г. Чита |
|
24 мая 2012 г. |
Дело N А78-10437/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей: Доржиева Э.П., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 февраля 2012 года, принятое по делу N А78-10439/2011 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного) к Федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 124 711 руб. 40 коп. (суд первой инстанции: Сидоренко В.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя (пенсионного фонда) - Шешукова А.Б., представителя по доверенности N 24 от 01.02.2012,
от заинтересованного лица (учреждения) - Бородиной М.В., представителя по доверенности N 11 от 08.06.2011,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонного), ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044, место нахождения: 672051, г.Чита, ул. Чкалова,160, (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036, место нахождения: 672007, г.Чита ул.Кастринская,5, (далее - ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, учреждение) о взыскании 12 617 руб. 48 коп., из которых 9 311 руб. 54 коп. - пени за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, 869 руб. 99 коп. - пени за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии; 1 037 руб. 02 коп. - пени за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1398 руб. 93 коп. - пени за неуплату страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27 февраля 2012 года требования пенсионного фонда удовлетворены.
Суд первой инстанции исходил из того, что ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является бюджетным учреждением, взыскание задолженности по страховым взносам с которого производится в судебном порядке в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ. Пенсионным фондом представлены доказательства возникновения недоимки и расчеты взыскиваемых сумм.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что учреждение является правопреемником ГУ "Антипихинская КЭЧ района", у которой и образовалась задолженность, а в передаточном акте, подписанном в ходе реорганизации, задолженность перед внебюджетными фондами отсутствует. Учреждение финансируется из бюджета и не имеет своего финансового органа, поэтому необходимо было в процесс привлечь ФКП "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю". При этом денежных средств на выплату недоимки учреждению из бюджета не выделялось.
Пенсионный фонд доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Управление указывает на то, что недоимка по страховым взносам и пени образовалась до составления передаточного акта. Отсутствие собственного финансового органа не является основанием для освобождения от уплаты недоимки по страховым взносам и пени.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.04.2012.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель учреждения в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель пенсионного фонда в судебном заседании апелляционного суда доводы апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив материалы дела и дополнительно представленные документы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России зарегистрировано в качестве юридического лица, зарегистрировано в едином государственном реестре за единым государственным регистрационным номером ОГРН 1037550010519 и состоит на учете в органе Пенсионного фонда в качестве плательщика страховых взносов, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 22.11.2011.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, пенсионным фондом в адрес ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России было направлено требование N 08500340063792 от 17.10.2011 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней за 1 квартал 2011 года, которым было предложено уплатить:
- 49 902 руб. 75 коп. - страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- 21 442 руб. - страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 30 846 руб. 77 коп. - страховые взносы в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
- 17 620 руб. 82 коп. - пени за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- 1442 руб. 01 коп. - пени за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
- 1427 руб. 44 коп. - пени за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
- 2029 руб. 61 коп. - пени за неуплату страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Срок уплаты в требовании указан до 08.11.2011.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке, пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о взыскании недоимки по взносам и пени. В ходе рассмотрения дела заявителем требования уменьшены со ссылкой на корректировку сведений по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований пенсионного фонда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявитель обязан представить размер и расчет суммы, подлежащего взысканию платежа (часть 1 статьи 214 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд (часть 1 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных -для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (части 3-5 ст.15 Закона N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В соответствии с частью 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности обеспечивается пенями. Пенями признается установленная денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212 - ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
В силу части 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ заявление о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из взаимосвязанных положений статей 19 и 22 Закона о страховых взносах следует, что срок давности взыскания задолженности по страховым взносам, а также пеней включает трехмесячный срок на предъявление требования, срок на его добровольное исполнение (10 календарных дней) и шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд.
Апелляционным судом проверено соблюдение сроков давности взыскания задолженности, нарушений не установлено. Досудебный порядок урегулирования спора суд признает соблюденным, поскольку требование от 17.10.2011 об уплате недоимки по страховым взносам за ГУ "Антипихинская КЭЧ района" направлено в адрес правопреемника ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, что подтверждается реестром на отправку заказных писем с оттиском календарного штемпеля 18.10.2011 (л.д.16).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в том числе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 1 квартал 2011 года, реестров поступлений платежей от страхователя, у ГУ "Антипихинская КЭЧ района" имелась задолженность по уплате страховых взносов за 1 квартал 2011 года, которая не была своевременно уплачена. За несвоевременную уплату задолженности по страховым взносам Пенсионным фондом, с учетом уточнения требований, начислены пени, из которых 9 311 руб. 54 коп. - пени за неуплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, 869 руб. 99 коп. - пени за неуплату страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии; 1 037 руб. 02 коп. - пени за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 1398 руб. 93 коп. - пени за неуплату страховых взносов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Учреждением расчеты пенсионного фонда не оспорены, контррасчетов не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждение является правопреемником ГУ "Антипихинская КЭЧ района", а в передаточном акте задолженность по страховым взносам отражена не была, апелляционным судом отклоняется в связи со следующим.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что учреждение является правопреемником ГУ "Антипихинская КЭЧ района" (л.д.7-13), взыскиваемые в настоящем деле с ответчика суммы задолженности по страховым взносам и пени возникли в связи с его деятельностью. При этом реорганизация была произведена в форме присоединения, в передаточном акте спорная задолженность не отражена (л.д.30).
В соответствии с частью 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Гражданского кодекса РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
В соответствии с частью 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, из указанных норм следует, что неотражение в передаточном акте задолженности по страховым взносам не может повлечь отказ в удовлетворении требований пенсионного фонда, поскольку это не освобождает правопреемника от обязанности по их уплате.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не было рассмотрено ходатайство учреждения о привлечении в процесс в качестве третьего лица его финансового органа (л.д.39), отклоняется как несоответствующее материалам дела. Как следует из протокола судебного заседания (л.д.46), суд первой инстанции ходатайство рассмотрел и отказал в его удовлетворении. При этом апелляционный суд считает, что отказ в привлечении третьего лица правомерен, так как решение по настоящему делу не затрагивает непосредственно прав Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения МО РФ по Забайкальскому краю", поскольку указанное лицо только обеспечивает расчеты учреждения, с него самого и за счет его собственных средств взыскание спорной задолженности производиться не будет.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что учреждение не имеет соответствующих документов для проверки расчетов пенсионного фонда, а эти документы есть у указанного финансового органа, поэтому данное лицо подлежало привлечению в качестве третьего лица, также отклоняются, поскольку учреждение имело возможность в силу договорных отношений с финансовым органом (л.д.40-43) истребовать у него необходимые документы, но данных действий не совершило, и не обратилось к суду в порядке части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ходатайством об истребовании доказательств.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у него денежных средств на оплату задолженности, так как учреждение действует в пределах лимитов бюджетных средств, отклоняется, поскольку исполнение судебных актов обеспечивается в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований пенсионного фонда о взыскании с учреждения недоимки.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, отсутствуют.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2012 учреждению предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. К моменту рассмотрения апелляционной жалобы учреждением представлено платежное поручение N 1937156 от 04.05.2012 об уплате государственной пошлины в размере 2000 руб., которая подлежит отнесению на ответчика в соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 февраля 2012 года по делу N А78-10437/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 февраля 2012 года по делу N А78-10437/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Э.П. Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10437/2011
Истец: Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное)
Ответчик: ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ" за ГУ "Антипихинская КЭЧ района", Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по городу Чите