Тула |
|
3 сентября 2012 г. |
Дело N А54-4483/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салимовой О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 июня 2012 года по делу N А54-4483/2012, принятое по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области" (Рязанская область, пос. Стенькино, ОГРН 1026200701185) о признании незаконным отказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209014818), установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области" (Рязанская область, пос. Стенькино, ОГРН 1026200701185) (далее по тексту - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным отказа Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209014818) (далее по тексту - Инспекция) в регистрации автопогрузчика "40814", 1989 года изготовления; автопогрузчика "40814", 1990 года изготовления; экскаватора "ЭО2621В2/ЮМ36Л", 1985 года изготовления, трактора "МТЗ-80", 1989 года изготовления; трактора "ДТ-75-бульдозер", 1990 года изготовления; трактора "ДТ-75М", 1989 года изготовления; прицепа "п2-ПТС-4", 1975 года изготовления; трактора "К700А", 01.01.1995 года изготовления, а также об обязании Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области устранить допущенные нарушения путем совершения регистрационных действий - поставить на регистрационный учет вышеуказанную самоходную технику с выдачей соответствующих документов, в том числе паспортов транспортных средств.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела уведомлениями.
На основании ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 26.01.2012 ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области обратилось в Государственную инспекцию по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области с заявлениями о регистрации транспортных средств:
- автопогрузчика "40814", предприятие изготовитель: Россия, заводской номер машины (рамы): не установлен, цвет: синий, номер двигателя: 035951, номер КПП: не установлен, год изготовления: 1989, номер основного моста: б/н, вид движения: колесный;
- автопогрузчика "40814", предприятие изготовитель: Россия, заводской номер машины (рамы): 55775, цвет: серый, номер двигателя: 5204*125330*87, номер КПП: б/н, год изготовления: 1990, номер основного моста: б/н, вид движения: колесный;
- экскаватора "ЭО2621В2/ЮМ36Л", предприятие изготовитель: Саранский ЭЗ, заводской номер машины (рамы): 622454 (8510), цвет: желтый, номер двигателя: 4М100, номер КПП: б/н, год изготовления: 1985, номер основного моста: б/н, вид движения: колесный;
- трактора "МТЗ-80", предприятие изготовитель: ПО "Минский тракторный завод", заводской номер машины (рамы): 930631, цвет: синий, номер двигателя: 113689, номер КПП: б/н, год изготовления: 1989, номер основного моста: 42324, вид движения: колесный;
- трактора "ДТ-75М", предприятие изготовитель: Волгоградский тракторный завод, заводской номер машины (рамы): 748017, цвет: оранжевый, номер двигателя: 082778, номер КПП: б/н, год изготовления: 1989, номер основного моста: б/н, вид движения: гусеничный;
- трактора "ДТ-75-бульдозер", предприятие изготовитель: Казахстан, заводской номер машины (рамы): 780938, цвет: серый, номер двигателя: 02380, номер КПП: б/н, год изготовления: 1990, номер основного моста: б/н, вид движения: гусеничный;
- прицепа "п2-ПТС-4", предприятие изготовитель: ОАО "Прицеп", заводской номер машины (рамы): не установлен, цвет: зеленый, номер двигателя: отсутствует, номер КПП: отсутствует, год изготовления: 1975, номер основного моста: отсутствует, вид движения: колесный;
- трактора "К700А", предприятие изготовитель: г. Санкт-Петербург, Кировский тракторный завод, заводской номер машины (рамы): 8415358, цвет: желтый, номер двигателя: отсутствует, номер КПП: отсутствует, год изготовления: 1995, номер основного моста: 853583, 8511556, вид движения: колесный;
Рассмотрев указанные заявления, Инспекция отказала в регистрации вышеуказанной техники, ссылаясь на отсутствие документов, предусмотренных пунктами 2.1, 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995.
Считая данный отказ Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Органы Гостехнадзора осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291, и производят регистрацию поднадзорной техники с выдачей регистрационных документов и номерных знаков.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.06.2008 N 114 утверждено Положение о государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области (далее -Положение N 114).
В соответствии с разделом III пп. 5 п. 1 Положения N 114 Инспекция осуществляет регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации).
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Исходя из содержания указанных норм материального права, регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление N 460) в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории Российской Федерации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с 01.09.1995 вводятся паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 установлено, что паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; таможенными органами Российской Федерации - на самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995, ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 07.08.2008, - при предъявлении их к регистрации.
Условия выдачи паспорта на самоходные машины определены Положением о паспорте на самоходные машины и других видов техники, утвержденным Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995, Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995 (далее - Положение о паспорте самоходной машины).
В соответствии с Положением о паспорте самоходной машины наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1.5); паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов: организациями, предприятиями, изготавливающими машины, с 01.09.1995; таможенными органами Российской Федерации на машины, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001; государственными инспекциями Гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями - изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением, а также ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001 или полученные из Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении к регистрации, а на машины, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных.
Порядок заполнения паспортов установлен разделом 3 Положения о паспорте самоходной машины.
Согласно пункту 2.5 Положения о паспорте самоходной машины государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения.
Государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним производится в соответствии с Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 (далее - Правила).
На основании пункта 1.4 Правил регистрации подлежат в органах Гостехнадзора тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
Согласно пункту 2.1 Правил машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, - и в паспорте самоходной машины.
В соответствии с пунктом 2.8 Правил регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Регистрационные действия осуществляются при наличии определенных условий (пункты 1.4, 1.9, 1.13, 2.8 Правил), по результатам регистрации на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак (пункт 2.12).
Пунктом 2.8.6 Правил установлено, что регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2 настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат.
На основании пункта 2.8.6.1 Правил документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.
Кроме того, регистрация и снятие с учета тракторов производятся после соответствующей отметки военного комиссариата на заявлениях собственников или владельцев транспортных средств о совершении регистрационных действий на основании пункта 4 Постановления N 938, пунктов 1, 10 Указа Президента Российской Федерации от 02.10.1998 N 1175 "Об утверждении положения о военно-транспортной обязанности".
Таким образом, регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации; паспорта самоходной машины, который содержит заводской номер машины (рамы).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 22.05.2009 между Федеральной службой исполнения наказаний и федеральным бюджетным учреждением "Исправительная колония N 6 УФСИН по Рязанской области" заключен договор N 54-06 о передаче федерального имущества в оперативное управление.
Учреждение, обращаясь 26.01.2012 в Инспекцию с заявлениями о регистрации транспортных средств: автопогрузчика "40814", 1989 года изготовления; автопогрузчика "40814", 1990 года изготовления; экскаватора "ЭО2621В2/ЮМ36Л", 1985 года изготовления, трактора "МТЗ-80", 1989 года изготовления; трактора "ДТ-75-бульдозер", 1990 года изготовления; трактора "ДТ-75 М", 1989 года изготовления, прицепа "п2-ПТС-4", 1975 года изготовления; трактора "К700А", 01.01.1995 года изготовления, приложило к ним только инвентарные карточки учета основных средств.
Вместе с тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, сама по себе инвентарная карточка не удостоверяет право собственности владельца машины, а согласно приказу Минфина Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методические указания по их применению" служит исключительно для учета основных средств.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Учреждение представило в материалы дела в подтверждение права собственности на вышеупомянутые транспортные средства договор от 22.05.2009 N 54-06 о передаче федерального имущества в оперативное управление с приложением и дополнительными соглашениями, распоряжение от 30.12.2008 N 520-р, протокол N 13 заседания ликвидационной комиссии, инвентарные карточки учета основных средств, оборотную ведомость по основным средствам, нематериальным и непроизводственным активам, оборотно-сальдовую ведомость по счету 21, баланс главного распорядителя, получателя средств бюджета.
Однако, как обоснованно указано судом первой инстанции, представление указанных документов в суд не свидетельствует о незаконности отказа Инспекции в государственной регистрации самоходной техники, поскольку в процессе судопроизводства суд не подменяет функции Гостехнадзора, на который возложены полномочия по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним.
Оценивая обоснованность отказа Инспекции в регистрации указанной техники, суд правомерно учитывал только те обстоятельства, которые имели место на момент обращения Учреждения с заявлением о регистрации упомянутых транспортных средств, в том числе принимал во внимание только те документы, которые были представлены ФКУ ИК-6 УФСИН России по Рязанской области вместе с заявлениями.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание пункт 2 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в заявлениях Учреждения о регистрации самоходных транспортных средств просьба о выдаче паспортов отсутствует. Отказ в выдаче паспортов Инспекцией не производился.
Взыскивая с Учреждения государственную пошлину в сумме 2 000 руб., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что такого рода учреждение освобождается от уплаты государственной пошлины лишь при инициировании арбитражного процесса в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, при обращении в суд в качестве представителя государственного органа, органа местного самоуправления или иного органа.
В рассматриваемом же случае Учреждение не выполняет функции государственного органа в сфере исполнения уголовных наказаний и выступает в качестве заявителя в арбитражном процессе, не связанном с защитой им государственных и (или) общественных, то есть публичных интересов в сфере возложенных на него функций, в связи с чем, как правильно указал суд первой инстанции, названное Учреждение не может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины в порядке, предусмотренном пп. 1 п.1 ст. 333.37 НК РФ.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции Учреждения по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 21 июня 2012 года по делу N А54-4483/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4483/2012
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Рязанской области"
Ответчик: Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Рязанской области