Разработка системы законодательного обеспечения сбора, хранения и переработки автотранспортных средств может быть осуществлена на основе учета двух основополагающих принципов:
2. Системного подхода к разработке законодательных и иных нормативных актов, касающихся рассматриваемого предмета.
В качестве базового законодательного акта предлагается разработать проект Федерального закона "Об утилизации автотранспортных средств в Российской Федерации", определяющий:
- порядок и критерии отнесения автотранспортного средства к отходам или его отнесения к категории автотранспортных средств временно выведенных из эксплуатации (например: долговременный ремонт, коллекционное имущество и т.п.);
- порядок использования, хранения и парковки автотранспортных средств;
- права и обязанности собственника и/или владельца в случае добровольной или принудительной переработки автотранспортного средства;
- требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по сбору и переработке автотранспортных средств;
- полномочия московской городской администрации и органов власти районов при решении задач по утилизации автотранспортных средств;
- контроль (административный, экологический и т.д.) за сбором и переработкой автотранспортных средств;
- финансирование расходов на сбор и переработку автотранспортных средств;
- иные вопросы, не урегулированные законодательством Российской Федерации.
Названный Федеральный закон призван наделить широкими полномочиями в сфере утилизации автотранспортных средств органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, дальнейшее нормативно-правовое обеспечение отношений по утилизации автотранспортных средств будет находиться в ведении субъекта федерации, в данном случае Москвы.
В развитие Федерального закона предполагается разработать три закона города Москвы:
1. Закон "Об организации деятельности по сбору, хранению и переработке автотранспортных средств в Москве" определяющий:
- ответственность собственника и/или владельца за утилизацию АТС;
- полномочия (права и обязанности) органа, осуществляющего функции по управлению и контролю за процессом утилизации АТС, порядок отчетности и контроля;
- источники поступления средств, порядок финансирования затрат на сбор, хранение и переработку АТС, тарифы на работы и услуги;
- порядок выявления АТС, подлежащих утилизации;
- порядок переработки АТС;
- установление госзаказа на утилизацию АТС в городе.
2. Закон "О льготах предприятиям города Москвы, осуществляющим деятельность по сбору, хранению и переработке автотранспортных средств".
3. Закон "О размещении автотранспортных средств на территории города Москвы", определяющий:
- полномочия московской городской администрации и органов власти районов при решении указанного вопроса;
- правила парковки и хранения АТС на территории города;
- ответственность собственников и/или владельцев АТС за нарушение этих правил;
- процедуру принудительной эвакуации АТС;
- порядок оплат, тарифы и размеры штрафов;
- прочие организационные вопросы.
Кроме названных законодательных актов потребуется разработать несколько новых подзаконных нормативных актов (например, регламентирующих порядок постановки и снятия с учета автотранспортного средства, порядок прохождения техосмотра, порядок уплаты налогов, порядок оплат и др.), а также внести соответствующие изменения в ныне действующие нормативные правовые акты.