город Ростов-на-Дону |
|
30 августа 2012 г. |
дело N А32-2154/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.
при участии:
от заявителя: представитель Роговая Э.В., доверенность от 02.04.2012;
от заинтересованного лица: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомление N 47861),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.06.2012 по делу N А32-2154/2012,
принятое в составе судьи Мазуренко М.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Город"
к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по г. Краснодару
о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании внести запись о ликвидации общества
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Город" (далее- общество, заявитель) в лице его ликвидатора Смолянец Виктора Анатольевича обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - инспекция) от 01.11.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 01.11.2011 и обязании инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ООО "Город".
Заявленные требования мотивированы тем, что ликвидатором были представлены в налоговый орган все необходимые для государственной регистрации ликвидации юридического лица документы; у регистрирующего органа отсутствует обязанность проверять достоверность сведений представленных на регистрацию документов; Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о государственной регистрации) содержит исчерпывающий перечень документов представляемых в регистрирующий орган, которые были представлены заявителем; кредиторы в нарушений ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не предъявили требование к ликвидационной комиссии в течение 2-х месяцев с момента опубликования в журнале "Вестник государственной регистрации" о принятии решения о ликвидации юридического лица, как того требует действующее законодательство.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2012 требования ООО "Город" удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого заявителем решения инспекции от 01.11.2011, установив, что у общества на момент осуществления государственной регистрации отсутствовала задолженность в сумме 417 252 рубля 28 копеек, в связи с чем, не подлежала включению в промежуточный и ликвидационный балансы общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России N 4 по г. Краснодару обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить его, в удовлетворении требований ООО "Город" отказать. В обоснование жалобы заявитель сослался, что в соответствии со справкой о задолженности ООО "Город", на дату подачи документов на ликвидацию юридического лица (25.10.2011), за налогоплательщиком числилась задолженность в размере 417252,28 руб. По мнению инспекции, обществом в ИФНС N 4 были представлены документы, содержащие недостоверные сведения в представленном ликвидационном балансе. В вязи с этим, налоговый орган отказал в государственной регистрации ООО "Город". Кроме того, ИФНС указала, что у нее отсутствуют основания для списания сумм задолженности на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2009 по делу А32-23726/2008, поскольку в рамках данного дела признано недействительным лишь требование об уплате пени, а не сам факт начисления.
В отзыве ООО "Город" с доводами апелляционной жалобы не согласилось, указав, что данные, содержащиеся в промежуточном и ликвидационном балансах, а также сведения об отсутствии у ликвидируемого лица задолженности, не могут проверяться регистрирующим органом на стадии государственной регистрации ликвидации лица из-за отсутствия таких полномочий. Инспекция не имела законных оснований для признания ликвидационного баланса общества недостоверным, так как в установленный законодательством срок требования кредиторов в адрес ликвидационной комиссии ООО "Город" не были предъявлены. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2009 по делу А32-23726/2008 установлено отсутствие у общества задолженности в сумме 417252 руб. 28 коп., в связи с чем, она не подлежала включению в промежуточный и ликвидационный балансы.
Представитель ООО "Город" в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив на вопрос суда, что требований о включении в реестр кредиторов налоговой инспекцией не было заявлено ликвидационной комиссии общества. Просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару в судебное заседание не явился. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие заинтересованного лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.05.2011 единственным участником ООО "Город" - ООО "Универсал-КТК" было принято решение о ликвидации. Ликвидатором назначен Смолянец В.А.
25.05.2011 N 20 журнала "Вестник государственной регистрации" помещено сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Город" на основании решения единственного участника общества от 10.05.2008.
12.05.2011 в инспекцию подана форма Р15001 - уведомление о ликвидации юридического лица и форма Р15002 - уведомление о формировании ликвидационной компании, назначении ликвидатора.
19.05.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, о чем выдано свидетельство серии 23 N 008401690; о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора серии 23 N 008401691.
25 августа 2011 в инспекцию подана форма Р15003 - уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
01.09.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о принятии решения о внесении записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, о чем выдано свидетельство серии 23 N 008454596.
25.10.2011 ликвидатор ООО "Город" Смолянец В.А. обратился в налоговый орган с заявлением о регистрации ликвидации юридического лица.
Решением от 01.11.2011 инспекция отказала в государственной регистрации ликвидации ООО "Город" по мотиву содержания в ликвидационном балансе недостоверных сведений о сумме задолженности, в связи с чем, представленный на регистрацию комплект документов является неполным, что является нарушением подпункта б пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
Полагая, что государственная регистрация ООО "Город" в связи с ликвидацией проведена с нарушением требований действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, а также с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 92 Гражданского кодекса Российской Федерации общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников.
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанной статьей установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Сообщение о ликвидации ООО "Город" и предъявлении требований кредиторов опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 20 (327) 25.05.2011 года (том 1, лист дела 52), в котором указывалось, что кредиторы могут предъявить свои требования к обществу в течение 2 (двух) месяцев с момента опубликования объявления.
Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ, после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В соответствии со статьей 49 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь. Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Как видно из материалов дела, 25.08.2011 ООО "Город" в регистрирующий орган представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также сам баланс, в котором отражено отсутствие требований кредиторов, предъявленных к обществу. 01.09.2011 обществу выдано свидетельство серии 23 N 008454596 о внесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (том 1, лист 35).
В соответствии с Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденными Приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@, с момента предъявления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации предприятия налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.
Несмотря на это, налоговый орган в установленный законодательством срок не предъявил своих требований к ликвидатору ООО "Город", тогда как согласно ГК РФ, НК РФ он является надлежащим кредитором по уплате платежей в бюджет и должен соблюдать, как и все остальные кредиторы, порядок государственной ликвидации. Совпадение кредитора и регистрирующего органа в одном лице не дает налоговому органу оснований для нарушения порядка ликвидации. При незаявлении в установленный законодательством срок требований кредитора к ликвидатору общества, требования считаются погашенными.
Согласно п. 4 ст. 64 ГК РФ, со дня регистрации промежуточного ликвидационного баланса до окончания срока предъявления требований кредиторов и утверждения ликвидационного баланса у инспекции имелась возможность предъявить свои требования к ликвидируемому юридическому лицу, однако, в адрес общества таких заявлений не поступало.
Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями, участниками юридического лица или органом юридического лица, принявшим решение о государственной ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8).
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующих сведений. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, поскольку согласно пункту 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом.
Отказ в государственной регистрации допускается в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Ликвидационной комиссией общества на основании пункта 1 ст. 21 ФЗ от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ Закона о государственной регистрации в ИФНС России N4 по г. Краснодару направлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением всех документов, необходимых для представления в регистрирующий орган в целях государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, а именно: заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационного баланса, документа об уплате государственной пошлины, документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. Получение указанных документов налоговым органом подтверждается распиской в получении N 35 41 от 25.10.2011 (том 1, лист 76). По данным ликвидационного баланса, представленного в инспекцию, у общества отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей, что подтверждается данными бухгалтерской отчетности.
Налоговый орган, утверждая, что на дату подачи документов на ликвидацию за ООО "Город" числилась задолженность в размере 417252,28 руб. и ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, отказал в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Между тем, решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А-32-23726/2008-26/337-2009-5/849 от 27.11.2009 г., оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 г. и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2010 г., решения ИФНС России N 4 по г. Краснодару об уплате налогов, сборов, пени, штрафа в размере 473 888,35 руб. признаны недействительными.
В соответствии с п.2 ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, которые были предметом исследования арбитражным судом по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, задолженность в размере 417 252,28 руб., числящаяся за обществом по данным ИФНС, фактически не существует, т.к. она начислена на основании требований и решений, признанных недействительными в судебном порядке.
Довод налоговой инспекции о том, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.11.2009 по делу А32-23726/2008 признано недействительным лишь требование об уплате пени, а не сам факт начисления, основан на неправильном понимании норм права, поскольку согласно ч. 8 ст. 201 АПК РФ со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению, т.е. утрачивают юридическую силу и не влекут правовых последствий.
Учитывая изложенное, ссылка ИФНС N 4 по г.Краснодару на предоставление ООО "Город" документов, содержащих недостоверные сведения в ликвидационном балансе в связи с наличием задолженности в размере 417 252,28 руб., является недостоверной и противоречит фактическим обстоятельствам дела. На момент совершения оспариваемых действий у инспекции не было оснований считать, что представленный обществом ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Поскольку заявителем был соблюден установленный ст. ст. 61 - 65 ГК РФ порядок государственной ликвидации юридических лиц, в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 23 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", оснований для отказа в государственной регистрации у инспекции не имелось, так как на момент составления ликвидационного баланса задолженность у ООО "Город" отсутствовала. В этой связи спорные действия инспекции, выраженные в отказе в регистрации ликвидации ООО "Город" обоснованно признаны судом первой инстанции неправомерными.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2012 по настоящему делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая инспекция от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.06.2012 по делу N А32-2154/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2154/2012
Истец: ООО "Город", ООО Город
Ответчик: ИФНС России N4 по г. Краснодару
Третье лицо: Инспекция ФНС России N 4 по г. Краснодару