Стационарные рабочие места
Создание стационарных рабочих мест в организации в большинстве случаев влечет за собой возникновение ряда дополнительных обязанностей. И связано это с тем, что оборудованное стационарное рабочее место налоговики практически всегда ассоциируют как создание нового обособленного подразделения налогоплательщика. Определить же однозначно, создано ли стационарное рабочее место, не всякий раз возможно. Непризнание же стационарного рабочего места в случае его действительного существования может негативно отразиться для организации-налогоплательщика и страхователя.
Возникающие обязанности
В целях проведения налогового контроля организация при создании обособленного подразделения подлежит постановке на учет в налоговом органе по местонахождению данного подразделения. Заявление о постановке на учет организации должно быть подано в налоговый орган по местонахождению этого обособленного подразделения в течение одного месяца после его создания (п. 1 и 4 ст. 83 НК РФ). Кроме того, организация обязана письменно сообщить в налоговый орган по месту ее нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (п. 2 ст. 23 НК РФ). При нарушении налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (не более 90 календарных дней с момента создания обособленного подразделения) штрафные санкции могут составить 5000 руб. Если же заявление о постановке на учет подано в более позднее время, то штраф увеличится до 10 000 руб. (ст. 116 НК РФ).
При ведении же новым незарегистрированным обособленным подразделением деятельности и получении прибыли к организации могут применяться штрафные санкции в размере 10% доходов, полученных пока обособленное подразделение не было зарегистрировано. При этом установлен минимальный размер штрафа - 20 000 руб. Если же подразделение не зарегистрировано в течение более 90 дней и организация в это время через него осуществляет предпринимательскую деятельность, то штраф возрастает до 20% доходов, полученных за это время. Минимальный размер штрафа в этом случае - 40 000 руб. (ст. 117 НК РФ).
Создание обособленного подразделения несколько изменяет порядок уплаты некоторых налогов.
Так, для налогоплательщиков - российских организаций, имеющих обособленные подразделения, изменяется порядок уплаты сумм авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ. Их перечисление производится по местонахождению организации, а также по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Данная доля прибыли исчисляется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. О принятом решении организация уведомляет налоговые органы по местонахождению обособленных подразделений данного субъекта РФ (п. 1 и 2 ст. 288 НК РФ).
Как известно, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми плательщик налога на доходы физических лиц получил доходы, указанные в пункте 2 статьи 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму НДФЛ. Такие организации признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226 НК РФ). Удерживать начисленную сумму налога налоговые агенты обязаны непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Такие сведения представляются по форме 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 13.10.06 N САЭ-3-04/706) не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 230 НК РФ).
С учетом этого налоговики настаивают на том, чтобы головная организация представляла в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ на всех налогоплательщиков - физических лиц, включая и работников обособленных структурных подразделений. В справках таких работников указывается код административно-территориального образования (ОКАТО), в бюджет которого перечисляется НДФЛ (письмо УФНС по г. Москве от 16.01.07 N 28-11/02739).
Возникают дополнительные обязанности по исчислению акцизов и налога на имущество организаций, если:
- новое обособленное подразделение осуществляет операции, облагаемые акцизами, либо
- по месту его нахождения находятся объекты недвижимого имущества или на отдельном балансе подразделения имеются объекты основных средств.
При создании обособленного подразделения организации-страхователи должны самостоятельно зарегистрироваться по местонахождению обособленных подразделений:
- в территориальных фондах обязательного медицинского страхования (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации");
- в исполнительных органах ФСС России (ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
На это им дается 30 дней (ст. 9.1 закона N 1499-1, ст. 6 закона N 125-ФЗ). Отсчет ведется со дня создания обособленного подразделения.
В территориальном органе ФСС России по местонахождению обособленных подразделений подлежит регистрации страхователь в случае, если данное подразделение имеет отдельный баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Такие же условия - наличие отдельного баланса у обособленного подразделения, расчетного счета и осуществление начислений выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц - являются основанием для регистрации в территориальном отделении ПФР организации-страхователя по местонахождению обособленного подразделения (п. 6 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утв. постановлением Правления ПФР от 19.07.04 N 97п).
Приведенные выше административные санкции, которые могут быть применены к должностным лицам при неподаче заявления о постановке на учет в налоговом органе либо ведении предпринимательской деятельности, в результате которой получены доходы, без такой постановки, распространены и на в случаи данных действий организаций-страхователей (их фактического бездействия) по отношению к органам государственных внебюджетных фондов (п. 1 и 2 ст. 15.3 КоАП РФ).
Признак обособленного подразделения
Термин "стационарное рабочее место" законодатель использовал при расшифровке понятия "обособленное подразделение организации". Расшифровка же институтов, понятий и терминов, используемых в НК РФ и иных актах законодательства о налогах и сборах, дается в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В гражданском законодательстве законодатель обошелся без использования упомянутого термина при уточнении понятия "обособленные подразделения". При этом данная в ГК РФ расшифровка более конкретна и не вызывает дополнительных вопросов. Обособленными подразделениями организации признаются представительства и филиалы. Под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы этого лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение, расположенное не по местонахождению юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом как представительства, так и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ).
Расшифровку понятию "рабочее место" НК РФ не дает. Поэтому в силу нормы пункта 1 статьи 11 НК РФ, которой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, для расшифровки этого понятия необходимо обратиться к ТК РФ.
Рабочим местом, согласно статье 209 ТК РФ, признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Следовательно, понятие "рабочее место" непосредственно связано с понятиями "работник" и "работодатель". Законодатель их также не расшифровал в НК РФ. Поэтому вновь обращаемся к нормам Трудового кодекса РФ.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем же может быть в том числе и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 16, 20 ТК РФ).
Понятие "обособленное подразделение" расшифровывает и Росстат в Порядке заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" (форма N 1-предприятие утв. постановлением Росстата от 24.07.06 N 38, порядок - постановлением Росстата от 16.12.05 N 101). В этом порядке использован и термин "стационарные рабочие места".
Так, в разделе IX этой формы необходимо приводить сведения о головном подразделении организации и ее территориально обособленных подразделениях. Территориально обособленным подразделением при этом признается структурное подразделение предприятия (филиал, мастерская цех и т.п.), географическое расположение которого четко определено. Территориально обособленным подразделением осуществляется хозяйственная деятельность на этом месте или с этого места. Этой деятельностью заняты один или несколько человек на стационарных рабочих местах постоянно или достаточно длительное время. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 30 дней.
Признание обособленного подразделения производится независимо от количества созданных организацией вне места ее нахождения стационарных рабочих мест и от того, отражено или не отражено их создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах этой организации (как и в налоговом законодательстве), а также независимо от полномочий, которыми наделяются этой организацией физические лица, занятые на указанных стационарных рабочих местах.
Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Довольно продолжительное время с момента введения части первой НК РФ в частных ответах работниками налоговой службы неоднократно приводилось, что это условие может считаться выполненным при наличии не менее двух рабочих мест или при выполнении одним сотрудником работы более чем по одной специальности, квалификации или должности. Такое суждение вытекало из дословного прочтения упомянутой нормы пункта 2 статьи 11 НК РФ. Однако ФАС Московского округа посчитал, что из смысла этой статьи вытекает возможность признания обособленным подразделением такового, в котором создано хотя бы одно рабочее место (постановления ФАС Московского округа от 10.10.02 по делу N КА-А40/6733-02, от 21.01.03 по делу N КА-А41/9052-02). С таким мнением судей согласилось и налоговое ведомство (письмо МНС России от 29.04.04 N 09-3-02/1912).
Рассмотрим несколько ситуаций, когда взгляды налоговиков и организаций не совпадают в части создания стационарного рабочего места.
Рабочие места у "чужих"
Случается, что организация ведет монтажные работы, срок которых превышает один месяц, на объектах заказчика на территории различных субъектов РФ. Работы выполняются сотрудниками, направляемыми в командировку. При этом никакого имущества у организации в этих регионах не имеется.
Специалисты налоговых органов придерживаются мнения, что выполнение работ на объекте заказчика, находящегося вне места нахождения налогоплательщика, с точки зрения налогового законодательства приводит к созданию обособленного подразделения со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Обосновывается указанная позиция тем, что подрядчик создает стационарные рабочие места, которые находятся не там, где он зарегистрирован, а на другой территории.
В некоторых случаях с таким мнением налоговиков соглашаются и судьи. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 09.01.03 по делу N Ф09-2799/02-АК также сделал вывод о том, что осуществление сотрудниками организации работ на объектах, ей не принадлежащих, у организации приводит к созданию обособленного подразделения, которое должно быть поставлено на налоговый учет (по этому делу рассматривался случай, когда организация для выполнения строительных работ приняла физические лица на постоянную работу на стройучасток). К такому же решению пришли и судьи ФАС Северо-Кавказского округа (постановления от 21.09.06 по делу N Ф08-4234/2006-1814А, от 28.02.02 N Ф08-447/2002-161А).
При рассмотрении таких дел судьи обращали особое внимание на наличие фактов, подтверждающих создании стационарных рабочих мест. Их должны были представлять налоговые органы. Отсутствие таковых позволяло принимать решения в пользу налогоплательщиков (постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.06.03 по делу N Ф03-А04/03-2/1197, ФАС Северо-Кавказского округа от 31.03.06 по делу Ф08-1149/2006-489А).
При решении организацией вопроса о необходимости постановки на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения нельзя не учитывать, что обособленное подразделение, на наш взгляд, является структурной единицей организации. И его существование должно быть оформлено каким-то распорядительным документом. Рабочее место, на наш взгляд, при всем при этом должно быть "привязано" к какой-либо территории, о чем не забыл напомнить Росстат в упомянутом выше документе. В связи с этим представляется, что в отношении территории, на которой созданы рабочие места, организация должна иметь соответствующие права - либо право собственности, либо право пользования (например, на основании договора аренды). Поэтому, по нашему мнению, несколько некорректно рассматривать как факт создания обособленного подразделения направление организацией-подрядчиком своих работников в длительную (свыше одного месяца) командировку для выполнения работ (оказания услуг) для заказчика на территории последнего.
При подрядных работах
Ведение работ по договору строительного подряда также, на взгляд фискалов, приводит к образованию обособленного подразделения. По договору строительного подряда организацией-подрядчиком ведутся работы по возведению или ремонту зданий или сооружений на определенной территории. В этом случае возводимая вещь (недвижимое имущество) находится под контролем подрядчика, как и рабочие места его работников, которые осуществляют здесь свою деятельность. В силу того что для договора подряда существенным условием являются сроки выполнения работ (п. 1 ст. 740 ГК РФ), то вопрос определения продолжительности ведения деятельности организацией по месту их осуществления у контролеров не должна вызывать затруднений. Сроки их проведения указаны в договоре подряда. Исходя из них и предлагается определять обязанность постановки на учет по местонахождению обособленного подразделения или ее отсутствие. Если сроки работ по договору подряда установлены более чем 1 месяц, то такая обязанность существует (упомянутое письмо УМНС России по Московской области N 21-08/4048). Данная позиция налоговых органов в ряде случаев находит и поддержку в судах (постановление ФАС Уральского округа от 09.01.03 по делу N Ф09-2799/02-АК). Но иногда суды поддерживают и налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 18.02.02 по делу N А14-6918-01/251/10).
Вызывает вопрос и осуществление работ вахтовым методом. Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность.
При данном методе осуществления работ признание подразделения обособленным, на взгляд налоговиков, должно производиться с учетом продолжительности срока, в течение которого конкретный объект (участок) служит (служил) местом работы, независимо от показателей суммированного учета рабочего времени, проведенного на таком объекте (участке) работником (работниками). Так как установленные трудовым законодательством ограничения продолжительности вахты распространяются на продолжительность пребывания в месте работ конкретных работников организации (письмо УМНС России по Московской области от 05.06.02 N 21-08/4048).
В приведенном выше постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.06 по делу N Ф08-4234/2006-1814А судьи констатировали, что форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не являются правовым основанием для освобождения от постановки на учет юридического лица по местонахождению его обособленного подразделения.
Необходимо иметь в виду, что если организация осуществляет локальные работы вахтовым методом без организации стационарных (постоянных) рабочих мест, сотрудники организации направляются к месту производства работ (служебные командировки и т.д.) временно, то в таком случае такая деятельность не образует обособленного подразделения. Следовательно, не требуется и постановки организации на учет в налоговом органе по месту осуществления такой деятельности (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.03.06 по делу N Ф08-1149/2006-489А).
На это обращено внимание и упомянутом выше Порядке заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения. Если работники территориально обособленного подразделения осуществляют деятельность (строительство объекта вахтовым методом) вне места его нахождения и данное подразделение (участок, цех) юридического лица не классифицируется как территориально обособленное подразделение, то результаты деятельности таких подразделений должны быть учтены в IX разделе по тому территориально обособленному подразделению, к которому они относятся.
Такая же ситуация возникает, если подрядчик производит ремонтные работы на территории заказчика, так как не исключена вероятность, что ремонт будет осуществляться в чужом помещении, которое не контролируется работодателем. С этим соглашаются и некоторые арбитражные суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.03 по делу N Ф04/4688-770/А75-2003, ФАС Центрального округа от 18.02.02 по делу N А14-6918-01/251/10).
Интересен случай проведения ремонтных работ на трубопроводе, который проходит по территориям нескольких субъектов РФ. Строительная площадка в этом случае не имеет точного адреса, так как расположена вне населенных пунктов. В процессе выполнения работ она передвигается, так как трубопровод имеет протяженность. Обычно строительно-монтажные работы выполняются работниками, которые направляются туда в командировку. Используемые при осуществлении таких работ автотранспорт и механизмы зарегистрированы по местонахождению организации.
Минфин России, рассматривая эту ситуацию, дал несколько уклончивый ответ в сослагательном наклонении. Если организация осуществляет ремонтные работы вне места своего нахождения, определяемого в установленном порядке, не создавая в месте осуществления этой деятельности оборудованных стационарных рабочих мест, то отсутствуют основания для признания места осуществления таких работ обособленным подразделением общества (письмо Минфина России от 08.08.06 N 03-02-07/1-212).
При оказании услуг по охране
Нередко сотрудники ЧОПов по заключенным договорам на оказание охранных услуг выполняют возложенные на них трудовые функции на территории заказчиков. Если по условиям договора рабочее место для охранника создается самим предприятием, то это приводит к образованию обособленного подразделения, так как обычно продолжительность договора на оказание охранных услуг превышает один месяц. А это, в свою очередь, обязывает частное предприятие встать на учет по местонахождению партнера по бизнесу (письмо Минфина России от 02.06.05 N 03-02-07/1-132).
Приведенный выше подход по определению образования обособленного подразделения при ведении строительно-монтажных работ по договору подряда руководством налоговой службы Московской области предлагается использовать также и в случаях, когда ведется деятельность на основании иных гражданско-правовых договоров, в том числе и по договорам о возмездном оказании услуг, к которым относятся и охранные. Частное охранное предприятие при заключении договора на оказание охранных услуг на объектах, принадлежащих другому предприятию, не беря при этом в аренду помещений, в котором находятся рабочие места охранников, на их взгляд, косвенным образом все же их контролирует. Поэтому при ведении охранной деятельности более месяца (срок ведения деятельности устанавливается из договора) ее следует рассматривать как деятельность ЧОП через свое обособленное подразделение (упомянутое письмо от 05.06.02 N 21-08/4048).
Но нередко работодатель лишь направляет сотрудников (по командировочному предписанию) к объекту, который принадлежит заказчику. Последний же согласно договору должен предоставить необходимые площади для выполнения служебных обязанностей охранниками. При этом работодатель не оборудует для сотрудника стационарное рабочее место и не контролирует территорию пребывания работника. И в этом случае работники налоговой службы пытаются привлечь налогоплательщика к ответственности за непостановку на учет в налоговом органе.
Однако судьи не всегда поддерживают фискалов. Аргументом для принятия решения в пользу налогоплательщика является то, что сотрудники выполняли свои обязанности по охране объекта по командировочному предписанию, получали заработную плату и представляли отчет по местонахождению предприятия (постановление ФАС Московского округа от 05.12.03 по делу N КА-А41/9770-03).
При неоднозначности создания рабочего места частным охранным предприятием Минфин России для решения вопроса о наличии либо об отсутствии обособленного подразделения у организации предлагает обращаться к содержанию договора на оказание охранных услуг, учитывать фактический характер отношений между ЧОПом и его заказчиком и другие обстоятельства осуществления деятельности (письмо Минфина России от 04.05.07 N 03-02-07/1-214).
Напомнили в этом письме чиновники и положении пункта 9 статьи 83 НК РФ. Согласно этой норме, в случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом. В связи с этим для решения вопроса о постановке на учет в налоговых органах минфиновцы рекомендуют обращаться в ИФНС России по местонахождению предприятия.
Подобные вопросы возникают и у организаций, которые предоставляют персонал по договору аренды персонала. Ее сотрудники в этом случае осуществляют свои трудовые функции на территории заказчиков, которые могут находиться в других городах и субъектах РФ. И именно ими в большинстве случаев предоставляются стационарные рабочие места. Исходя из этого эти рабочие места находятся не под контролем работодателя, а под контролем заказчика, в распоряжение которого данные сотрудники временно поступили. Поэтому стационарных рабочих месту организации, предоставляющей персонал, на наш взгляд, не возникает.
Но возможна и иная ситуация, когда стороны в договоре оговорили, что организация, предоставившая персонал, сама оборудует для него рабочие места у заказчика. В таком случае возникают все основания считать созданные рабочие места стационарными для организации исполнителя, что влечет за собой необходимость постановки на учет в налоговом органе (подробнее см. статью "Аренда персонала: специфика деятельности, учет и налогообложение" в "ПБУ" N 7, 2007).
При труде надомников
Надомниками, согласно статье 310 ТК РФ, считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому. Обычно они используют материалы, предоставляемые работодателем. Инструменты и механизмы, необходимые для осуществления предписываемых работ, могут предоставляться как работодателем, так и приобретаться надомником за свой счет. В последнее время "география" надомного труда расширилась за счет работников интеллектуального труда. На дому нередко трудятся программисты, бухгалтеры, налоговые консультанты, дизайнеры, журналисты, т.е. те лица, которым для работы достаточно иметь компьютер, телефон и (или) интернет.
Организация, которой были приняты в штат сотрудники, находящиеся на территории другого налогового органа, для работы на постоянной основе на дому, использующие для этого компьютеры и телефонные аппараты для обмена документами, в том числе и по электронной сети интернет, обратилась с вопросом: необходимо ли ей дополнительно осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности принятых в штат сотрудников?
Работники налогового ведомства склоняются к тому, что при использовании надомного труда у организации возникает стационарное рабочее место вне территории нахождения головного подразделения. И это приводит к созданию обособленного подразделения, что, в свою очередь, обязывает организацию встать на учет в налоговом органе.
На надомников, согласно упомянутой статье 310 ТК РФ, распространяются действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Рабочим же местом, как было сказано выше, признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно должно находиться под контролем работодателя. Статьями 24 и 25 Конституции РФ гарантируются неприкосновенность жилища и невмешательство в личную жизнь. Исходя из этого жилище надомного работника, где он осуществляет свою трудовую деятельность, не может находиться под контролем работодателя ни прямо, ни косвенно. С позиции трудового законодательства место деятельности надомника, на наш взгляд, несколько некорректно признавать рабочим местом, созданным организацией, принявшей его на работу.
На заданный в таком контексте вопрос о необходимости постановки организации на учет в налоговом органе по месту жительства сотрудника, выполняющего работу на дому, последовал приведенный выше уклончивый ответ Минфина России в сослагательном наклонении (письмо Минфина России от 24.05.06 N 03-02-07/1-129).
Не образуются стационарные рабочие места, когда с исполнителями - физическими лицами организация заключает гражданско-правовые договоры: договор подряда, возмездного оказания услуг, выполнения работ. В данном случае термины, заимствуемые из ТК РФ: "рабочее место", "работодатель" и "работник", - не используются даже, если заказчик обеспечивает исполнителя необходимым инструментом, оборудованием, помещением для выполнения работ. Единственная опасность для организации состоит в том, что суд может признать договор фактически трудовым в силу статьи 11 ТК РФ. Однако налоговый орган вправе только подать иск в суд по этому поводу, а не принять решение о переквалификации договора самостоятельно.
Как видим, в большинстве из приведенных случаев ситуация по определению оборудования стационарных рабочих мест складывается неоднозначной. Вероятность же того, что налоговые органы расценят упомянутые выше случаи как приводящие к созданию обособленного подразделения, достаточно велика. Организация, избирая тот или иной вариант действий, должна учитывать все последствия принятия решения, в том числе и неблагоприятные.
И здесь налогоплательщику может помочь вышеприведенная норма пункта 9 статьи 83 НК РФ: для решения вопроса о постановке на учет в налоговых органах организации следует обратиться в ИФНС России по месту своего нахождения.
Хотя и в этом случае могут возникнуть непредвиденные осложнения. Так, одна из организаций предполагала начать осуществлять ремонтные работы в квартирах жителей города, а также малоэтажным строительством по разным районам области. Длительность работ по времени - от 1,5 до 6 месяцев. С вопросом о возникновении в данном случае обособленных подразделений она и обратилась в налоговую инспекцию по месту регистрации. Ответ был несколько противоречивым: необходимо на временном месте встать организации на учет в другой инспекции, но обособленных подразделений при этом не возникает.
Получив такой ответ, организация обратилась с тем же вопросом (присовокупив при этом и ответ) в Минфин России. Высокие чиновники:
- во-первых, дипломатично ушли от комментария ответа налоговиков - письмо не содержит информации, достаточной для четкого понимания позиции налогового органа по местонахождению организации;
- во-вторых, порекомендовали налогоплательщику обратиться в вышестоящий налоговый орган с запросом об основании возникновения у него обязанности по постановке на учет по месту осуществления налогоплательщиком ремонта жилых помещений (письмо Минфина России от 14.10.06 N 03-02-07/1-291).
И. Богатый,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455