г. Саратов |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А06-6317/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Антоновой О.И., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Изаковой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства обороны Российской Федерации Семеновой Е.А., действующей по доверенности от 08.08.2012, от командира Войсковой части 15650 - Селекаев Р.Ш., действующий по доверенности от 19.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и командира Войсковой части 15650
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 мая 2012 года по делу N А06-6317/2011, судья Цепляева Л.Н.,
по иску комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район"
к Министерству обороны Российской Федерации
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
третьи лица: Войсковая часть 15650, ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России, Филиал ФГБУ Росреестра по Астраханской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Администрация муниципального образования "Город Ахтубинск", Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" имени И.И. Торопова", ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", ОАО "Сбербанк России", Ахтубинское районное потребительское общество, ООО "Ахтубинский мясоперерабатывающий комплекс", Государственное предприятие Астраханской области "Сельскохозяйственное предприятие-Птицефабрика "Владимировская", ФГУП "Российский Федеральный Ядерный Центр-Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И.Забабахина", ОАО "Астраханьоблгаз", ОАО концерн "Ахтубинский хлеб", Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области, ОАО "ОКБ Сухого", ОАО "Опытно-конструкторское бюро им. А.С. Яковлева", ОАО "Агросервис", ООО "ТРВ-Ахтубинск", ООО "Нарузбаев А.", ООО "Яуза", МАОУ "Гимназия N 1 МО "Ахтубинский район" Астраханской области, Департамент имущественных отношений Министерства обороны, 924 КЭУ Войсковой части 19196, МОУ "СОШ N 8 МО "Ахтубинский район", Шилина Ольга Николаевна, Гладченко Ольга Николаевна, Фролова Людмила Васильевна, Султангалиев Альпья Тыякпаевич, Приходько Светлана Геннадиевна, Оджагвердиев Радив Расул-оглы, Сулейманов Али Маулетович, Сапрыкин Александр Александрович, Нарузбаев Валерий Аленкалиевич, Кожевников Валерий Михайлович, Зуева Валентина Николаевна, Анфилов Николай Петрович, Титенков Виктор Алексеевич, Ковалев Анатолий Михайлович, Канчин Владимир Борисович, Канчина Светлана Яковлевна, Азизов Асив Мамиш-оглы, Шендо Нина Владимировна, Мамедов Фазил Авдал-оглы, Эминов Самурхан Селимханович, Горошко Григорий Сергеевич, Горошко Маргарита Алексеевна, Дубинина Екатерина Дмитриевна, Василенко Юрий Валерьевич, Радченко Ирина Владимировна, Легенькая Татьяна Николаевна, Легенький Иван Иванович, Полянина Валентина Тимофеевна, Мордасов Александр Владимирович, Димичева Татьяна Александровна, Димичев Александр Евгеньевич, Плахотникова Татьяна Ермолаевна, Плешивых Борис Анатольевич, Якименко Николай Александрович.
УСТАНОВИЛ:
комитет имущественных и земельных отношений (далее - комитет, истец) обратился в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:0:0002, площадью 1810000 кв. м, местоположение: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск. Заявитель указал, что Российская Федерация имеет в собственности земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:0:0002 (по кадастровому учету в настоящее время значится номер 30:01:0:2), площадью 1 810 000 кв. м, адрес (местоположения) объекта: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск, назначение объекта: Земли населенных пунктов - Жилой городок. Согласно Свидетельству о государственной регистрации права 30 CP 046043 право собственности Российской Федерации на обозначенный земельный участок возникло на основании Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись от 24.12.2004 г. Указанное обстоятельство подтверждается так же выпиской из Единого государственного реестра прав не недвижимое имущество и сделок с ним от 15.06.2011 г. N 02/021/2011-392.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30 мая 2012 года исковые требования комитета удовлетворены.
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с принятым решением обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Войсковая часть, не согласившись с принятым решением обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Министерства обороны РФ, Войсковой части поддерживают доводы апелляционных жалоб, просят решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Совета Министров СССР от 22 марта 1950 года N 1145-419 земельный участок площадью 850 кв. км во Владимировском районе Астраханской области был предоставлен в постоянное пользование Военного Министерства СССР (т. 2 л.д. 137-140).
4 мая 1977 года из указанного земельного участка на основании Государственного Акта на право пользования землей серии А-1 N 097888 был выделен земельный участок площадью 78863 га. под использование как "земли специального назначения", переданный в постоянное пользование войсковой части 21239. Этим же Актом установлено, что земля в СССР состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование.
14 октября 1977 года оставшаяся часть исходного земельного участка площадью 193,94 га. Государственным Актом на право пользования землей серии А-1 N 097942 (далее - Гос. Акт) была закреплена за войсковой частью 21239 как земля для государственных надобностей (т. 2 л.д. 146-148).
27 января 1995 года постановлением главы администрации г. Ахтубинска и района N 41 "О перерегистрации земель в/ч 21239, с находящимся на них жилым городком частей войсковой части 15650" земельный участок площадью 193,9 га. с находящимся на нем жилым городком зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за войсковой частью 21239, выдано свидетельство N 378 от 27.01.1995 г. (т. 1 л.д. 11-12).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся исключительно в федеральной собственности. Поэтому Российская Федерация в лице территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Астраханской области (далее - Теруправление) обратилась 09.06.2004 г. (письмо N 04-09/2-366) в Ахтубинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 30:01:0:0002, расположенный по адресу: Астраханская область, Ахтубинский район, г. Ахтубинск (т. 7 л.д. 96).
Регистрация права собственности была приостановлена, поскольку Теруправлением не представлены правоустанавливающие документы. В заявлении указано, что право собственности РФ на данный земельный участок возникло на основании закона "Об обороне", а в кадастровом плане от 22.04.2005 N 21/04-01-583 указана категория земель -земли поселений (т. 7 л.д. 89).
Письмом от 12.08.2004 N 03/2004-0410 регистратор прав отказал в государственной регистрации прав на земельный участок (т. 7 л.д. 88).
10.12.2004 Теруправление повторно обратилось с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок (т. 7 л.д. 86).
24.12.2004 года было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1810000 кв. м с кадастровым номером 30:01:0:0002,, категория земель - "земли поселений", выдано свидетельство о государственной регистрации права N 30 CP 046043 (т. 1 л.д. 40).
Из свидетельства о государственной регистрации права от 24.12.2004, а также из дела правоустанавливающих документов в отношении земельного участка (т. 7 л.д. 69-115) следует, что документом - основанием для государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок послужил Федеральный закон "Об обороне", а также представленные при повторном обращении Свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования за войсковой частью 21239, выдано свидетельство N 378 от 27.01.1995 и постановлением главы администрации г. Ахтубинска и района от 27 января 1995 года N 41 "О перерегистрации земель в/ч 21239, с находящимся на них жилым городком частей войсковой части 15650" (т. 7 л.д. 86).
Однако из представленных в материалы дела Выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются сведения о 91 земельном участке с самостоятельными кадастровыми номерами, которые находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 30:01:0:0002.
Часть из указанных земельных участков находится в собственности юридических и физических лиц.
Так, ОАО "ОКБ Сухого" имеет в собственности земельный участок по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Щербакова, д. 14 (свидетельство от 01.09.2003 г. N 30 СО 972750 (т. 7 л.д. 141, т. 8 л.д. 40).
Открытое акционерное общество "Опытно-конструкторское бюро им. А.С.Яковлева" - место нахождения земельного участка: г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, д. 2.
Общество с ограниченной ответственностью "Агросервис" - место нахождения: 416506 Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Циолковского, 7.
Общество с ограниченной ответственностью "ТРВ-Ахтубинск" - место нахождения: 416500 Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Бородино, д. 2 Литер строения А, гостиница).
Общество с ограниченной ответственностью "Нарузбаев А." (место нахождения: Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Сталинградская, 7).
Герцев Антон Игоревич, Щагин Вячеслав Вячеславович, Лункина Ирина Алексеевна общая долевая собственность земельный участок по адресу: г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, доверительное управление в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Яуза"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия N 1 МО "Ахтубинский он" Астраханской области (место нахождения: 416506 Астраханская область, г.Ахтубинск, В.Г. Иванова, 6 "а").
Плахотникова Татьяна Ермолаевна, 22.04.1958 г.р. (место жительства: 416506 Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Буденного, 12, кв. 25, объект по адресу г. Ахтубинск, ул. Добролюбова, 21 "А" литер строения А).
Савиков Владимир Николаевич, 13.07.1949 г.р. (адрес объекта г. Ахтубинск ул. Бахчиванджи, 21).
Демичев Александр Евгеньевич, 16.08.1965 г.р. г.Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, 23).
Демичева Татьяна Александровна, 03.05.1969 г.р. (г.Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, 23).
Плешивых Борис Анатольевич, 25.02.1956 г.р. (Ахтубинск, ул. Нестерова, литер строения А, магазин "Русский хит") (т. 8 л.д. 40-50)
Эминов Самурхан Селимханович, г.Ахтубинск, ул. Лычкина, 63, кадастровый номер 30:01:150232:112,
Горошко Григорий Сергеевич, г.Ахтубинск, ул. Кирова, 60, кадастровый номер 30:01:150235:0032
Дубинина Екатерина Дмитриевна, г.Ахтубинск, ул. Димитрова, 14, кадастровый номер 30:01:150235:0219
Василенко Юрий Валерьевич, г. Ахтубинск, ул. Шубина, 201, кадастровый номер 30:01:150235:0011
Петухов Владимир Олегович, г. Ахтубинск, ул. Шубина, 206, кад. номер 30:01:150235:0058, дата регистрации 06.04.2000 г.
Легенький Иван Иванович, Легенькая Татьяна Николаевна г. Ахтубинск, ул. Шубина, 206, кад. номер 30:01:150235:0058
Полянина Валентина Тимофеевна, г. Ахтубинск, ул. Шубина, 212, кад. номер 30:01:150235:0139,
Мордасов Александр Владимирович, г. Ахтубинск, ул. Шубина, 208, кад.номер 30:01:150235:0248,
ОАО "Российская самолетостроительная корпорация МиГ", г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, 10, кадномер 30:01:150102:0021,
ОАО "Российская самолетостроительная корпорация МиГ", г. Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, 4, кадномер 30:01:150102:0020,
АКБ Сбербанк РФ, г. Ахтубинск, ул. Щербакова, 7 кад. номер 30:01:150102:0011 (т. 2 л.д. 13-25).
Следующие земельные участки предоставлены в аренду.
Шилина Ольга Николаевна, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад.номер 30:01:150101:0030,
Гладченко Ольга Николаевна, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад.номер 30:01:150101:0027
Канчин Владимир Борисович, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад.номер 30:01:150101:0036
ООО "Ахтубиинский масоперерабатывающий комплекс", г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад.номер 30:01:150101:0051,
Фролова Людмила Васильевна. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад.номер 30:01:150101:0024,
Султангалиев Альпья Тыяклаевич, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад.номер 30:01:150101:0019,
ГП Астраханской области "Сельскохозяйственное предприятие -Птицефабрика "Владимирская" г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад.номер 30:01:150101:0023,
Приходько Светлана Геннадьевна, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад.номер 30:01:150101:0025,
ФГУП "Российской Федеральный Ядерный Центр -Всероссийской Научно-исследовательский институт технической физики им. Академика Е.И.Забабахина" г. Ахтубинск, ул. Сталинградская, 18 "а", кад.номер 30:01:150101:46,
ОАО "АстраханьОблгаз", г. Ахтубинск, ул. Черно-Иванова,4, кад.номер 30:01:150101:0011,
ФГУП "Российской Федеральный Ядерный Центр -Всероссийской Научно-исследовательский институт технической физики им. Академика Е.И.Забабахина" г. Ахтубинск, микрорайон-1, 7 "б", кад.номер 30:01:150101:47,
Оджагвердиев Радив Расул-оглы, г. Ахтубинск, ул. Жуковского, 30:01:150102:0050,
Сулейманов Али Маулетович, г. Ахтубинск, пл. Привокзальная, 30:01:150236:0079,
Сапрыкин Александр Александрович, г. Ахтубинск, ул Кирова, 60 "а", кад.номер 30:01:150235:0322,
ООО "БТАБанк" г. Ахтубинск, ул. Нестерова, 30:01:150102:0010,
ОАО "Коцерн "Ахтубинский хлеб", г. Ахтубинск, ул. Нестерова, 5"б", кад.номер 30:01:150102:0030,
ГУ -Управление Пенсионного фонда России в Ахтубинском районе", г. Ахтубинск, ул. Иванова, 2"а", 30:01:150102:0029 - право постоянного (бессрочного) пользования,
МОУ "средняя общеобразовательная школа N 8 МО "Ахтубинский район" г. Ахтубинск, ул. Несторов,5, кад. номер 30:01:150102:0045 -право постоянного (бессрочного) пользования,
Кожевников Валерий Михайлович, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад. номер 30:01:150101:0028,
Зуева Валентина Николаевна г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад. номер 30:01:150101:0034,
Анфилов Николай Петрович, г. Ахтубинск, ул. Циолковского, кад. номер 30:01:150101:0029,
(т. 2 л.д. 26-46).
Как видно из данных выписок, указанные земельные участка фактически существуют как объекты права, при этом обременение правами других лиц не зарегистрировано.
Более того, ряд земельных участков, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 30:01:0:0002, на момент регистрации права собственности Российской Федерации в 2004 г. на спорный земельный участок уже находились в собственности юридических и физических лиц:
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2011 N 02/029/2011-368 ОАО "Сбербанк России имеет в собственности земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:15 01 02:0011, площадью 2400 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Щербакова, 7. Дата регистрации 31.10.2003 г. Ограничения (обременения) права: не зарегистрированы.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2011 г. N 02/029/2011-340 гр. Шендо Нина Владимировна, 15.02.1984 г.р. имеет в собственности земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:15 02 35:0005, площадью 704 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Шубина, 200. Дата регистрации 29.10.2004 г. Ограничения (обременения) права: не зарегистрированы.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.01.2012 г. N 02/008/2012-315 гр. Легенькая Татьяна Николаевна, 05.11.1951 г.р. и гр. Легенький Иван Иванович, 24.11.1948 г.р. имеют в общей совместной собственности земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:15 02 35:0058, площадью 990 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Шубина, 206. Дата регистрации 31.03.2004 г. Ограничения (обременения) права: не зарегистрированы.
Право собственности ОАО "ОКБ Сухого" зарегистрировано 01.09.2003, т.е. ранее, чем произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок (24.12.2004 г.) (т. 7 л.д. 140-141), однако в свидетельстве от 24.12.2004 N 30 CP 046043 какие-либо обременения прав не значатся.
Учитывая вышеизложенное, при регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок произошло прямое нарушение пункта 1 статьи 209 ГК РФ в отношении собственников указанных земельных участков.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 годаN 496-р Министерство обороны России должно было передать в собственность муниципального образования "г. Ахтубинск и Ахтубинский район" находящиеся в государственной собственности объекты коммунально-бытового и социально- культурного назначения войсковой части 15650 Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на территории указанного муниципального образования (согласно перечню) (т. 1 л.д. 28-36).
Во исполнение распоряжения Правительства России осуществлена передача объектов коммунально-бытового и социально- культурного назначения (жилые многоэтажные дома, объекты инженерной инфраструктуры) в муниципальную собственность муниципального образования "г. Ахтубинск и Ахтубинский район", что оформлено актами приема-передачи, подписанными председателем Комитета имущественных отношений МО "г. Ахтубинск и Ахтубинский район". Главой администрации МО "г. Ахтубинск и Ахтубинский район" и руководителем Территориального управления Минимущества по Астраханской области (том 5).
На переданные объекты коммунально-бытового и социально- культурного назначения в период 2005-2006 г.г. зарегистрировано право собственности муниципального образования "Ахтубинский район", что подтверждается свидетельствами о праве собственности (том 4).
Кроме того, 22.12.2004 между Губернатором Астраханской области, Начальником службы расквартирования и обустройства Вооруженных сил РФ, Начальником Главного квартирно- эксплуатационного управления Минобороны России и Главнокомандующим ВВС подписано Соглашение об условиях передачи объектов коммунально-бытового и социально- культурного назначения войсковой части 15650 Министерства обороны Российской федерации в собственность муниципального образования "Ахтубинский район" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2.3. Соглашения в обязанности сторон входило оформление в установленном порядке в срок до 12 января 2005 года заявления об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены передаваемые объекты (земельные участки "Жилой городок" и микрорайон "Степной") (т. 1 л.д. 34-36).
Однако, земельный участок так и не был передан в муниципальную собственность, поскольку 24 декабря 2004 г. произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации по заявлении. Теруправления госимущества по Астраханской области от 10.12.2004 г. (т. 7 л.д. 86)
Невозможность осуществлять правомочия по распоряжению земельным участком под жилым городком послужила основанием для обращения Комитета имущественных и земельных отношений муниципального образования "Ахтубинский район" с настоящим исковым заявлением в суд.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, обоснованно удовлетворил исковые требования.
В соответствии с Положением о Комитете имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район", утвержденным решением Совета муниципального образования "Ахтубинский район" от 30.06.2009 г. N 37, Комитет является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, осуществляющим функции по выработке и проведению политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных и земельных отношений, а также функции по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами муниципального образования "Ахтубинский район". Согласно подпункту 2 пункта 6 Положения комитет осуществляет полномочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, в том числе выступает при государственной регистрации прав МО "Ахтубинский район" на объекты недвижимости и сделок с ним. В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 комитет в пределах своей компетенции вправе обращаться в уды от имени МО "Ахтубинскй район" в защиту интересов муниципального образования по вопросам приватизации, управления и распоряжения муниципальной собственностью (т. 1 л.д. 42-44, 46).
Таким образом, комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район" в рамках закрепленных за ним полномочий обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район".
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. По смыслу указанной правовой нормы, способы защиты подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения, а нарушено или оспорено может быть только существующее право.
Из материалов дела усматривается, что, заявляя требование о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 30:01:0:0002 истец ссылается на отсутствие правовых оснований для разграничения государственной собственности на спорный земельный участок, установленных в абз. 2 п. 1 ст. 3.1. Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), и в связи с этим на наличие у администрации, как уполномоченного органа местного самоуправления, в силу закона права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление от 29.04.2010 N 10/22) в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать органы местного самоуправления.
В силу пункта 10 статьи 3 Вводного закона, распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 этого закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.
При этом в данной норме указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из материалов настоящего дела следует, что право истца, как органа местного самоуправления, распоряжаться спорными земельными участками, имевшееся у него в силу положений пункта 10 статьи 3 Вводного закона до разграничения государственной собственности, было прекращено именно в связи с осуществлением государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Поскольку в силу специфики имеющегося у администрации права на земельные участки и, исходя из обстоятельств дела, что ответчик - Российская Федерация в лице ТУ ФАУГИ - фактически не осуществляет права собственника в отношении этого участка, то истец лишен возможности заявить иск о возврате имущества из чужого незаконного владения либо признания собственного права.
Кроме того, согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российское Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности отнесен ряд объектов государственной собственности, расположенных на территориях, находящихся в ведении соответствующих городских (за исключением городов районного подчинения), районных (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов, в том числе и инженерной инфраструктуры городов.
Как видно из представленных в материалы дела документов: актов приема-передачи объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения в муниципальную собственность (тома 4, 5) в границах спорного земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерации, расположены в том числе и городские дороги общего пользования, которые постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 отнесены к объектам муниципальной собственности.
В силу изложенного, арбитражный суд отклоняет довод Министерства обороны об отсутствии у Комитета имущественных отношений каких-либо прав на спорный земельный участок и соответственно заинтересованности в иске.
Таким образом, суд приходит к выводу, что избранный истцом способ защиты - требование о признании права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим, соответствует действующему законодательству и правовой позиции, содержащейся в пункте 52 Постановления Пленума ВС РВ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
По смыслу пункта 2 Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка некоммерческой организации, созданной органом государственной власти Российской Федерации, документами-основаниями для государственной регистрации права собственности являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка такой организации или ее предшественнику.
По утверждению Министерства обороны Российской Федерации истцом не доказан факт незаконности приобретения Российской Федерацией права собственности на земельный участок с кадастровым номером 30:01:0:0002.
В качестве одного из доводов правомерности регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок в 2004 г., Минобороны России указывает тот факт, что земельные участки ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" имени И.И.Торопова", ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", ФГУП "Российский Федеральный Центр-Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И.Забабахина", являлись частью спорного земельного участка и закреплялись за данными организациями на праве временного пользования землей.
Однако данное заявление не подтверждено представлением в материалы дела соответствующих доказательств, которым можно было бы дать правовую оценку. Кроме того, о перечисленных ответчиком земельных участках, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 30:01:0:2 на сегодняшний день известно следующее:
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2011 г. N 02/029/2011-323 ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" имени И.И.Торопова" имеет в собственности земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:15 01 01:0022, площадью 6207 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, г.Ахтубинск, Микрорайон-1, 72 "а". Дата регистрации 27.02.2007 г. Ограничения (обременения) права: не зарегистрированы.
Законность использования собственником земельного участка с кадастровым номером 30:01:15 01 01:0022 подтверждена вступившими в законную силу судебным актом по делу N А06-2639/2011.
Согласно выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2011 г. N 02/029/2011-363 и N 02/029/2011-364 ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" имеет в собственности земельные участки из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами: 30:01:15 01 02:0021, площадью 2413 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, 10, кадастровый номер 30:01:15 01 02:0020, площадью 1893 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Бахчиванджи, 4. Дата регистрации 25.06.2008 г. Ограничения (обременения) права: не зарегистрированы.
При этом все обозначенные земельные участки никогда не находились в пользовании Министерства обороны Российской Федерации в связи с чем не могли быть отнесены к собственности Российской Федерации в силу Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне".
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.09.2011 г. N 02/029/2011-299 Российская Федерация имеет в собственности земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:15 01 01:46, площадью 365 кв. м, расположенный по адресу: Астраханская область, г.Ахтубинск, ул. Сталинградская, 18. Дата регистрации 17.07.2010 г. Ограничения (обременения) права: Аренда в пользу ФГУП "Российский Федеральный Ядерный Центр-Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И.Забабахина". Дата регистрации 17.08.2011 г. Срок действия с 01.06.2011 г. по 01.06.2031 г.
Обозначенный земельный участок так же никогда не находился в пользовании Министерства обороны Российской Федерации и отнесен к собственности Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-Фз "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а не в силу Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне".
По мнению ответчика, спорный земельный участок был передан в постоянное пользование Министерства обороны на основании Постановления Совета Министров СССР от 22.03.1950 г. N 1145-419 и Государственного акта на право пользования землей от 14.10.1977 г. А-1 N 097942.
Ответчик также делает вывод о принадлежности спорного земельного участка к федеральной собственности по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", считает не имеющим значения для рассматриваемого дела наличие фактов нарушения правил и требований кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:01:0:0002, утверждает, что спорный земельный участок выделялся как единый, никаких обособленных земельных участков в его границах нет.
Указанные заявления являются ошибочными по следующим причинам.
Согласно пункту 2 Постановления Совета Министров СССР от 22.03.1950 г. N 1145-419сс Военному Министерству СССР в постоянное пользование подлежала передаче территория во Владимировском районе Астраханской области площадью до 850 кв. км. При этом в соответствии с пунктом 3 данного Постановления Военное Министерство СССР и Министерство сельского хозяйства СССР было обязано установить в 2-месячный срок в натуре границы передаваемой территории.
Для реализации этих задач пунктом 6 Министерству сельского хозяйства СССР указанного постановления предписывалось командировать в Астраханскую область 10 землеустроителей для проведения работ связанных с отводом земель.
Однако, сведений об исполнении пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 122.03.1950 г. N 1145-419сс материалы дела не содержат. Кроме того, правоподтверждающий документ на спорный земельный участок, предусмотренный Земельным кодексом РСФСР 1922 г., не выдавался.
В то же время с силу статей 157, 166, 168, 179, 184, 186, 187, 190, 191, 193 Земельного кодекса РСФСР 1922 г., действовавшего на дату принятия Постановления Совета Министров (СССР от 22.03.1950 г. N 1145-419сс, государственные земельные имущества состояли в общем |заведывании и распоряжении Народного Комиссариата Земледелия и его органов и использовались ими либо в порядке непосредственного ведения хозяйства, либо путем предоставления их в пользование, на особых основаниях, государственным и общественным организациям, учреждениям и предприятиям, а также отдельным лицам.
В порядке, установленном Земельным кодексом РСФСР 1922 г., производились землеустроительные действия по отводу земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям.
Землеустроительные действия производились по ходатайствам о том заинтересованных сторон. Дела по землеустройству производились в следующем порядке: 1) возбуждение землеустроительного дела; 2) подготовка землеустроительного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства; 3) утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с установлением на месте пограничных межевых знаков; 4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов.
Подготовка землеустроительного дела состояла в установлении состава земель, подлежащих устройству, в хозяйственно-техническом обследовании землеустраиваемой местности, определении земельных прав, выяснении землеустроительных пожеланий участников землеустройства и в составлении предварительного проекта наиболее правильного и целесообразного устройства означенной местности.
Составление проекта землеустройства заключалось в подробном и точном указании мест отвода земель участникам землеустройства, с соблюдением их прав и законных интересов, а также требований хозяйственно-технических правил землеустройства, с изображением отводаземель напроектном плане землеустройства. Проектируемые границы земель обозначались на месте временными знаками, а при отсутствии споров и жалоб укреплялись постоянными межевыми знаками.
Составленный проект землеустройства предъявлялся сторонам на плане и в натуре.
Исполнение проекта землеустройства состояло в укреплении проектированных на местности границ землепользовании постоянными межевыми знаками, если таковое укрепление не было произведено при предъявлении проекта.
Правильно исполненный проект землеустройства окончательно утверждался землеустроительным учреждением. При этом в постановлении об окончательном утверждении исполненного проекта землеустройства должно было быть обозначено, с соответствующими ссылками на проектный план: а) когда, в какой местности, по какому распоряжению и какие имение произведены землеустроительные действия; б) какие земли (по их роду, количеству, местоположению и границам), кому и для какой надобности отводятся.
По окончательном утверждении проекта землеустройства землеустроительными учреждениями составлялись и после государственной записи образованных землепользовании (земельной регистрации) выдавались участникам землеустройства надлежаще удостоверенные документы. В названных документах должны были быть означены границы, местоположение пространство и состав землепользовании, а также показаны их названия, наименования земле пользователей, время исполнения землеустройства и его основание, условия землепользование и прочие существенные сведения, содержащиеся в постановлении об утверждении проекта землеустройства. Подлинные землеустроительные планы, акты и делопроизводства хранились при землеустроительных учреждениях.
Всякого рода планы и другие акты землеустройства, составленные помимо землеустроительных учреждений или надлежаще ими не удостоверенные, признавались недействительны ми и не могли служить доказательствами закономерности происходящего по ним землепользования.
Таким образом, исходя из данных норм Земельного кодекса РСФСР 1922, отвод земли государственному Военному Министерству СССР должен был производиться по результатам землеустройства. В соответствии с правилами о землеустройстве предусматривалась государственная запись образованного землепользования (земельная регистрация), а также выдач, участникам землеустройства надлежаще удостоверенных документов, содержащих сведения о границах, местоположении, пространстве и составе землепользовании, наименовании земле пользователей и иных сведений.
Следовательно, само по себе Постановление Совета Министров СССР от 22.03.1950 |N 1145-419сс в отсутствие иных доказательств осуществления фактических действий по отводу земельного участка, проведения землеустроительных работ, последующей земельной регистрации и выдачи надлежащим образом удостоверенных документов органами землеустройства, не может быть рассмотрено в качестве документа, подтверждающего отвод (предоставление) спорного земельного участка Военному Министерству СССР.
Кроме того, Постановление Совета Министров СССР от 22.03.1950 не содержит ни точной площади, ни сведений о местоположении и границах земельного участка в отношении которого принято решение об отводе Военному Министерству СССР, и в отсутствие землеустроительных документов, которые бы определяли местоположение, границы на местности и фактическую площадь земельного участка, не может служить основанием для возникновения права постоянного (бессрочного) пользования на какой-либо конкретный земельный участок, в том числе, и на земельный участок с кадастровым номером 30:01:0:0002, являющийся предметом настоящего спора.
Арбитражным судом были направлены запросы в государственные архивы Российской Федерации и Астраханской области о предоставлении карты передаваемой территории. Однако, карта так и не была предоставлена.
Тем самым, высказанный ответчиком довод о том, что спорный земельный участок был передан в постоянное пользование Министерства обороны на основании Постановления Совета Министров СССР от 22.03.1950 N 1145-419сс нельзя признать обоснованным, поскольку данное Постановление не содержит сведений о границах земельного участка, его местоположении, а имеется лишь указание на передачу Военному Министерству СССР в постоянное пользование территории во Владимировском районе Астраханской области площадью до 851 кв. км.
При этом, как указано в статье 193 Земельного кодекса РСФСР 1922 все иные документы составленные помимо землеустроительных учреждений или надлежаще ими не удостоверенные, признаются недействительными и не могут служить доказательствами закономерности происходящего по ним землепользования.
Учитывая вышеизложенное, нельзя признать также обоснованной ссылку ответчика на Государственный акт на право пользования землей А-1 N 097942 от 14.10.1977 г. Данный документ был выдан спустя 27 лет с момента издания Постановления Совета Министров CCCР от 22.03.1950 г. N 1145-419 в период действия Земельного кодекса РСФСР 1970 г.
За обозначенный период времени огромным числом физических и юридических лиц в установленном законом порядке были получены в пользование иные земельные участки, которые в настоящее время оказались в черте спорного земельного участка. При этом, факт отсутствия права собственности Российской Федерации на большую часть земельных участков входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 30:01:0:0002 подтверждается материалами настоящего дела (выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним; уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений), а также вступившими в законную силу судебными актами по ряду рассмотренных арбитражными судами дел (N А06-2639/2011, N А06-2641/2011).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами Министерством обороны Российской Федерации о недоказанности права муниципальной собственности на объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, указанные в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21.04.2003 г. N 496-р.
Основанием для обращения Комитета с настоящим исковым заявлением в суд послужила невозможность осуществления правомочий по распоряжению спорным земельным участком.
Как указано выше, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2003 N 496-р утверждена безвозмездная передача в муниципальную собственность находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения войсковой части 15650 Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных на спорном земельном участке.
В связи с тем, что Министерство обороны Российской Федерации своевременно не обеспечило подготовку технической документации на передаваемые объекты процесс передачи обозначенного в распоряжении Правительства РФ от 21.04.2003 N 496-р имущества затянулся до окончания 2004 г. Указанное обстоятельство подтверждается решением арбитражного суда Астраханской области от 08.04.2004 г. по делу N А06-499у/3-14/04 (т. 1 л.д. 38-39).
В соответствии с Соглашением от 20 декабря 2004 года "Об условиях передачи объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения войсковой части 15650 Министерства обороны Российской Федерации в собственность муниципального образования "Ахтубинский район" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации" войсковая часть 15650 и 1044 квартирно-эксплуатационное управление обязались оформить установленным порядком в срок до 12.01.2005 заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположены передаваемые объекты (земельные участки "Жилой городок" и микрорайон "Степной").
При этом в нарушение достигнутых договоренностей 24.12.2004 произошла государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Возникла ситуация при которой все объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения оказались в муниципальной собственности, а правообладателем земельного участка на котором они находятся, стала Российская Федерация. Указанное положение дел сохраняется до настоящего времени.
Однако спорный земельный участок ранее был предоставлен войсковой части 21239 не в целях обеспечения обороны, а для эксплуатации жилого городка. С переходом в муниципальную собственность объектов коммунально-бытового и социально-культурного назначения войсковой части 15650 Министерства обороны Российской Федерации у военного ведомства отпали основания в использовании спорного земельного участка.
При этом факт нахождения спорного земельного участка у войсковой части 15650 противоречит принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов установленному подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В настоящее время сложилась ситуация при которой в границах земельного участка с кадастровым номером 30:01:0:0002 невозможно формирование новых земельных участков, также невозможен гражданский оборот уже имеющихся, поставленных на кадастровый учет по всем правилам других земельных участков, что не соответствует установленному подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В материалах дела имеются документы (акты приема-передачи; свидетельства о праве собственности), свидетельствующие о том, что в границах спорного земельного участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией расположено большое число объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в том числе городские дороги общего пользования, которые постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 отнесены к объектам муниципальной собственности.
При этом на момент регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок (24.12.2004) обозначенные объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2003 N 496-р уже были переданы по актам приема-передачи (март 2004) муниципалитету и находились в его фактическом пользовании.
Существенным так же является тот факт, что земельный участок из земель населенны: пунктов с кадастровым номером 30:01:0:0002, площадью 1810000 кв. м, адрес (местоположение) объекта: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск, назначение объекта жилой городок, никогда не предоставлялся для обеспечения осуществления полномочий в области обороны страны и безопасности государства в связи с чем не мог быть отнесен к федеральной собственности на основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-Ф "Об обороне".
Целевое назначение земельного участка предоставленного ранее войсковой части 21239 в пользование - под жилой город.
Кроме того, в материалы дела представлено Заключение МП "Землемер" о несоответствии характеристик земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:0:0002, местоположение: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск (Жилой городок), имеющихся в материалах 1977 г., 1995 г. и 2004 г.
МП "Землемер" проведя сравнительный анализ имеющихся данных на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:0:0002, местоположение: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск (Жилой городок), содержащихся в землеустроительном деле N 158/04 от 11.06.2004 г., с данными о земельном участке, содержащимися в государственном акте на право пользования землей от 14.10.1977 г. А-1 N 097942, и данными о земельном участке, содержащимися в свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользования от 27.01.1995 г. N 378, выявлено следующее:
-Данные расстояний между узловыми (поворотными) точками земельного участка, (содержащиеся в государственном акте на право пользования землей от 14.10.1977 г. АN 097942, соответствуют данным расстояний между узловыми (поворотными) точками земеного участка, содержащимися в свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользован от 27.01.1995 г. N 378.
- Данные расстояний между узловыми (поворотными) точками земельного участка, содержащиеся в землеустроительном деле N 158/04 от 11.06.2004 г., не соответствуют данным) расстояний между узловыми (поворотными) точками земельного участка, содержащимися в государственном акте на право пользования землей от 14.10.1977 г. А-1 N 097942.
- Данные расстояний между узловыми (поворотными) точками земельного участка, содержащиеся в землеустроительном деле N 158/04 от 11.06.2004 г., не соответствуют данным расстояний между узловыми (поворотными) точками земельного участка, содержащими в свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользования от 27.01.1995 г. N 378.
-Параметры расхождений данных расстояний между узловыми (поворотными) точка земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:0:0002, местоположение: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск (Жилой городе имеющихся в материалах 1977 г., 1995 г. и 2004 г., приведены в таблице соответствий.
МП "Землемер" сделан вывод, что исходя из данных содержащихся в землеустроительном деле N 158/04 11.06.2004 г. земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:0:0002, местоположение: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск "Жилой городок) не идентичен земельному участку сведения о котором содержатся в государственном акте на право пользования землей от 14.10.1977 г. А-1 N 097942 и свидетельстве о праве бессрочного (постоянного) пользования от 27.01.1995 г. N 378.
Основная причина несоответствия земельных участков заключается в имеющихся многочисленных расхождениях в данных расстояний между узловыми (поворотными) точками приведены в Приложении). Наибольшие расхождения в данных расстояний между узловыми (поворотными) точками приходятся на части земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 30:01:0:0002, местоположение: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск "Жилой городок" в районе: ул. Можайского, ул. Шубина, ул. Кирова, ул. Димитрова, ул. Лычкина, ул. Добролюбова, ул. Панфилова, Микрорайона-1 г.Ахтубинска. Привокзальная площадь вошла в состав земельного участка из земель населенных пунктом с кадастровым номером 30:01:0:0002 (том 8 л.д. 96-97).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Министерства оборона и войсковой части 15650 о пропуске срока исковой давности на обращение в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением по следующим основаниям.
Спорный земельный участок, согласно выписке из ЕГРП от 06.04.2011, имеет кадастровый номер 30:01:0:0002, площадь 1810000 кв. м, адрес (местоположения) объекта: Астраханская область, Ахтубинский район, г.Ахтубинск, назначение объекта - Жилой городок.
В соответствии с пунктом 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 600 кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, по заявлению правообладателя могли быть учтены в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением им одного кадастрового номера.
Приказом Федеральной службы Земельного кадастра России от 14.05.2001 N П/89 установлено, что для обеспечения государственного кадастрового учета земельных участков, с стоящих из нескольких обособленных участков, представляющих собой единое землепользование, расположенных более чем в одном кадастровом квартале, приказами руководителя территориальных органов Росземкадастра создаются:
- в каждом кадастровом районе - один условный кадастровый квартал с границами, проходящими по границе кадастрового района;
- в каждом кадастровом округе - один условный кадастровый квартал с границами, проходящими по границе кадастрового округа (п.7).
Из пункта 11 Требований к кадастровому делению, утвержденных Приказом Федеральной службы Земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/117 следует, что для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, представляющих собой единое землепользование и расположенных в нескольких кадастровых кварталах, в каждом кадастровом районе формируется условный кадастровый квартал с границами, совпадающими с границами кадастрового района, и кадастровым номером, состоящим из номера округа, номера кадастрового района и числа 0 (ноль).
Приказом Федеральной службы Земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119 ред. Приказа Росземкадастра от 29.07.2002 N 11/301 (период действия документа с 08.09.2002 по 27.02.2010) был утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки".
В соответствии с пунктом 6.2.7 правил заполнения форм в процессе ведения государственного земельного кадастра земельным участкам, учитываемым в качестве объектов недвижимого имущества, присваивалось наименование "землепользование". Составным земельным участкам присваивалось наименование "единое землепользование". Земельным участкам, включаемым в составной земельный участок (единое землепользование), присваивались наименования:
-"обособленный участок" - для участков, обособленных от других участков, входящих в "единое землепользование";
- "условный участок" - для смежных участков, входящих в "единое землепользование" разделяемых между собой условной линией кадастрового деления.
Тем самым, в соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17.05 2008), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав (пункт 1 письма Минэкономразвития от 16.01.2009 г. N 266-ИМ/Д23).
Аналогичные положения содержались и в действовавшем Административном регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственно функции "Ведение государственного земельного кадастра", утвержденного Приказом Минэкономразвития от 12.07.2007 г. N 235 (период действия документа с 11.07.2008 г. по 23.07.2010 г.). Так, в соответствии с пунктом 25.3 данного Административного регламента учетная кадастровая запись о возникновении земельного участка, состоящего из нескольких обособленных участков, представляющих собой единое землепользование, расположенных более чем в одном кадастровом квартале, выполнялась в подразделе ГРЗ КР в условном кадастровом квартале с границами, совпадающими с границами кадастрового района, и кадастровым номером, состоящим из номера округа, номера кадастрового района и числа (ноль).
Земельный участок с кадастровым номером 30:01:0:2 в соответствии с кадастровой выпиской от 29.03.2010 г. N 3001/202/10-1993 значится как "единое землепользование".
При этом в материалах землеустроительного дела N 158/04 от 11.06.2004 г. отсутствуют сведения об "обособленных" или "условных" земельных участках входящих в состав указанного "единого землепользования". Иными словами земельный участок поставлен на кадастровый учет как "единое землепользование", но какие участки вошли в состав этого "единого землепользования" никто не определял. Соответственно не определялись и границы "обособленных" или "условных" участков.
Тем самым спорный земельный участок по документам кадастрового учета значится как "единое землепользование", а фактически представляет собой земельный участок с обозначенными границами, входящими в состав семи кадастровых кварталов.
Указанные нарушения привели к кадастровой ошибке, которая была выявлена органом кадастрового учета и подтверждается Решением Межрайонного отдела N 2 от 23.03.2011 г. N 3001/11-691.
Письмом от 13.05.2011 г. N НМ/2194 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Астраханской области поставила в известность об имеющих место нарушениях Администрацию МО "Ахтубинский район". В адрес Комитета имущественных и земельных отношений МО "Ахтубинский район" письмо от 13.05.2011 г. N НМ/2194 поступило 26.05.2011 г. после чего были приняты меры к выявлению причин возникновения ошибки и изучению землеустроительного дела N 158/04 от 11.06.2004 г. (т. 1 л.д. 13)
Учитывая тот факт, что в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, истцом не пропущен установленный статьей 196 ГК РФ срок обращения с исковым заявлением в суд.
При регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок произошло прямое нарушение пункта 1 статьи 209 ГК РФ в отношении других собственников земельных участков.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что при постановке на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером 30:01:0:0002 были допущены ошибки при определении границ земельного участка.
Указанные нарушения подтверждены доказательствами, приобщенными к материалам дела, и послужили причиной возникновения многочисленного числа нарушений действующего законодательства, а также прав и обязанностей юридических и физических лиц.
Доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, который принят на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу. Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, содержащиеся в нём выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 мая 2012 года по делу N А06-6317/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6317/2011
Истец: Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "Ахтубинский район"
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
Третье лицо: Агентство по управлению гос. имуществом, Администрация МО "Город Ахтубинск", Азизов А М, Анфилов Н П, Ахтубинское районное потребительское общество, Василенко Ю. В., Радченко И. В., Войсковая Часть 15650, Гладченко О Н, Горошко Г. С., Горошко М. А., Государственный архив Астраханской области, Государственный архив РФ, ГП АО "СП-Птицефабрика "Владимировская", Демичев А. Е., Демичева Т. А., Департамент имущественных отношений Министерсва обороны, Дубинина Е Д, Зуева В Н, Канчин В. Б., Канчина С. Я., Квартирно-эксплуатационное управление Войсковой части 19196, Ковалев А М, Кожевников В М, Легенькая Т. Н., Легенький И. И., Мамедов Ф А, Министерство обороны РФ, Мордасов А В, МОУ "Гимназия N1 МО Ахтубинского района"АО, МОУ "СОШN8 МО"Ахтубинский район", Нарузбаев В А, ОАО "Астраханьоблгаз", ОАО "Государственное машиностроительное конструкторное бюро "Вымпел" имени И. И.Торопова", ОАО "ОКБ Сухого", ОАО "Опытное-конструкторское бюро им.А.С.Яковлева", ОАО "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", ОАО "Сбербанк России", ОАО концерн "Ахтубинский хлеб", Оджагвердиев Р Р, ООО "Агросервис", ООО "Ахтубинский мясоперерабвтывающий комплекс", ООО "Назурбаев А. ", ООО "ТРВ -Ахтубинск", ООО "Яуза", Петухов В О, Плахотникова Т Е, Плешивыъх Б А, Полянина В Т, Приходько С Г, Савиков В Н, Сапрыкин А А, Сулейманов А М, Султангалиев А Т, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по АО, Титенков В А, Управление Федеральной Регистрационной службы по Астраханской области, УПФР в Ахтубинском районе, ФГБУ "ФКП Росреестр", ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны РФ, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений"Министерсва обороны Российской Федерации, ФГУП "Российский Федеральный ядерный центр-всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е. И.Забабахина", Фролова Л В, Шендо Н В, Шилина О Н, Эминов С С, Якименко Н А
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1483/15
31.12.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6317/11
02.09.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7476/14
19.12.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11225/13
24.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6372/13
29.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6372/2013
15.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6372/13
13.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10284/12
04.09.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6519/12
30.05.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6317/11