г. Владивосток |
|
27 августа 2012 г. |
Дело N А51-6190/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Н.В. Алфёровой, Н.Н. Анисимовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
при участии:
от дачного некоммерческого товарищества "Радуга": Лунёв В.М., представитель по доверенности от 02.04.2012, сроком действия один год, без права передоверия, паспорт,
департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-6421/2012
на решение от 29.06.2012
судьи Е.Н. Номоконовой
по делу N А51-6190/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Радуга" (ИНН 2537092377, ОГРН 1122537001399) к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724) третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540101744, ОГРН 1092540004424) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Радуга" (далее: заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее: ответчик, департамент), оформленного письмом N 29/06/02-14/6628 от 30.03.2012, выраженного в форме отказа в предоставлении дачному некоммерческому товариществу "Радуга" в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050058:441, 25:28:050058:440, 25:28:050058:438, 25:28:050058:438, 25:28:050058:435, 25:28:050058:439, 25:28:050058:436, обязании Департамента предоставить дачному некоммерческому товариществу "Радуга" в аренду сроком на 49 лет указанные земельные участки и заключить договор аренды на указанные земельные участки сроком на 49 лет.
Решением суда от 29.06.2012 требования удовлетворены.
Обжалуя решение суда, департамент просит его отменить. В обоснование доводов жалобы департамент указывает на то, что изготовление проекта границ, проведение кадастровых работ в отношении спорных земельных участков, постановка их на кадастровый учет были проведены в отношении отдельных граждан, а не ДНТ "Радуга". Земельные участки относятся к землям лесного фонда, в связи с чем, департамент не вправе распоряжаться спорными земельными участками. Ссылаясь на изменение Правил землепользования и застройки на территории г.Владивостока, департамент указывает на то, что принимаемое решение департамента должно соответствовать Правилам застройки в редакции на момент принятия такого решения. Кроме того, департамент полагает, что земельные участки расположены в границах второй и третьей зон округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока, что не позволяет использовать земельные участки для ведения дачного хозяйства.
В заседание суда апелляционной инстанции Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ДНТ "Радуга" на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Дачное некоммерческое товарищество "Радуга" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы РФ по Первомайскому району г. Владивостока 21.03.2012.
23.03.2012 товарищество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду и заключении договоров аренды сроком на 49 лет на следующие земельные участки: с кадастровым номером 25:28:050058:441, площадью 1400 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 93; с кадастровым номером 25:28:050058:440, площадью 1400 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул.Барсовая, 8; с кадастровым номером 25:28:050058:438, площадью 1294 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Яхтовая, 2; с кадастровым номером 25:28:050058:438, площадью 1400 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Штормовая, 10; с кадастровым номером 25:28:050058:435, площадью 1400 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Штормовая, 2; с кадастровым номером 25:28:050058:439, площадью 1019 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Шевченко, 99; с кадастровым номером 25:28:050058:436, площадью 1087 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Изюбриевая, 5, для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Письмом от 30.03.2012 N 29/06/02-14/6628 товариществу отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду в связи с несоблюдением процедуры обращения за предоставлением земельных участков в порядке Федерального закона N66 от 15.04.1998; земельные участки расположены в Ж-1, которая в соответствии с изменениями, внесенными в Правила землепользования и застройки на территории г.Владивостока, не предусматривает предоставление земельных участков для целей ведения дачного хозяйства; земельные участки расположены на территории лесного фонда Владивостокского лесничества и в курортной зоне.
Не согласившись с полученным отказом, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы товарищества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Земельные участки испрашиваются товариществом для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Полномочия по распоряжению такими участками в настоящее время осуществляет департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
По смыслу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ, земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном данным Кодексом и Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее Закон N 66-ФЗ), пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В силу статьи 7 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение в соответствии с гражданским законодательством вправе в числе прочего, осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения; обращаться в суд, арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, актов органов местного самоуправления или о нарушении должностными лицами прав и законных интересов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 этой же нормы права). Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (часть 6 указанной статьи Земельного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и пояснений сторон, 15.06.2011 граждане Осаченко А.А., Копейкин В.Г., Куваева Т.Е., Лукаш М.П., Прус Т.С., Эпов А.А., Линник Н.П. обратились в департамент с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Указанные заявления в установленном законом порядке были направлены департаментом в адрес органа местного самоуправления для утверждения схем расположения земельных участков.
Распоряжениями УГА гражданам были утверждены схемы расположения соответствующих земельных участков, земельные участки были поставлены на кадастровый учет.
22.03.2012 указанными гражданами создано Дачное некоммерческое товарищество "Радуга".
23.03.2012 ДНТ "Радуга" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении сформированных земельных участков в аренду на 49 лет для целей ведения дачного хозяйства с приложением соответствующих кадастровых паспортов и учредительных документов товарищества.
Таким образом, процедура получения земли для целей ведения дачного хозяйства, предусмотренная ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом N 66-ФЗ полностью соблюдена. Довод департамента о том, что кадастровые работы выполнены заявителем без обращения департамента как уполномоченного органа по управлению и распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, в орган местного самоуправления (Администрацию г. Владивостока) для утверждения схемы расположения земельного участка не подтвержден материалами дела.
Апелляционная коллегия отклоняет довод департамента о том, что спорные земельные участки входят в состав земель лесного фонда Владивостокского лесничества - Седанского участкового лесничества, что препятствует их передаче в аренду на основании запретов, установленных статьями 102, 107 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда. В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа. Согласно генеральному плану Владивостокского городского округа спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Распоряжение Совета Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р, которым все леса Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду первой группы лесов, на которое ссылаются департамент и Управление лесным хозяйством по Приморскому краю, утратило силу.
Сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 Земельного кодекса РФ и статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка. Таких доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Между тем на государственный кадастровый учет как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Собственность Российской Федерации на спорный земельный участок также не зарегистрирована.
Таким образом, департамент не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Коллегией из материалов дела установлено, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый товариществом земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1, на землях населенных пунктов.
Согласно статье 23 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, (в редакции, действовавшей на момент обращения членов товарищества, впоследствии объединившихся в ДНТ "Радуга", с заявлениями о предоставлении земельных участков под садоводство, на момент утверждения схем земельных участков и на момент постановки земельных участков на кадастровый учет) к зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) относятся территории, предназначенные, в том числе, для садоводства и ведения дачного хозяйства.
Цель использования испрашиваемого товариществом земельного участка на дату возникновения спорных правоотношений соответствовала назначению зоны Ж-1 и Правилам землепользования и застройки видам разрешенного использования.
Согласно общему правилу, закрепленному в ст. 4 ГК РФ, закон не имеет обратной силы, акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.
Решение Думы г.Владивостока, вступившее в законную силу 20.10.2011 (дата публикации в газете "Утро России"), редакция на которую ссылается департамент в обжалуемом решении не предусматривает применение внесенных изменений к ранее возникшим правоотношениям.
Таким образом, ведение дачного хозяйства на момент возникновения спорных отношений, т.е. на момент обращения граждан в департамент и на момент формирования земельных участков с определенным видом разрешенного использования, относилось к основному виду разрешенного использования земельных участков, предусмотренных для указанной зоны (Ж-1) в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Правил землепользования и застройки, в редакции действовавшей до 20.10.2011. Кадастровый учет земельных участков также осуществлен в соответствии с действующей на тот период редакцией пункта 3 статьи 23 Правил землепользования и застройки. Земельный участок учтен в государственном кадастре с разрешенным видом использования: для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
Пункт 4 ст. 85 ЗК РФ устанавливает, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Положения указанной нормы согласуются с ч.8 ст. 36 ГрК РФ, а так же с п.3 ст. 6 Правил землепользования и застройки.
Следовательно, отсутствуют правовые препятствия для предоставления испрашиваемых заявителем земельных участков в аренду с видом разрешенного использования для целей ведения дачного хозяйства, поскольку закон не требует приведения их целевого использования в соответствие с измененным градостроительным регламентом.
То обстоятельство, что испрашиваемый товариществом земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, не имеет в данном случае правового значения, поскольку ответчиком не опровергнуто, что в городе Владивостоке отсутствуют земли сельскохозяйственного назначения, а фонд перераспределения земель не сформирован.
Положения Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляющие порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, не исключают применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу. Другое толкование статьи 14 данного закона противоречило бы его смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован ввиду отсутствия земельных участков, от которых отказались его пользователи, которые не были приняты по наследству и которые были принудительно изъяты.
Довод департамента о расположении земельных участков в границах особо охраняемых территорий (второй зоны округа санитарной охраны курортной зоны города Владивостока) подлежит отклонению как не подтвержденный документально, поскольку представленные в материалы дела кадастровые паспорта не содержат соответствующих сведений. Иные документы в обоснование указанного довода департаментом не представлены.
Обжалуя решение суда в части указания срока аренды, департамент не указал мотивы и причины, по которым земельные участки не могут быть предоставлены в аренду на испрашиваемый заявителем срок 49 лет.
Действующим законодательством допускается 49-летний срок аренды земельных участков. Департамент не может ограничивать права заявителя на получение участков в аренду на испрашиваемый срок, не мотивировав такое ограничение.
Следовательно, как правильно указано истцом, поскольку уполномоченный органа не представил в суд первой инстанции доказательства невозможности предоставления земельных участков заявителю на тот срок, который был указан в заявлении об их предоставлении, у суда первой инстанции не было правовых оснований ограничивать этот срок или допускать такое ограничение со стороны департамента.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В рассматриваемом случае, суд установил, что решение департамента, выраженное в письме N 29/06/02-14/6628 от 30.03.2012, об отказе в предоставлении ДНТ "Радуга" земельных участков не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и на основании части 2 ст. 201 АПК РФ признал его незаконным.
Таким образом, возлагая на департамент обязанность принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, суд исходил из положений части 5 статьи 201 АПК РФ требующей восстановить нарушенное в результате незаконно принятого решения право заявителя, в связи с чем довод жалобы о том, что суд подменил собой орган исполнительной власти сделан при неправильном толковании норм процессуального права и подлежит отклонению.
Установив, что судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции в удовлетворении апелляционной жалобы отказывает. Решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.06.2012 по делу N А51-6190/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6190/2012
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Радуга"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5749/12
27.08.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6421/12
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-6190/12
08.06.2012 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4751/12
19.04.2012 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-6190/12