г. Владивосток |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А51-7150/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни
апелляционное производство N 05АП-6240/2012
на решение от 21.06.2012
судьи С.Н. Шклярова
по делу N А51-7150/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Икс-Лайн" (ОГРН 1082536012019, ИНН 2536208389)
к Находкинской таможне (ОГРН 1022500713333, ИНН 2508025320)
о признании незаконным решения и обязании произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Икс-Лайн" (далее - заявитель, общество, декларант, ООО "Икс-Лайн") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 19.01.2012 N 10-12/01055 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714040/220310/0004454, а также об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 32.369,41 руб.
Одновременно заявитель просил взыскать с таможенного органа расходы на оплату услуг представителя в размере 15.000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.06.2012 заявленные обществом требования удовлетворены. Также, суд первой инстанции взыскал с Находкинской таможни в пользу ООО "Икс-Лайн" судебные расходы в сумме 14.000 руб., из них 10.000 руб. - на оплату услуг представителя и 4.000 руб. - по оплате государственной пошлины.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, таможенный орган указал, что основанием для доначисления таможенных платежей явилось решение по таможенной стоимости, которое не было обжаловано декларантом в установленном порядке и отменено, следовательно, таможенные платежи, доначисленные на основании указанного решения, не являются излишне уплаченными. Находкинская таможня считает, что ее полномочия при рассмотрении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в силу положений ст.147 Закона N 311-ФЗ ограничивается только рассмотрением документов, представленных участниками ВЭД, и не имеет права пересматривать решения о корректировке таможенной стоимости товара.
ООО "Икс-Лайн", Находкинская таможня, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве возразило на доводы апелляционной жалобы, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Кроме того, ООО "Икс-Лайн" ходатайствовало о взыскании с таможенного органа судебных расходов на оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции сумме 5.000 рублей.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В сентябре 2010 года во исполнение внешнеторгового контракта от 29.10.2008 N WX-29-10, заключенного между ООО "Икс-Лайн" и компанией "World Trade Hong Kong Group Limited", на таможенную территорию Российской Федерации в адрес общества ввезен товар на сумму 24.227,04 долларов США.
В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом подана ГТД N 10714040/220310/0004454. Таможенная стоимость товара определена декларантом по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Поскольку таможенным органом не принята таможенная стоимость ввезенного товара, определенная по основному методу таможенной оценки, составлена КТС-1 и осуществлена корректировка таможенной стоимости, в результате которой сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, увеличилась на 32.369,41 руб.
Полагая, что определение таможенной стоимости на основании шестого (резервного) метода осуществлено необоснованно, декларант обратился в таможню с заявлением от 16.01.2012 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Письмом от 19.01.2012 N 10-12/01055 таможенный орган известил общество об отсутствии в представленном пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, а также факт их начисления.
Не согласившись с отказом Находкинской таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 32.369,41 руб., ООО "Икс-Лайн" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5001-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5001-1) таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона.
В соответствии с п.1 ст. 12 Закона N 5001-1 определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки, которая в данном случае и была использована декларантом при определении таможенной стоимости (абзац 1 п. 2 ст. Закона N 5001-1).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (п. 3 ст. 12 Закона N 5001-1).
Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (действующем в периоде таможенного оформления спорной ГТД), которым предусмотрено, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
В свою очередь, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснил, что под несоблюдением установленного п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации условия о документальном подтверждении количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Пунктом 4 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 63 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров лишь в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа (п. 7 ст. 323 Таможенного кодекса РФ).
Таким образом, из анализа перечисленных правовых норм, регулирующих метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, следует, что данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документов, относящихся к одним и тем же товарам.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536.
Как установлено и подтверждается материалами дела, в подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара по цене сделки декларантом представлены в таможенный орган контракт от 29.10.2008 N WX-29-10, приложение к нему, инвойс от 15.01.2010 NWX-29-10-276, упаковочный лист, коносамент, паспорт сделки и иные документы. При этом цена вывозимого товара указана без каких-либо условий, является фиксированной.
Содержащиеся в указанных документах сведения позволяют однозначно интерпретировать коммерческие документы (приложение, инвойс) как относящиеся к контракту и имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой сделке. При этом действующее законодательство не содержит запретов определять, как и изменять существенные условия во внешнеэкономических отношениях в дополнениях, приложениях и иных соглашениях, являющихся неотъемлемой частью договора (контракта). Указанные контракт и приложение к нему фактически образуют единый взаимодополняющий коммерческий пакет документов в рамках осуществленной поставки товара, содержащий необходимый перечень сведений о товаре для целей исчисления и уплаты таможенных платежей с использованием первого метода определения таможенной стоимости. Сведения в данных документах также позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условия поставки и оплаты.
С учетом изложенного, стороны в приложении к контракту договорились о поставке именно той партии товара, сведения о котором заявлены в ГТД и основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что указывает на правомерность применения обществом при определении таможенной стоимости первого метода таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Исследовав представленные обществом документы, подтверждающие правомерность определения таможенной стоимости ввезенных по спорной ГТД товаров по первому методу, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что декларант представил документы, соответствующие Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, а также документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.
Доказательств несоблюдения обществом установленного ст.323 ТК РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами и наличия предусмотренных п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5001-1 "О таможенном тарифе" оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, таможенный орган не представил.
Отличие уровня заявленной декларантом таможенной стоимости, от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе, сам по себе не предусматривает право на корректировку таможенной стоимости, так как данное основание не названо в законе в качестве безусловного основания для корректировки.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности решения Находкинской таможни по принятию таможенной стоимости по ГТД N 10714040/220310/0004454.
Неправомерное принятие таможенной стоимости повлекло за собой необоснованное доначисление таможенных платежей в сумме 36.369,41 руб.
Уплаченные ООО "Икс-Лайн" таможенные платежи в указанной сумме являются излишне уплаченными как на основании статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза, действующего на момент обращения декларанта с заявлением о возврате, так и на основании статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, действующего на момент их списания, и подлежат возврату декларанту в порядке, предусмотренном статьями 129, 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311- ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Факт уплаты начисленных таможенных платежей подтверждается платежными поручениями от 17.02.2010 N N 647, 646, от 11.02.2010 N618.
То обстоятельство, что на момент обращения в Находкинскую таможню с заявлением о возврате решение о корректировке таможенной стоимости не было отменено, не свидетельствует о том, что необоснованно начисленные платежи не являются излишне уплаченными.
Выбор способа защиты нарушенного права в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является волеизъявлением лица, который считает, что его права нарушены.
Фактически требования общества об оспаривании решения таможни по отказу возвратить таможенные платежи основаны на несогласии заявителя с проведенной корректировкой таможенной стоимости товаров, ввезенных по спорной ГТД.
Поскольку корректировка таможенной стоимости произведена таможней без достаточных на то оснований, следовательно, безосновательно и доначисление таможенных платежей в сумме 32.369,41 руб., которые были уплачены обществом в полном объеме.
При этом, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что действующее законодательство не связывает право на обращение декларанта с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей с наличием либо вступлением в законную силу судебных актов о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости, послужившим основанием для уплаты указанных сумм.
На основании вышеизложенного, Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказ таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи не соответствует закону и нарушает права и законные интересы декларанта.
Довод заявителя жалобы о том, что таможенным органом принято решение о возврате заявления без рассмотрения, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, судом апелляционной инстанции не принимается как не имеющий правового значения, поскольку основания для оставления заявления без рассмотрения по п. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ отсутствовали, а возврат таможенных платежей обществу в установленный законом срок не произведён.
Учитывая, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, трехлетний срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, суд первой инстанции правомерно и обосновано удовлетворил требование заявителя.
Суд апелляционной инстанции, проверив обоснованность взыскания судебных расходов, приходит к выводу, что судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10.000 руб. обоснованно взысканы судом первой инстанции на основании ст. 110, ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в п. 20 Информационного письма от 13.08.2004 N 82, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 454-О от 21.12.2004, исходя из количества проведенных по делу судебных заседаний, категории и сложности дела.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Рассмотрев ходатайство общества о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 5.000 руб. за представление интересов ООО "Икс-Лайн" в Пятом арбитражном апелляционном суде по настоящему делу, судебная коллегия находит его подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В обоснование понесенных расходов общество представило договор N 404а от 31.07.2012 об оказании юридических услуг, заключенный ООО "Икс-Лайн" с адвокатским кабинетом Рязановой И.А. в лице адвоката Рязановой И.А., согласно которому, последняя взяла на себя обязательства по подготовке отзыва на апелляционную жалобу Находкинской таможни по делу N А51-7150/2012.
Вознаграждение исполнителя за оказываемую юридическую помощь определено сторонами в сумме 5.000 руб. и оплачено заявителем по платежному поручению N 379 от 31.07.2012.
По результатам выполненных работ составлен акт N 404а от 31.07.2012. Факт подготовки отзыва на апелляционную жалобу и, соответственно, исполнения представителем Рязановой И.А. условий договора N 404а от 31.07.2012 подтвержден материалами дела.
Вместе с тем, при определении разумности пределов понесенных стороной судебных расходов суд не может соотносить их с размером вознаграждения, установленным в договоре на оказание юридических услуг, так как стороны свободны в определении размера вознаграждения по договору в силу статьи 421 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Поскольку часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливает критерии разумности при взыскании расходов на оплату услуг представителя, судебная коллегия, исследуя вопрос о соответствии размера понесенных расходов объему выполненных представителем услуг, исходя из разъяснений Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в пункте 20 Информационного Письма от 13.08.2004 N 82, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 454-О от 21.12.2004 и Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.05.2008 N 18118/07, принимая во внимание объем выполненных работ, категорию и сложность дела, признает разумными, достаточными и подлежащими возмещению за счет Находкинской таможни по настоящему делу расходы на оплату услуг представителя за подготовку отзыва на апелляционную жалобу в сумме 2.500 руб., в остальной части в удовлетворении ходатайства ООО "Икс-Лайн" о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказать.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.06.2012 по делу N А51-7150/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Икс-Лайн" судебные расходы на оплату услуг представителя в Пятом арбитражном апелляционном суде в сумме 2.500 (две тысячи пятьсот) рублей. В остальной части в удовлетворении ходатайства ООО "Икс-Лайн" о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказать.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7150/2012
Истец: ООО Икс-Лайн
Ответчик: Находкинская таможня