г. Саратов |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А12-10937/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Волжский азотно-кислородный завод" (Волгоградская область, г. Волжский ОГРН 1023402006022 ИНН 3435000266)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2012 г. по делу N А12-10937/2012 (судья Маслова И.И.)
по заявлению открытого акционерного общества "Волжский азотно-кислородный завод" (Волгоградская область, г. Волжский ОГРН 1023402006022 ИНН 3435000266)
к Управлению по региональным тарифам администрации Волгоградской области (г.Волгоград ОГРН 1063444056048 ИНН 3444134770)
об оспаривании постановлений о назначении административного наказания
заинтересованное лицо:
открытое акционерное общество "Волжский подшипниковый завод" (Волгоградская область, г. Волжский ОГРН 1023402005582 ИНН 3435052024),
при участии в судебном заседании:
от Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области - Латушкина В.Ю. доверенность N 23 от 05.07.2012 г.,
от открытого акционерного общества "Волжский подшипниковый завод" - Малышкина Е.П. доверенность N 24-3/1 от 01.01.2012 г.,
от открытого акционерного общества "Волжский азотно-кислородный завод" - Кузнецов О.В. доверенность N 77 от 27.08.2012 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волжский азотно-кислородный завод" (далее - ОАО "ВАКЗ", общество) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановлений Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее - административный орган) от 26.04.2012 г. N 03-05/12-049, N 03-05/12-050 о назначении обществу административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2012 г. обществу отказано в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании обращений открытого акционерного общества "Волжский подшипниковый завод" (далее - ОАО "ВПЗ") от 21.02.2012 г. N 01/27, от 16.03.2012 г. N 24-9/278 по вопросу обоснованности установленных ОАО "ВАКЗ" цен на оказание услуг по водоснабжению технической водой и приему химзагрязненных стоков для ОАО "ВПЗ" на 2012 год административным органом проведена документарная проверка деятельности ОАО "ВАКЗ" по вопросу правильности соблюдения обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования при начислении и предъявлении платы за оказание услуг по водоснабжению технической водой и приему химзагрязненных стоков для ОАО "ВПЗ".
По фактам выявленных нарушений в отношении ОАО "ВАКЗ" административным органом составлены протоколы от 16.04.2012 г. N 03-05/12-049 и N 03-05/12-050 об административных правонарушениях, которыми действия общества квалифицированы по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
26.04.2012 заместителем начальника административного органа вынесены представления N 03-05/12-049 и N 03-05/12-050 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений и постановления N 03-05/12-049 и N 03-05/12-050, которыми ОАО "ВАКЗ" признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч.2 ст.14.6 КоАП РФ и ему назначены наказания в виде административных штрафов в размере по 100 000 руб.
Общество не согласилось с постановлениями административного органа и обратилось в суд с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что постановления приняты административным органом в пределах предоставленных полномочий и соответствуют требованиям закона.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, является посягательство на установленный государством порядок ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.
Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии с ч.2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат регулированию в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ч.1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520, к регулируемым тарифам и на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:
1) тарифы на холодную воду;
2) тарифы на горячую воду;
3) тарифы на водоотведение;
4) тарифы на очистку сточных вод;
5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Согласно постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" в систему регулируемых тарифов входят тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на холодную воду.
Согласно подп.1 ч. 47 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. N 47 (далее - Методические указания), в системах холодного водоснабжения устанавливаются тарифы на техническую воду, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, осуществляющей водоснабжение потребителей, исходя из величины финансовых потребностей, связанных с подъемом и механической очисткой воды, транспортировкой неочищенной воды, а также с учетом расходов на покупку технической (неочищенной) воды и оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортировкой технической воды.
В соответствии с подп.1 ч. 52 Методических указаний в системах водоотведения устанавливаются следующие тарифы: тарифы на водоотведение, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по водоотведению, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортированием стоков, очисткой стоков и утилизацией сточной жидкости, очисткой и утилизацией осадка сточных вод; тарифы на очистку сточных вод, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по очистке сточных вод, исходя из величины финансовых потребностей по очистке сточных вод и утилизации осадка, транспортировке очищенных стоков, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных указанными стадиями технологического процесса, рассчитываются на объем услуг, соответствующий поступлению стоков от потребителей, самостоятельно осуществляющих их водоотведение; тарифы на водоотведение для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса: оказывающих организациям коммунального комплекса услуги по транспортированию стоков, по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, по обработке осадка, по утилизации осадка сточных вод.
Согласно договору на водоснабжение от 01.11.2010 г. N 17/17-В и дополнительному соглашению от 01.11.2011 г. N 1 ОАО "ВАКЗ" подает ОАО "Волжский подшипниковый завод" воду техническую осветленную в 2011 году по тарифу 5796,00 руб./тыс.м3 (без НДС) или 6839,28 руб./тыс.м3 (с НДС), в 2012 году по тарифу 6833,00 руб./тыс.м3 (без НДС) или 8062,94 руб./тыс.м3 (с НДС).
Применение в 2012 году ОАО "ВАКЗ" тарифа на холодную воду (техническая вода) в размере 6833,00 руб./тыс.м3 (без НДС) или 8062,94 руб./тыс.м3 (с НДС) подтверждено счетами- фактурами от 31.01.2012 г. N 257, от 29.02.2012 г. N 639.
Согласно договору на прием, очистку и утилизацию стоков от 01.11.2010 г. N 17/17-С, дополнительному соглашению от 01.11.2011 г. N 1 ОАО "ВАКЗ" оказывает услуги по приему, очистке и утилизации поступивших от ОАО "Волжский подшипниковый завод" стоков химзагрязненных в 2011 году по тарифу 27717,00 руб./тыс.м3 (без НДС) или 32706,06 руб./тыс.м3 (с НДС), в 2012 году по тарифу 34646,00 руб./тыс.м3 (без НДС) или 40882,28 руб./тыс.м3 (с НДС).
Применение в 2012 году ОАО "ВАКЗ" тарифа на стоки в размере 34646,00 руб./тыс.м3 (без НДС) или 40882,28 руб./тыс.м3 (с НДС) подтверждается счетами-фактурами от 31.01.2012 г. N 178, от 29.02.2012 г. N560.
ОАО "ВАКЗ" в административный орган за установлением тарифов на холодную воду (техническая вода) и на водоотведение и очистку сточных вод не обращалось.
Таким образом тарифы на холодную воду (техническую воду), на водоотведение и очистку сточных вод для ОАО "ВАКЗ" не устанавливались.
Судом первой инстанции правомерно не были приняты доводы общества, что общество не является организацией коммунального комплекса и не использует эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Указанный закон не содержит исключений для организаций, у которых оказание услуг по водоснабжению является не основным видом деятельности.
Таким образом общество, являясь организацией коммунального комплекса, осуществляет эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод потребителей.
Согласно ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ВАКЗ", принимая на себя обязанности по подаче ОАО "ВПЗ" воды технической осветленной и оказанию услуг по приему, очистке и утилизации поступивших от ОАО "ВПЗ" стоков химзагрязненных, знало о необходимости соблюдения Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Методических указаний, постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. N520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что своими действиями общество нарушает ценовую дисциплину в части формирования платы за оказание услуг по водоснабжению технической водой и приему химзагрязненных стоков ОАО "ВПЗ".
Обществом не представлены доказательства, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных правовых актов и невозможности соблюдения требований действующего законодательства в области регулирования тарифов.
Административным органом доказано нарушение обществом установленного законодательством порядка ценообразования за оказание услуг по водоснабжению технической водой и приему химзагрязненных стоков.
В действиях общества имеется состав вменяемых административных правонарушений, наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Полномочия должностных лиц административного органа на проведение проверки, составление протокола об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 14.6 КоАП РФ подтверждены материалами дела и не оспариваются обществом.
Процессуальных нарушений административным органом при рассмотрении административного материала не установлено.
Судом первой инстанции не были правомерно приняты доводы общества, что административным органом не рассмотрено ходатайство N 86/1604 от 19.04.2012 г. об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях в связи с тем, что доказательства направления ходатайства обществом не представлены.
С учетом вышеизложенного факт совершения обществом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Выданные административным органом представления от 26.04.2012 г. N 03-05/12-049 и N 03-05/12-050 общество исполнило, о чем сообщило письмом в административный орган от 01.06.2012 г. N 2283/03 о мерах по предписанию и направило материалы для установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2012 год письмом от 01.06.2012 г. N 2276/03.
Таким образом постановления от 26.04.2012 г. N 03-05/12-049 и N 03-05/12-050 приняты в пределах предоставленных полномочий и соответствуют требованиям закона, при вынесении постановлений административным органом учтен характер совершенных обществом административных правонарушений, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Таким образом суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 18 июня 2012 года по делу N А12-10937/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10937/2012
Истец: ОАО "Волжский азотно-кислородный завод"
Ответчик: Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области
Третье лицо: ОАО "Волжский подшипниковый завод"