г. Киров |
|
29 августа 2012 г. |
Дело N А31-12038/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 07.06.2012 по делу N А31-12038/2011, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Костромской области
к Отделу вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский" (ОГРН: 1024401436707),
о взыскании 4 438 229 рублей 41 копейки,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Костромской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделу вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский" (далее - ОВО "Галичский", Отдел) о взыскании 5 538 932 рублей 93 копеек.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 07.06.2012 заявленные требования Инспекции удовлетворены в полном объеме.
Отдел вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский" с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 07.06.2012 отменить. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, и обосновывает это следующим.
ОВО "Галичский" указывает, что является бюджетным учреждением и входит в систему государственных органов исполнительной власти, в связи с чем, им осуществлялась некоммерческая деятельность по охране имущества на основе договоров с физическими и юридическими лицами. Средства от осуществления данной деятельности перечислялись в доход федерального бюджета и в распоряжение Отдела не поступали. Указанные обстоятельства, по мнению ОВО "Галичский" свидетельствуют об отсутствии объекта налогообложения по налогу на прибыль.
Кроме того, Отдел считает, что налоговым органом неправомерно произведено начисление пени и применены штрафные санкции. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ОВО "Галичский" заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, Инспекция в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
В суд апелляционной инстанции от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Костромской области поступило ходатайство о замене ответчика - Отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский" на его правопреемника - Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области" в связи с реорганизацией 03.08.2012 в форме слияния, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев данное ходатайство, проверив представленные в подтверждение процессуального правопреемства документы, апелляционный суд удовлетворяет заявленное ходатайство, производя процессуальную замену ответчика - Отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский" на его правопреемника - Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области".
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в отношении ответчика была проведена выездная налоговая проверка, в результате которой установлена неуплата налога на прибыль в сумме 4 069 036 рублей в результате занижения налоговой базы на сумму доходов, полученных от оказания услуг в соответствии с договорами по охране имущества физических и юридических лиц.
Результаты проверки отражены в акте от 31.03.2011 N 09-1012.
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений, начальником Инспекции принято решение от 05.05.2011 N 09-10/15 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 119 659 рублей 80 копеек. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 4 069 036 рублей и пени - 911 576 рублей 11 копеек (л.д. 10-17).
Не согласившись с решением Инспекции в указанной части, Отдел обратился с заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.11.2011 по делу А31-5500/2011 Отделу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Костромской области от 05.05.2011 N 09-10/15 в части требования об уплате недоимки по налогу на прибыль организаций за 2007-2009 годы в сумме 4 069 036 рублей, начисления пени в сумме 911 576 рублей 11 копеек и привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 119 659 рублей 80 копеек (л.д. 50-60).
Инспекцией в адрес ОВО "Галичский" направлено требование от 16.06.2011 N 3753 об уплате налога, пени и штрафа в срок до 06.07.2011 (л.д. 18).
Поскольку в срок, установленный для добровольной уплаты задолженности, требование Отделом не исполнено, налоговый орган обратился в арбитражный суд в порядке пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 23, 45, 69, 70, 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации пришел к выводу об обоснованности требований налогового органа о взыскании задолженности в сумме 5 538 932 рублей 93 копеек.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьями 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает законно установленные налоги и сборы в определенные законом сроки. Согласно статье 32 Кодекса налоговый орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
В силу статьи 69 Кодекса одной из форм налогового контроля является направление требования об уплате налога в адрес налогоплательщика, которое в свою очередь является письменным извещением о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате налога представляет процесс досудебного урегулирования спора. Досудебное урегулирование спора состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки и основания для ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пеней, и ставка пеней.
Согласно пункту 2 статьи 45 Кодекса взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 46 Кодекса взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Согласно подпункту 1 пункту 2 статьи 45 Кодекса взыскание задолженности с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Из приведенных норм права следует, что Кодексом не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеням с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке. Право на взыскание с бюджетного учреждения задолженности по налогам и пеням может быть реализовано налоговым органом только в судебном порядке.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Из положений статей 45, 46 Кодекса следует, что в случае невозможности применения внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика-организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу пункта 6 статьи 75, пункта 9 статьи 46, пункта 8 статьи 47, пункта 2 статьи 48 Кодекса при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора применяются те же положения, которые установлены Кодексом для взыскания налога, сбора, в связи с чем, налоговый орган вправе обратиться с заявлением о взыскании недоимки и (или) пеней, начисленных на нее, в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В силу положений статьи 70 Кодекса требование об уплате налога, пени и штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 101 Кодекса решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 настоящего Кодекса, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-5500/2011 в удовлетворении заявления ОВО "Галичский" о признании недействительным решения Инспекции от 05.05.2011 N 09-10/15 в части требования об уплате недоимки по налогу на прибыль организаций за 2007-2009 годы в сумме 4 069 036 рублей, начисления пени в сумме 911 576 рублей 11 копеек и привлечения к ответственности за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в сумме 119 659 рублей 80 копеек отказано.
Решение арбитражного суда от 15.11.2011 по делу N А31-5500/2011 вступило в законную силу 15.12.2011.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу N А31-5500/2011 имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установленные им обстоятельства, совершения Отделом налогового правонарушения не доказываются вновь.
Таким образом, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции и не подлежат повторному доказыванию при рассмотрении настоящего дела о взыскании налогов, пеней и штрафов доначисленных по результатам выездной налоговой проверки.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Костромской области правомерно взыскал с отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский", недоимку по налогу в сумме 4 069 036 рублей, штраф в сумме 119 659 рублей 80 копеек и пени, начисленные по состоянию на 05.06.2012, в размере 1 350 237 рублей 80 копеек, всего - 5 538 932 рубля 93 копейки.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Решение суда от 07.06.2012 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании госпошлины не рассматривался судом, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Ходатайство Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Костромской области удовлетворить. Произвести замену ответчика - Отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский" на его правопреемника - Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области".
Решение Арбитражного суда Костромской области от 07.06.2012 по делу N А31-12038/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отдела вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский" (правопреемник - Федеральное государственное казенное учреждение "Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области") - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-12038/2011
Истец: Межрайонная ИФНС России N 2 по Костромской области
Ответчик: Отдел вневедомственной охраны межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Галичский"
Третье лицо: ОВО межмуниципального отдела МВД РФ "Галичский"
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13154/13
17.10.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7697/13
16.08.2013 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-12038/11
29.08.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4957/12
07.06.2012 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-12038/11