г. Киров |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А82-15553/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Востриковой Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Умаровой Ирины Адольфовны
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.04.2012 по делу N А82-15553/2011, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.
по заявлению индивидуального предпринимателя Умаровой Ирины Адольфовны (ОГРНИП 308760228900013, г. Ярославль)
к территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля (Ярославская область, г.Ярославль, ул. Советская, д.80), управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Нахимсона, д.8), мэрии города Ярославля (Ярославская область, г. Ярославль, ул. Андропова, д.6), департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (Ярославская область, г. Ярославль, Революционный проезд, д.6),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
индивидуальный предприниматель Умарова Ирина Адольфовна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Умарова И.А.) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к территориальной администрации Ленинского района мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Территориальная администрация), управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Управление), мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Мэрия), департаменту архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - ответчик, Департамент) о признании недействительным предписания территориальной администрации о демонтаже торгового павильона, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Угличская, возле дома N 26; возложении на Департамент обязанности выдать заключение о соответствии технических условий требованиям с приложением топографических планов; возложении на Управление обязанности согласовать границы данного земельного участка, где расположен остановочный комплекс с целью постановки его на кадастровый учет согласно имеющемуся межевому плану.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.04.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Умарова И.А. с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Департамент, Территориальная администрация в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, ходатайствуют о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Мэрия, Управление отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Предприниматель, Мэрия, Управление о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.07.2009 индивидуальным предпринимателем Аллахвердиевым К.Р. (продавец) и Умаровой И.А. подписан акт приема-передачи к договору купли продажи от 07.07.2009 (л.д. 16). Из указанного акта следует, что продавец передает, а покупатель принимает имущество - остановочный комплекс, расположенный по адресу: г.Ярославль, ул. Угличская, около дома N 26.
08.08.2011 Территориальной администрацией выявлен факт размещения ИП Умаровой И.А. временного сооружения по адресу: г. Ярославль, ул. Угличская, около дома N 26 в нарушение установленного порядка.
08.08.2011 Территориальной администрацией Предпринимателю выдано предписание об устранении нарушений Правил благоустройства на территории города Ярославля. Из указанного предписания следует, что заявителю предписано демонтировать временное сооружение, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Угличская, около дома N 26 до 11.09.2011.
Не согласившись с данным предписанием, заявитель обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое предписание не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, требования к Управлению, Мэрии, Департаменту сформулированы не в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из пункта 2.1.1 Правил благоустройства территории города Ярославля следует, что на территории города не допускается, в том числе размещать временные сооружения торговли и сферы услуг (павильоны, киоски, ларьки и иные аналогичные объекты) в нарушение установленного порядка.
Постановлением мэра г. Ярославля от 15.05.2007 N 1519 утверждено Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля. Из пунктов 1.1, 1.2, 2.1 названного Положения следует, что оно разработано в целях реализации полномочий органов городского самоуправления по организации благоустройства территории города и регулирует отношения, возникающие при размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территориях, свободных от застройки либо подлежащих в будущем застройке объектами капитального строительства или элементами улично-дорожной сети (пункт 1.1). К временным постройкам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся не относящиеся к объектам недвижимости постройки (сооружения), в том числе с киоском (остановочный комплекс) (пункт 1.2). Предоставление земельного участка для строительства временной постройки осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра от 23.04.2007 N 1227 "О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля" (пункт 2.1).
В соответствии пунктами 2.1, 2.7 раздела 2 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 N 1227, в редакции, действовавшей на момент подписания акта приема-передачи к договору купли продажи от 07.07.2009, предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2.1). Предоставление земельных участков для строительства временных построек и сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, за исключением металлических гаражей, площадок для обучения вождению автотранспортных средств, временных автостоянок и парковок, осуществляется в соответствии с настоящим разделом на основе схемы размещения временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденной муниципальным правовым актом заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства (пункт 2.7).
Согласно пункту 7.1 Правил благоустройства территории города Ярославля организация деятельности по выявлению и освобождению территории города от самовольно размещенных объектов осуществляется мэрией города Ярославля (пункт 7.1). Освобождение территории города от самовольных построек, являющихся объектами недвижимости или временными постройками, не являющимися объектами капитального строительства, созданными на земельном участке, не отведенном для этих целей, производится в судебном порядке (пункт 7.2.1).
В соответствии с пунктами 2, 5, 6 Порядка осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 30.12.2009 N 4628 (далее - Порядок осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства) в редакции, действовавшей на момент выдачи предписания, полномочия мэрии города Ярославля по осуществлению контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Ярославля выполняют в том числе территориальные администрации мэрии города Ярославля (пункт 2). В случае установления в ходе проведения мониторинга территории города нарушения Правил благоустройства территории города Ярославля незамедлительно составляется акт выявления нарушения Правил благоустройства территории города Ярославля. В целях подтверждения нарушения Правил благоустройства территории города Ярославля к акту выявления нарушения Правил благоустройства территории города Ярославля прилагается: фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка; иная информация, подтверждающая наличие нарушения (пункт 5). Работник, составивший акт выявления нарушения Правил благоустройства территории города Ярославля, принимает меры к установлению лица, нарушившего Правила благоустройства территории города Ярославля, и выдает ему предписание об устранении нарушений Правил благоустройства территории города Ярославля, в котором устанавливается срок исполнения предписания (пункт 6).
Материалами дела подтверждено, что ИП Умаровой И.А. согласно акту приема-передачи от 07.07.2009 к договору купли продажи от 07.07.2009 передан остановочный комплекс, расположенный по адресу: г.Ярославль, ул. Угличская, около дома N 26. При этом в материалах дела не имеется доказательств того, что земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, принадлежит Предпринимателю на каком-либо праве.
При таких обстоятельствах Территориальная администрация имела основания для выдачи предписания о демонтаже временного сооружения.
Доказательства того, что обжалуемое предписание нарушает права и законные интересы заявителя в материалах дела отсутствуют.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, в том числе признанием недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации не ограничивает субъекта в выборе способа защиты нарушенного права. Вместе с тем избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и обеспечивать восстановление нарушенного права.
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, должностных лиц, осуществляется в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требования заявителя о возложении на Департамент обязанности выдать заключение о соответствии технических условий требованиям с приложением топографических планов, возложении на Управление обязанности согласовать границы земельного участка, на котором расположен остановочный комплекс, с целью постановки его на кадастровый учет, не могут быть рассмотрены в соответствии главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в рассматриваемой ситуации Предпринимателем не заявлялись требования об обжаловании решения уполномоченного органа, принятого по заявлению о предоставлении земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законодательство не наделяет Территориальную администрацию правом выносить предписания о демонтаже самовольно возведенных объектов, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку пункт 6 Порядка осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства не ограничивает перечень нарушений Правил благоустройства территории города Ярославля, для устранения которых выдается соответствующее предписание.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства, правовых оснований для его отмены не усматривается.
Решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Государственная пошлина в сумме 100 рублей, уплаченная заявителем на неправильные реквизиты по чеку-ордеру от 28.05.2012 N 1881269420, подлежит возвращению Предпринимателю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.04.2012 по делу N А82-15553/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Умаровой Ирины Адольфовны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Умаровой Ирине Адольфовне из федерального бюджета 100 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 28.05.2012 N 1881269420.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-15553/2011
Истец: ИП Умарова Ирина Адольфовна
Ответчик: Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, Мэрия города Ярославля, Территориальная Администрация Ленинского района мэрии города Ярославля, Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля