г. Владивосток |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А51-7065/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
при участии:
от Уссурийской таможни: Войтенко А.В., представитель по доверенности от 29.12.2011 N 22785, сроком действия до 31.12.2012, удостоверение;
ИП Седых Ю.М. - извещен, представителя не направил;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни
апелляционное производство N 05АП-6257/2012
на решение от 14.06.2012
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-7065/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Седых Юрия Михайловича (ИНН 253402774423, ОГРИП 312250107100025, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 11.03.2012)
к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2002, местонахождение: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Ленина, 103)
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Седых Юрий Михайлович (далее - заявитель, предприниматель, декларант) обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Уссурийской таможни (далее - ответчик, таможня) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10716040/011009/П002221, N 10716040/140909/П002032, N 10716040/ 070909/0001937, N 10716040/220909/П002138, N 10716040/230909/ П002146, N 10716040/171109/П002750, N 10716040/270809/П001841, N 10716040/270709/0001475, N 10716040/300709/0001525, N 10716040/ 070909/0001952, выраженное в письме N 18-37/5342 от 21.03.2012, и обязании ответчика возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 906 679,56 рублей.
Решением суда от 14.06.2012 заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, таможенный орган считает его незаконным и подлежащим отмене. Заявитель жалобы полагает что, обращаясь с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, заявитель, не представил необходимые документы и не подтвердил факт их излишней уплаты или излишнего взыскания. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, то обстоятельство, что декларант не согласен с корректировкой таможенной стоимости не может свидетельствовать о незаконности решения таможенного органа.
Предприниматель в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы таможни возразил, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
ИП Седых Ю.М. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя предпринимателя.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 11.01.2008 N HLSF-638-21, заключенного с компанией "БАОФУ" (Китай), в адрес предпринимателя на таможенную территорию России ввезен товар, задекларированы по ГТД N 10716040/011009/П002221, N 10716040/140909/П002032, N 10716040/070909/0001937, N 10716040/220909/П002138, N 10716040/230909/П002146, N 10716040/171109/П002750, N 10716040/270809/П001841, N 10716040/270709/0001475, N 10716040/300709/0001525, N 10716040/070909/0001952, в которых таможенная стоимость товара была определена по первому методу - "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
По результатам таможенного контроля таможенный орган пришел к выводу, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения по товару не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, в связи с чем направил предпринимателю запросы о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости по каждой ГТД.
Поскольку декларант уведомил Арсеньевский таможенный пост Уссурийской таможни о невозможности предоставления дополнительных документов, таможенный орган принял решения о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, в соответствии с которыми таможенная стоимость товара была скорректирована по шестому "резервному" методу таможенной оценки с учетом сведений, имеющихся в распоряжении таможенного органа. Окончательные решения по таможенной стоимости товаров по спорным ГТД оформлены отметками "Таможенная стоимость принята" в графах "Для отметок таможенного органа" деклараций таможенной стоимости формы ДТС-2.
Корректировка таможенной стоимости повлекла за собой доначисление таможенных платежей на общую сумму 1 906 679,56 рублей, которые были списаны с платежных поручений предпринимателя об уплате авансов, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Посчитав сумму доначисленных таможенных платежей излишне уплаченной, и ввиду отсутствия правовых оснований для принятия таможенным органом решения по таможенной стоимости товара по спорным ГТД, 19.03.2012 предприниматель обратился в таможенный орган с заявлениями об их возврате.
Письмом от 21.03.2012 N 18-37/5342 таможенный орган сообщил декларанту о том, что решение о возврате денежных средств не принято в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ГТД, посчитав, что такой отказ не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы декларанта в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, возражения заявителя, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при одновременном его несоответствии закону и нарушением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.322 Таможенного кодекса Российской Федерации (действующего в спорный период) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Согласно ст.323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно (п.1 ст.324 Таможенного кодекса Российской Федерации).
Из ст.89 Таможенного кодекса Таможенного союза (действующей на момент обращения заявителя в таможенный орган) следует, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях возврата излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 1 910 679, 56 руб. по спорным ГТД предприниматель 19.03.2012 направил в Уссурийскую таможню заявление о возврате указанных денежных средств., приложив следующие документы: оригиналы платежных документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату (платежные поручения N 56 от 21.09.2009, N 57 от 01.10.2009, N 250 от 11.09.2009, N 261 от 24.08.2009, N 243 от 01.09.2009, N 216 от 11.11.2009, N 60 от 13.11.2008, N 65 от 21.11.2009, N 1464 от 31.07.2009, N 1419 от 27.07.2009, N 1768 от 08.09.2009); копии ГТД N 10716040/011009/П002221, N 10716040/ 140909/П002032, N 10716040/070909/0001937, N 10716040/ 220909/П002138, N 10716040/230909/П002146, N 10716040/171109/ П002750, N 10716040/270809/П001841, N 10716040/270709/0001475, N 10716040/300709/0001525, N 10716040/070909/0001952; копии форм корректировки таможенной стоимости; документы, подтверждающие государственную регистрацию заявителя в качестве юридического лица.
Таможенную стоимость товара, ввезённого на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД, заявитель первоначально определил с применением основного метода таможенной стоимости, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости предприниматель наряду с ГТД представил в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по указанной ГТД, включая: контракт, инвойс, коносаменты, упаковочный лист, паспорт сделки и другие документы.
Контракт, инвойс подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки.
Факт перемещения указанного в ГТД товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Документы, представленные предпринимателем в таможню в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, соответствуют Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, действовавшего в спорный период. Содержащиеся в представленных декларантом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара и подтверждают правомерность и обоснованность определения декларантом таможенной стоимости ввезенного товара по выбранному методу.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном предпринимателем в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено.
Не представление заявителем указанных в запросе таможенного органа документов, а также иные указанные таможней в дополнении N 1 к ДТС-1 обстоятельства, с учетом вышеизложенного, не повлекли указание недостоверной или неполной информации о таможенной стоимости товара, и не являются основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
Таким образом, таможенный орган согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, пунктов 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" не доказал наличие обстоятельств, препятствующих декларанту применить первый метод определения таможенной стоимости, в связи с чем доначисленные таможней и уплаченные заявителем таможенные платежи в сумме 1 906 679, 56 руб. являются излишне уплаченными.
В соответствии со статьей 89 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза при решении вопросов о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего с 29.12.2010) установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В пунктах 4, 12 установлены основания для возврата такого заявления плательщику без рассмотрения или отказа в возврате.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи (пункт 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: 1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи; 2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; 3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (пункт 12 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ).
Материалами дела, в силу вышеизложенного, подтверждается факт излишней уплаты предпринимателем таможенных платежей ввиду отсутствия оснований для корректировки таможенной стоимости по спорным ГТД.
Ссылка Уссурийской таможни на то, что предпринимателем не обжаловано и, соответственно, не отменено решение о корректировке таможенной стоимости товара, в связи с чем, на момент рассмотрения ответчиком заявления предпринимателя о возврате таможенные платежи были уплачены на законных основаниях и не являлись излишне уплаченными несостоятельна, поскольку оценка действиям таможни по корректировке таможенной стоимости дана судом при рассмотрении настоящего спора. Выбранный предпринимателем способ защиты нарушенного права не противоречит статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза, статье 201 АПК РФ.
Отсутствие судебного акта о признании недействительным решения таможенного органа по корректировке таможенной стоимости спорного товара не лишает заявителя права на защиту иным способом, путем предъявления заявления о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате (зачёте) излишне уплаченных таможенных платежей, что соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса РФ и статьи 198 АПК РФ.
Проверка доводов заявителя о возможности возврата (зачёта) таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.
В связи с этим вывод таможни в письме от 21.03.2012 N 18-37/5342 о том, что предпринимателем не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по ГТД N 10716040/011009/П002221, N 10716040/140909/П002032, N 10716040/070909/0001937, N 10716040/220909/П002138, N 10716040/230909/П002146, N 10716040/171109/П002750, N 10716040/270809/П001841, N 10716040/270709/0001475, N 10716040/300709/0001525, N 10716040/070909/0001952, является несостоятельным. В связи с этим у таможни отсутствовали основания для оставления заявления предпринимателя о возврате без рассмотрения по части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" по спорным ГТД, чем нарушены права и законные интересы декларанта.
Довод таможни о том, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральное казначейство РФ как главный администратор дохода бюджета, являлся несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" Уссурийская таможня является администратором таможенных платежей и осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью начисления, учета, взысканий и принятий решений о возврате в (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов по ним.
Предпринимателем соблюден досудебный порядок урегулирования спора, посредством обращения в таможенный орган в статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей предпринимателем не пропущен, задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов, изложенных в обжалуемом решении суда первой инстанции, в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.06.2012 года по делу N А51-7065/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-7065/2012
Истец: ИП Седых Юрий Михайлович
Ответчик: Уссурийская таможня