г. Челябинск |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А07-3034/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2012 по делу N А07-3034/2012 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Фаизова Венера Галимьяновича - Гилязетдинов Р.Ф. (доверенность от 28.08.2012).
Индивидуальный предприниматель Фаизов Венер Галимьянович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Фаизов В.Г.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство), Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам) о признании незаконным отказа Министерства и Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:040564:76, расположенного по адресу г. Уфа, с. Федоровка, и признании за предпринимателем права на выкуп указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление архитектуры).
Решением арбитражного суда от 28.06.2012 (резолютивная часть объявлена 21.06.2012) требования предпринимателя удовлетворены в части признания незаконными действий Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в отказе индивидуальному предпринимателю Фаизову Венеру Галимьяновичу в выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:040564:76, расположенного по адресу г. Уфа, с. Федоровка. Суд обязал Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 30 суток после вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан подготовить и направить предпринимателю Фаизову Венеру Галимьяновичу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:040564:76, расположенного по адресу г. Уфа, с. Федоровка.
С вынесенным решением не согласилось Управление по земельным ресурсам и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление по земельным ресурсам (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на отсутствие оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка в собственность незаконным. Указывает, что земельный участок, о выкупе которого заявлено предпринимателем, не может быть представлен в частную собственность на основании части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку решением Совета городского округа г. Уфа от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" зарезервирован для муниципальных нужд. Полагает, что судом не обоснованно не приняты во внимание представленные Управлением архитектуры сведения, в виде выкопировки из приложения N 1 к вышеназванному решению и схемы красных линий, утвержденных в составе проекта планировки жилого района Елкибаево-Федоровка-Самохваловка в Калининском районе города Уфы, утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа от 16.12.2008 N 7445.
ИП Фаизов В.Г. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на несогласие с доводами апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве заявитель ссылается на незаконность принятого отказа в предоставлении земельных участков в собственность, поскольку заявитель имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчиков и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, предприниматель Фаизов В.Г. является собственником здания склада удобрений, расположенного по адресу: г. Уфа, Калининский район, дер. Федоровка, на основании договора купли - продажи от 05.04.2011, заключенного между Фаизовым В.Г. и ООО "АгроСинтез" (л. д. 41). Государственная регистрация права собственности предпринимателя произведена 22.04.2012, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также свидетельством о государственной регистрации права (л. д. 52, 53).
Согласно техническому паспорту (рег. N 8949/4) указанное здание построено в 1987 году (л. д. 48).
Приобретенное предпринимателем здание расположено на земельном участке площадью 2 358 кв. м по адресу: г. Уфа, Калининский район, дер. Федоровка с кадастровым номером 02:55:040564:76 (кадастровый паспорт на л. д. 44, 45). Разрешенным использованием земельного участка является эксплуатация здания склада удобрений. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 09.10.2009.
Указанный земельный участок, до его отчуждения был предоставлен ООО "АгроСинтез" в аренду по договору, заключенному на срок с 10.09.2010 по 10.09.2012, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним данный договор был зарегистрирован (л. д. 40). Согласно представленным документам, помимо аренды, иные ограничения (обременения) либо правопритязания не зарегистрированы.
В мае 2011 года, Фаизов В.Г. обратился к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:040564:76 за плату в собственность (л. д. 7).
22 ноября 2011 года Фаизов В.Г. с аналогичным заявлением обратился в Администрацию городского округа г. Уфа (л. д. 8).
Письмом от 28.06.2011 Министерство отказало предпринимателю в выкупе земельного участка на том основании, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (л. д. 21).
Письмом от 02.12.2011 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа сообщило предпринимателю о невозможности предоставления земельного участка в собственность, в связи с его нахождением в границах красных линий.
Ссылаясь на наличие предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права собственника зданий и сооружений на приобретение занятого строениями земельного участка в собственность и нарушение такого права принятием решения об отказе в предоставлении земельных участков, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предпринимателя, который имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Довод о резервировании земельных участков отклонен ввиду отсутствия в приложении N 1 к решению Совета городского округа г. Уфа от 23.12.2010 N 32/15 указаний о резервировании для муниципальных нужд спорного земельного участка. Также судом указано, что принятие решения об установлении красных линий, в отличии от резервирования, не является препятствием для приобретения земельного участка в собственность. Установив, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городов и районов, суд пришел к выводу о том, что Управление по земельным ресурсам является надлежащим ответчиком и удовлетворил заявленные к нему требования.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правильности сделанных судом выводов.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. С 30.09.2011 перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичные положения содержатся в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При оценке обоснованности приведенного в обжалуемом решении основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность по причине резервирования для муниципальных нужд, судебная коллегия пришла к следующим выводам:
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов. Резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов допускается на срок до двадцати лет.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд", решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Содержание приведенных выше норм, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего спора, позволяет сделать вывод о том, что правомерность отказа в предоставлении ИП Фаизову В.Г. земельных участков, занятых принадлежащим предпринимателю объектом недвижимости, находится в зависимости от предоставления органом местного самоуправления доказательств резервирования испрашиваемых земельных участков.
Обжалуемый настоящим заявлением отказ имеет ссылку на резервирование спорного земельного участка с целью размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур и нахождение земельного участка в границах красных линий.
Как указывает заявитель жалобы, испрашиваемый предпринимателем земельный участок зарезервированы для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность физическим и юридическим лицам на срок до 01.01.2015 в соответствии с решением Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Указанным решением, в редакции решения Совета городского округа город Уфа республики Башкортостан от 13.10.2011 N 41/9, на срок до 01 января 2015 года были зарезервированы полностью или частично земельные участки согласно приложениям N 1 и N 2. Однако, в приложениях N 1 и N 2 к указанному решению в перечне участков полностью или частично зарезервированных для муниципальных или государственных нужд земельный участок с кадастровым номером 02:55:040564:76 в числе земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, не указан.
Согласно статьям 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель является ограничением, подлежащим государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Аналогичное требование установлено пунктом 9 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и, муниципальных нужд".
Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 16.05.2011, ограничений в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:040564:76 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется (л. д. 40). Кадастровый паспорт земельных участков также не содержат сведений о наличии ограничения в виде резервирования для государственных или муниципальных нужд (л. д. 44).
Довод апеллянта о подтверждении обстоятельства резервирования земельных участков схемой резервируемых земель для муниципальных или государственных нужд, прилагаемой к решению о резервировании (подпункт "г" пункта 5, пункт 8 Положения), подлежит отклонению.
Содержание пунктов 2, 3 решения Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в совокупности, позволяет сделать вывод о том, что несмотря на графическое изображение подлежащей резервированию территории, конкретизированный перечень земельных определяется приложением N 2 к названному решению. Тем более, что в рассматриваемом случае к моменту принятия решения Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 земельный участок с кадастровым номером 02:55:040564:76 уже был сформирован в качестве объекта земельных отношений. Его формирование произведено 08.10.2009, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка. В этой связи орган местного самоуправления имел возможность указания номера земельного участка в вышеназванном нормативном акте, в случае принятия решения о его резервировании.
Предоставленная Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации выкопировка из приложения N 1 к решению Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 с информацией о расположении испрашиваемых земельных участков (л. д. 61) подлежит критической оценке.
Из указанного документа невозможно с достаточной степенью определенности установить местоположение испрашиваемого заявителем земельного участка относительно красных линий, в силу чего необходимо руководствоваться перечнем зарезервированных земельных участков в соответствии приложением N 2 к решению Совета городского округа г. Уфы Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15.
Утверждение красных линий постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.12.2008 г. N 7445 "Об утверждении проекта планировки жилого района Елкинбаево-Федоровка-Самохваловка в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан" (л. д. 93) не может являться обстоятельством, которое исключает возможность приватизации земельных участков.
В статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в отличии от предыдущей редакции, не содержится указания о том, что не подлежат отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных либо общественных интересах, в отличии от зарезервированных земельных участков.
Ссылки апеллянта на положения пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" подлежат отклонению. В редакции статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", действовавшей на момент принятия Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, содержалось указание о том, что не подлежат отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных либо общественных интересах. Изменения в указанную норму, в части запрета приватизации зарезервированных земельных участков, внесены 08.11.2007.
Из имеющихся в деле доказательств, включая чертеж планировки жилого района, прилагаемый к постановлению от 16.12.2008 N 7445 (л. д. 95) не представляется возможным установить совмещение испрашиваемого заявителем земельного участка с красными линиями либо зонами планируемого размещения объектов капитального строительства. Координаты красных линий также отсутствуют. Между тем, обязанность доказывания соответствия обжалуемого ненормативного правового акта закону возлагается на орган, принявший обжалуемое решение. Соответствующий довод апеллянта о том, что предпринимателем не опровергнуты представленные им сведения, подлежит отклонению, ввиду несоответствия пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из имеющих в деле доказательств и пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что размещение спорного земельного участка в границах красных линий является планируемым.
Принимая во внимание отсутствие доказательств того, что испрашиваемый земельный участок сформирован в границах действующих красных линий и зарезервирован для муниципальных нужд, оснований для отказа в его приватизации, апелляционная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в качестве органа местного самоуправления на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.06.2012 по делу N А07-3034/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3034/2012
Истец: ИП Фаизов Венер Галимьянович
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республика Башкортостан, ГУ Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфы