107:245, 50:32:0060107:244, 50:32:0060208:32, 50:32:0050209:194.
На все земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в свидетельствах о регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество указаны соответствующие кадастровые номера земельных участков.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области 21.03.2012 вынесено решение о внесении изменений N МО-12/РКФ-87952, согласно которому в целях исполнения постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А41-34052/09 вышеназванные земельные участки были сняты с кадастрового учета, а статус земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:70 изменен с "Архивный" на "ранее учтенный" (т. 2 л.д. 49).
Заявитель считает, что данное решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области является недействительным, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 16, частями 1, 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственного кадастре недвижимости" для снятия земельных участков необходимо наличие соответствующего заявления собственника или их правообладателя, а также наличие подтверждения полномочий обратившегося с таким заявлением, однако ни Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, осуществляющее полномочия Российской Федерации как собственника данных земельных участков, ни ОАО "Туровский" с заявлениями о снятии указанных земельных участков не обращалось, доверенности кому-либо для такого обращения не выдавалось. Таким образом, снятие земельных участков с кадастрового учета, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Туровский" было произведено в нарушение закона и делает невозможным для ОАО "Туровский" регистрацию права собственности на данные земельные участки, а также реализацию прав собственника в отношении земельных участков, тем самым общество лишено возможности извлечения прибыли, что нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, созда?т иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Осуществляя по своему усмотрению гражданские права, граждане и юридические лица самостоятельно избирают способ защиты нарушенного или оспоренного права, поэтому при обращении с настоящими требованиями, заявитель был обязан в порядке статей 41, 65 АПК РФ представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, подлежащих судебной защите. Такие доказательства заявителем суду представлены.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и сведения государственного кадастра недвижимости (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В части 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
При этом с заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Таким образом, для снятия земельного участка с кадастрового учета необходимо наличие заявления собственника или правообладателя земельного участка о снятии с кадастрового учета, а также наличие подтверждения полномочий лица, обратившегося с таким заявлением.
Как следует из материалов дела, собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0050209:193, 50:32:0050209:195, 50:32:0060208:27, 50:32:0060208:28, 50:32:0060205:2, 50:32:0060208:34, 50:32:0060205:3, 50:32:0060105:337, 50:32:0000000:117 является Российская Федерация. Иные заявленные земельные участки переданы в собственность ОАО "Туровский" на основании распоряжения N 750 от 14.11.2011.
Следовательно, для снятия с кадастрового учета указанных земельных участков или внесения изменений в сведения о них, необходимы соответствующие заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области или ОАО "Туровский".
Однако заинтересованным лицом доказательств обращения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области или ОАО "Туровский" с таким заявлением не представлено (статья 65 АПК РФ).
Между тем, в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе, в связи с совершением сделки, от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Таким образом, учитывая положения данной статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", для снятия с кадастрового учета земельного участка или внесения изменений в сведения о нем, необходимо решение суда, обязывающее собственника земельного участка снять такой земельный участок с учета.
Решение суда об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ОАО "Туровский" или органа кадастрового учета снять спорные земельные участки с кадастрового учета не выносилось, доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено (статья 65 АПК РФ).
В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А41-34052/09, на которое ссылается ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области в обоснование апелляционной жалобы, вопрос о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета не рассматривался, суд апелляционной инстанции в данном судебном акте не обязывал снять их с учета.
Определением суда апелляционной инстанции от 17.11.2011 по делу N А41-34052/09 ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области было отказано в разъяснении вышеуказанного постановления Десятого арбитражного апелляционного суда. При этом, суд указал, что основания для разъяснения постановления суда отсутствуют, так как вопросы, изложенные в заявлении, не входили в предмет рассмотрения и, соответственно, не были отражены в судебном акте по настоящему делу.
С учетом изложенного у ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области отсутствовали правовые основания для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета, в связи с чем, решение о внесении изменений N МО-12/РКФ-87952 от 21.03.2012 является недействительным, поскольку нарушает права и законные интересы, как заявителя, так и Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Требования заявителя об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области устранить нарушение прав ОАО "Туровский" посредством восстановления в государственном кадастре недвижимости записей о вышеуказанных земельных участках, в рассматриваемом случае являются способом восстановления нарушенного права, в связи с чем правомерно удовлетворены судом.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2012 года по делу N А41-19048/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.