г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А56-3189/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:председательствующего Поповой Н.М.
судей Горшелева В.В., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: Фоменко О.И.
при участии:
от истца: Майорова А.Г. по доверенности от 11.05.2012,
Силантьевой В.А. по доверенности от 01.02.2012
от ответчика: Петровой Н.В. по доверенности от 22.10.2011 N 4092
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12839/2012) Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1037819001384, место нахождения: 198329, Санкт-Петербург, Ветеранов Проспект, 131)
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2012 по делу N А56-3189/2012 (судья Стрельчук У.В.), принятое
по иску ООО "Городской центр коммунального сервиса"
к СПб ГКУ "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса" (далее - истец, ООО "ГЦКС", ОГРН 1037851027004, место нахождения: 197183, Санкт-Петербург, Дибуновская ул, 50, офис 204) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением (уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, СПб ГКУ "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга", ОГРН 1037819001384, место нахождения: 198329, Санкт-Петербург, Ветеранов Проспект, 131) 468 538,30 рублей задолженности по договорам от 17.05.2010 N N 361, 362, 363, 364, 346,365, 366, 370, 367, 368, 369, 371, 347, 372, 373, 348, 374, 375, 376, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 383, 349, 384, 350, 385, 386, 387, 413, 414, 415, 417, 418, 353, 419, 420, 421, 422, 423, 424, 425, 426, 427, 386, 428, 430, 429, 431, 432, 433, 434, 354, 435, 328, 356, 436, 437, 438, 439, 440, 441, 442, 443, 444, 445, 345, 388, 351, 389, 390, 391, 392, 393, 394, 395, 396, 352, 397, 398, 399, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 406 407, 408, 409, 410, 411, 412, 446, 447, 448, 357, 353, 352, 451, 452, 453, 454, 455, 456, 457, 458, 459, 355, 460, 461, 462, 463, 358, 464, 465, 466, 467, от 25.06.2009 NN 83, 83, 83, 83, 83, 83, 83 (далее - Договоры), расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению ответчика, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, нормы Правил предоставления коммунальных услуг; суд неполно выяснил обстоятельства дела, так как переплата по счетам не была учтена судом при вынесении решения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.
Апелляционным судом проверены законность и обоснованность решения в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.05.2010 СПб ГКУ "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга" (Собственник) и ООО "Городской центр коммунального сервиса" (Управляющая организация) заключили договор N 374, по которому Управляющая организация по заданию Собственника обязуется обеспечивать управление Многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ул. Гвардейская д. 6 к. 1 (далее - Многоквартирный дом), обеспечивать предоставление в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, являющиеся собственностью Санкт-Петербурга (далее - Помещения), коммунальных услуг согласно Договору, осуществлять иную направленную на достижение целей управления Многоквартирным домом деятельность, а Собственник обязуется обеспечивать перечисление Управляющей организации платы за выполненные работы и оказанные услуги.
В приложении N 3 к Договору стороны согласовали перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Истец, указав, что ответчик имеет задолженность за период с января по март 2010 на сумму 468 538 руб. 30 коп. за холодное и горячее водоснабжение, обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности.
По делу N А56-61595/2011 рассматривался иск Управляющей организации к Собственнику о взыскании задолженности за работы по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно статье 137 ЖК РФ в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах Управляющая компания в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей. Управляющая компания может потребовать в судебном порядке полного возмещения убытков, причиненных ему в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.
В соответствии с пунктом 1.1 Распоряжения N 310-р Санкт-Петербург с момента его признания в соответствии с действующим законодательством собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, несет расходы по оплате фактически потребляемых коммунальных услуг, по содержанию жилого помещения, по оплате содержания и сохранения общего имущества дома (кондоминиума) пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество дома (кондоминиума).
Согласно пункту 1.2 Положения об исполнении Санкт-Петербургом как собственником жилого помещения, расположенного в доме жилищного кооператива или жилищно-строительного кооператива либо кондоминиуме, обязательств по оплате коммунальных услуг, содержанию жилого помещения, а также содержанию и сохранению общего имущества (кондоминиума) и иных обязательств, утвержденного Распоряжением N 310-р (далее - Положение), расчеты Санкт-Петербурга по перечисленным платежам производятся через районные жилищные агентства по месту нахождения помещения.
В силу пункта 1.4 Положения перечисление денежных средств производится лицу, являющемуся заказчиком работ и услуг по содержанию и ремонту дома (кондоминиума) и коммунальных услуг.
Из приведенных норм следует, что Агентство как представитель Санкт-Петербурга, являющегося собственником жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязано нести расходы по содержанию общего имущества этого дома, а также оплате коммунальных услуг.
Из материалов дела видно, что взыскиваемая истцом задолженность образовалась в результате неоплаты ответчиком коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество горячей и холодной воды в соответствии с данными учета горячей и холодной воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 статьи 539 ГК РФ, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), абонент обеспечивает учет горячей воды.
Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами N Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306). При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему и холодному водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
Пункт 16 Правил N 307, предусматривающий исчисление платы за коммунальные услуги при неисправности (отсутствии) общедомовых приборов учета воды исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах граждан, не может быть применен, так как при отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на сетях товарищества на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией (предприятием) и абонентом (товариществом), объем отпущенной воды рассчитывается ресурсоснабжающей организацией (предприятием) по нормативам, которые установлены для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды.
Кроме того, согласно пункту 27 Правил N 306 в норматив горячего и холодного водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей и холодной воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Применение к отношениям между предприятием и товариществом пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на предприятие ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении товарищества. Кроме того, данный подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между предприятием и товариществом.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о взыскании с ответчика расходов по оплате коммунальных услуг за спорный период.
Расчет задолженности проверен судом и признан правильным.
Принцип расчета ответчика не соответствует действующему законодательству.
Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и правомерно удовлетворил требования истца.
Оснований для оставления иска без рассмотрения не имеется, поскольку судебным актом по делу N А56-61595/2011 взыскана задолженность за услуги по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, а по рассматриваемому иску взыскивается долг за коммунальные услуги.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2012 по делу N А56-3189/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3189/2012
Истец: ООО Общество с огранчиенной ответственностью "Городской центр коммунального сервиса"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга"
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7459/12
17.09.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16577/13
27.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-3189/12
15.04.2013 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7252/13
06.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7459/12
04.09.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12839/12
24.05.2012 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-3189/12