г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А56-27352/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Лопато И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Беляевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13760/2012) общества с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.06.2012 по делу N А56-27352/2012 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия"
к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Коняева А.А. по доверенности от 01.04.2012 N 06/06-250;
от заинтересованного лица: Власюк И.М. по доверенности от 17.05.2012 N 01/4576;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу (далее - департамент) от 27.04.2012 N 14-134/2012 и привлечении к административной ответственности по статьи 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 16.06.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда от 16.06.2012, заявление удовлетворить. Податель жалобы указывает, что административным органом неправильно определен субъект ответственности.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель департамента возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 27.03.2012 Природоохранной прокуратурой города Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдений заявителем требований законодательства в области охраны окружающей среды.
По факту выявленных нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.15. КоАП РФ.
Постановлением департамента от 27.04.2012 N 14-134/2012 общество признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования - по статье 8.15. КоАП РФ и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Общество не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось с арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд признал требования заявителя необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), согласно которым централизованная система коммунальной канализации - это комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для сбора, очистки и отведения сточных вод в водные объекты и обработки осадков сточных вод.
Обществу вменяется нарушение пунктов 61, 63, 64, 88 Правил.
В пункте 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами, технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ, защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно пункту 63 Правил в системы коммунальной канализации запрещается сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, которые могут засорять трубопроводы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации; оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации; образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси; препятствовать биологической очистке сточных вод.
Из пункта 64 Правил следует, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 88 Правил также предусмотрена обязанность абонента обеспечивать эксплуатацию систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, не допускать сброс веществ, указанных в пункте 63 Правил.
Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно пункту 65 Правил осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Ответственность, за качество сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему коммунальной канализации, которое должно соответствовать установленным нормативам, несет абонент (пункт 93 Правил).
Из материалов дела следует, что общество осуществляет деятельность по производству автомобилей.
Сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производится обществом на основании договора с ГУП "Водоканал" от 17.10.2006 N 576. Условия данного договора предусматривают возможность сброса сточных вод, превышающих нормативы по качеству и взимание за это повышенной платы.
На территории общества расположены собственные очистные сооружения для очистки производственных стоков в соответствии с проектом N 1206-1-РП, разработанным ЗАО "Ленинградский водоканалпроект".
Вывод о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения по статье 8.15 КоАП РФ сделан административным органом на основании нахождения указанных объектов канализационной инфраструктуры в собственности общества.
При этом суд апелляционной инстанции усматривает, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод установлены обществу организацией водопроводно-канализационного хозяйства - ГУП "Водоканал".
Доказательств, подтверждающих несоблюдение обществом пункта 63 Правил, департаментом не представлено. Также департамент не указал, какие именно требования каких конкретно нормативно-технических документов, указанных в пункте 88 Правил, не соблюдаются обществом.
Доказательства несоблюдения установленных обществу условий и режимов водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ в материалах административного дела также отсутствуют.
Факт нарушения правил эксплуатации указанных сооружений административным органом не выявлен, отнесение данных сооружений к водохозяйственным или водоохранным сооружениям департаментом не обосновано со ссылками на нормативные акты.
Сам по себе сброс сточных вод в систему коммунальной канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" с превышением ПДК загрязняющих веществ не свидетельствует о неправильной эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств, а административная ответственность, предусмотренная статьей 8.15 КоАП РФ, наступает при нарушении правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности департаментом объективной стороны вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.15 КоАП РФ, и, в связи с этим отменяет решение суда первой инстанции и удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьями 110 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2012 по делу N А56-27352/2012 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (адрес: 191104, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39) от 27.04.2012 N 14-134/2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия" (место нахождения: 196626, Санкт-Петербург, поселок Шушары, улица Софийская, дом 115, литера А, ОГРН 1057810406004) к административной ответственности по статье 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27352/2012
Истец: ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу