г. Вологда |
|
24 августа 2012 г. |
Дело N А05-2336/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Носач Е.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 апреля 2012 года по делу N А05-2336/2012 (судья Куницына Л.Л.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Нарьян-Марское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1028301648429; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Ненецкому автономному округу в лице Управления здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (ОГРН 1088383000056; далее - Управление здравоохранения и социальной защиты), администрации Ненецкого автономного округа (далее - Администрация НАО), администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее - Администрация МО "Город Нарьян-Мар"), Министерству промышленности, транспорта и связи Архангельской области (далее - Министерство) о взыскании 4 510 180 руб. убытков от оказания услуг по предоставлению учащимся права на приобретение льготного проездного билета на общественном транспорте за период с января 2011 года по 17 февраля 2012 года.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 апреля 2012 года с учетом определения Арбитражного суда Архангельской области от 05.05.2012 исковые требования удовлетворены. С Ненецкого автономного округа в лице Управления здравоохранения и социальной защиты Ненецкого автономного округа за счет казны Ненецкого автономного округа в пользу Предприятия взыскано 4 510 180 руб. убытков, 45 550 руб. 90 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В иске к остальным ответчикам отказано.
Управление здравоохранения и социальной защиты с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда. Податель жалобы считает, что стоимость реализации проездных билетов за период январь-февраль 2011 года не соответствует стоимости проездных билетов, установленной Положением о порядке определения стоимости ежемесячного льготного проездного билета, порядке его приобретения и порядке возмещения убытков организаций, реализующих ежемесячные льготные проездные билеты, утвержденным постановлением Администрации НАО от 25.08.2011 N 171-п. При этом изменения в закон округа о бюджете на 2011 год и Положение приняты с учетом предоставления права льготного проезда с сентября 2011 года. По мнению апеллянта, расчет понесенных расходов Предприятия, необходимо производить за период с 01.09.2011. Согласно расчету сумма расходов Предприятия подлежащих возмещению, составляет 2 487 100 руб.
Администрация МО "Город Нарьян-Мар" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Предприятие является перевозчиком, оказывающим услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом на территории муниципальных образований "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" на основании лицензии от 11.01.2009 N АСС-29-200883 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
С указанной целью Предприятие заключило соответствующие договоры на 2011 и 2012 годы с Администрацией МО "Город Нарьян-Мар" на пользование маршрутами общего пользования на территории муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и договор на выполнение межмуниципальных перевозок по маршруту N 411 "г. Нарьян-Мар - п. Искателей" с Министерством промышленности, транспорта и связи Архангельской области.
С целью реализации охраняемого законом права на приобретение ежемесячного льготного проездного билета на общественном транспорте учащимися с 01 января 2011 года, Предприятие с указанной даты начало реализацию льготных месячных проездных билетов для учащихся по цене 700 руб., а с 01 марта 2011 года продолжило реализацию льготных месячных проездных билетов для учащихся по цене 500 руб.
Указанная цена Предприятием согласована с Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа и Собранием депутатов Ненецкого автономного округа, которое еще до 31 декабря 2010 года выступало инициатором предоставления указанной льготы.
За период с 01 января 2011 года по 30 сентября 2011 года Предприятием реализовано 3048 льготных проездных билетов для учащихся, что подтверждается представленными в материалы дела ведомостями на продажу ежемесячных проездных билетов с указанием фамилий и инициалов учащихся, реквизитов представленных справок учебных заведений, номеров проданных билетов, а также с подписями лиц, получивших билеты.
Управлением здравоохранения и социальной защиты и Предприятием заключен договор от 01.10.2011 на оказание услуг по перевозке общественным пассажирским транспортом учащихся путем реализации льготных проездных документов со сроком действия до 31.12.2011.
Данным договором согласовано количество реализуемых льготных проездных билетов для учащихся в количестве 142 штук. Согласно пункту 2.1 указанного договора стоимость ежемесячного проездного билета составляет 1200 руб., из них стоимость льготного проездного билета, оплачиваемая учащимися, - 500 руб., а стоимость оказанных услуг по перевозке общественным транспортом одного учащегося - 700 руб.
На основании вышеуказанного договора Предприятию возмещены убытки от реализации 142 льготных проездных билетов для учащихся на октябрь 2011 года, тогда как согласно отчетной ведомости на октябрь 2011 года Предприятие фактически реализовало 709 льготных проездных билетов; полностью не оплачены 720 льготных проездных билетов, реализованных согласно отчётной ведомости на ноябрь 2011 года, а также 733 реализованных льготных проездных билета на декабрь 2011 года.
Управлением здравоохранения и социальной защиты и Предприятием заключён договор от 10.01.2012 N 23 на оказание услуг по перевозке общественным пассажирским транспортом учащихся путем реализации льготных проездных документов со сроком действия до 29.02.2012.
По данному договору количество реализуемых льготных проездных билетов для учащихся составляет 142 штуки. Согласно пункту 2.1 указанного договора стоимость ежемесячного проездного билета составляет 1200 руб., из них стоимость льготного проездного билета, оплачиваемая учащимися, - 500 руб., а стоимость оказанных услуг по перевозке общественным транспортом одного учащегося - 700 руб. На основании вышеуказанного договора Предприятию были возмещены убытки от реализации 142 льготных проездных билетов на январь 2012 года, тогда как согласно отчетной ведомости на январь 2012 года Предприятие фактически реализовало 414 льготных проездных билетов; полностью не оплачены 763 льготных проездных билета, реализованных согласно отчётной ведомости на февраль 2012 года.
Таким образом, за период с января 2011 года по февраль 2012 года Предприятием было реализовано 6387 льготных проездных билетов, из них оплачено Управлением здравоохранения и социальной защиты по договорам 284 льготных проездных билета, неоплаченными остаются 6103 льготных проездных билета.
Общая разница между полной стоимостью проездных билетов и установленной приказами по Предприятию, и стоимостью фактически реализованных ежемесячных льготных проездных билетов для учащихся составляет 4 708 980 руб.
На основании заключенных с Предприятием договоров Управление здравоохранения и социальной защиты возместило убытки на сумму 198 800 руб., в связи с чем остаются невозмещенными убытки на сумму 4 510 180 руб.
В связи с изложенным Предприятие обратилось в суд с требованием о взыскании убытков, понесенных им в результате предоставления социальной льготы по проезду в общественном транспорте учащимся за период с 01.01.2011 по 17.02.2012, в общей сумме 4 510 180 руб.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и не находит оснований согласиться с доводами подателя жалобы, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям законом предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакциях от 22.08.2004 и 29.12.2004) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан. При этом, расширив перечень льготных категорий граждан, субъект Российской Федерации принял на себя обязательство по своевременному финансированию учреждённой им льготы. Поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъектом Российской Федерации не освобождает его от обязательств перед транспортной организацией, предоставившей указанные льготы.
Наличие либо отсутствие договора, а также неисполнение субъектом Российской Федерации обязанности своевременно разработать порядок реализации установленных им льгот не влияют на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме.
В соответствии со статьей 4.1 Закона Ненецкого автономного округа от 27.02.2009 N 13-03 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ненецкого автономного округа по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки" (далее - Закон НАО от 27.02.2009 N 13-03) лицам, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), а также по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, предоставляется право на приобретение ежемесячного льготного проездного билета на общественном транспорте.
На основании части 1 статьи 2 Закона Ненецкого автономного округа от 19.04.2011 N 26-03 "О внесении изменений в Закон НАО от 27.02.2009 N 13-03 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ненецкого автономного округа по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки", указанный Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2011.
Постановлением Администрации НАО от 25.08.2011 N 171-п было утверждено Положение о порядке определения стоимости ежемесячного льготного проездного билета, порядке его приобретения и возмещении убытков организаций, реализующих ежемесячные льготные проездные билеты (далее - Положение), которое вступило в силу с 26.08.2011.
Предприятие является перевозчиком, который оказывает услуги по перевозке пассажиров общественным транспортом на территории муниципальных образований "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и "Городской поселение "Рабочий поселок Искателей".
Между Управлением здравоохранения и социальной защиты и Предприятием заключен договор на оказание услуг по перевозке общественным пассажирским транспортом учащихся путем реализации льготных проездных билетов. Данным договором согласовано количество и стоимость реализуемых льготных проездных билетов.
Цена, по которой реализовывались проездные билеты, согласована с Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа и Собранием депутатов НАО.
Предприятие в 2011 году оказывало льготные услуги перевозок категории граждан, определенной Законом НАО от 27.02.2009 N 13-03.
В соответствии со статьей 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку груза, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. В данном случае компенсация затрат, понесенных Предприятием в связи с оказанием вышеуказанных услуг льготным категориям граждан, относится к расходным обязательствам Ненецкого автономного округа.
Величина убытков Предприятия рассчитана как произведение количества не оплаченных Управлением здравоохранения и социальной защиты ежемесячных льготных билетов для учащихся за период с 10.01.2011 по 29.02.2012 и разницы стоимости проездного билета, установленной Предприятием для взрослого населения, и стоимости льготного проездного билета для учащихся за каждый период, что соответствует принципу расчета суммы убытков перевозчика, установленному в приложении 3 к Положению, и не оспаривается ответчиком.
Судом установлено, что согласно утвержденным для Предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных проездных билетов не приводит к полному возмещению понесённых расходов.
Размер понесённых истцом расходов определяется следующими показателями: количеством реализованных проездных билетов, тарифом на одну поездку, суммой финансирования. Все используемые в расчёте показатели подтверждены соответствующими документами и Управлением здравоохранения и социальной защиты не оспорены.
Ссылка Управления здравоохранения и социальной защиты на то, что до 01 марта 2011 года Предприятие производило продажу проездных билетов учащимся по цене 700 руб., не принимается судом, поскольку размер льготы в этом случае не превысил установленный Положением.
В силу изложенного доводы подателя апелляционной жалобы о том, что нормативный правовой акт Администрации НАО, устанавливающий механизм реализации закона округа утвержден, 25 августа 2011 года N 171-п, следовательно, возмещение убытков истцу без соответствующего нормативного правового акта фактически невозможно, являются несостоятельными.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 апреля 2012 года по делу N А05-2336/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Носач |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2336/2012
Истец: МУП "Нарьян-Марское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", Администрация Ненецкого автономного округа, Министерство промышленности, транспорта и связи Архангельской области, Управление здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа