г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2012 г. |
Дело N А56-19727/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Чуйкин А.Г. - по доверенности от 17.11.2011 N 18-2011
от заинтересованного лица: Котова Ю.А. - по доверенности от 14.05.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12894/2012) Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2012 по делу N А56-19727/2012 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт жиров", место нахождения: 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 10, ОГРН 1037843005320
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае
о признании незаконным и отмене постановление
установил:
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт жиров Российской академии сельскохозяйственных наук, 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 10, ОГРН 1037843005320, (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае (далее - Управление, административный орган) от 28.02.2012 N 18-01-15/899 о привлечении Учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 18.06.2012 заявление Учреждения удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку в рассматриваемом случае невручение извещения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении вызвано действиями самого Учреждения (неявка за извещением на почту).
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель Учреждения позицию Управления не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, при осуществлении ревизии финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за 2010-2011 года контролером-ревизором Управления выявлено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определ?нным утвержденной сметой доходов и расходов путем осуществления расходования средств федерального бюджета по статье классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 211 "Заработная плата" на выплату заработной платы в размере 7 230 рублей персоналу филиала за работу, выполненную по иной приносящей доход деятельности - разработку производственного технического регламента на процессы приемки, обработки и хранения семян подсолнечника, рапса и зерновых культур в условиях элеваторного комплекса для хранения зерновых и масляничных культур.
Учитывая, что доплата заработной платы связана с осуществлением Учреждением иной приносящей доход деятельностью, 14.02.2012 Управлением в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 04-05/12-37 по части 1 статьи 15.14 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 28.02.2012 N 18-01-15/899 по делу об административном правонарушении N 04-05/12-37 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Учреждение обжаловало указанное постановление в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии в действиях Учреждения события административного правонарушения, а также о наличии существенных процессуальных нарушений, допущенных Управлением, при привлечении заявителя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств, в том числе отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Статьей 289 БК РФ предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, спорные денежные средства выплачены сотрудникам Учреждения как заработная плата.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
При этом, как отмечено судом первой инстанции, сведений о том, что произведенная за счет средств федерального бюджета доплата по своему характеру не представляет собой заработную плату, материалы дела об административном правонарушении не содержат. В частности, не указано, что на доплату не производились предусмотренные законом начисления на выплаты по оплате труда.
Доказательств произведения указанной доплаты в связи с выполнением сотрудниками Учреждения работы не по трудовому договору, равно как и работникам, не состоящим в штате филиала заявителя, или выплат, превышающих утвержденные сметы расходов по заработной плате, Управлением в материалы дела также не представлено.
Из промежуточного акта ревизии деятельности филиала от 30.01.2012, следует, что оплата труда сотрудников производится из двух источников: за счет средств федерального бюджета и за счет средств от приносящей доход деятельности, следовательно, в период проверки административный орган расценивал выплачиваемые сотрудникам заявителя денежные средства, в частности из средств от приносящей доход деятельности, как оплату труда.
Как правомерно указано судом первой инстанции, выплата заработной платы из средств федерального бюджета, а не из средств от приносящей доход деятельности как указано в приказе директора филиала Учреждения от 24.10.2011 N 13 не может расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку для установления нецелевого характера расходования бюджетных средств необходимо установить, что бюджетные денежные средства, направленные на выплату заработной платы, расходованы на другие цели.
В рассматриваемом случае, бюджетные средства, выделенные на заработную плату, выплачены сотрудникам Учреждения в качестве оплаты труда по их трудовым договорам, доказательств иного вопреки положениям части 4 статьи 210 АПК РФ административным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности в действиях Учреждения события вмененного ему в вину административного правонарушения, следует признать правомерным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, апелляционная коллегия соглашается также и с выводом суда о наличии существенных процессуальных нарушений, допущенных Управлением, при привлечении заявителя к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления.
Статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ предоставлен ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе отражаются объяснения указанных лиц по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности.
Статьями 25.1 и 28.2 КоАП РФ предусматривается, что протокол о совершении административного правонарушения должен составляться в присутствии законного представителя юридического лица. В отсутствие законного представителя юридического лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать права, предусмотренные КоАП РФ, в том числе известить его о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Материалами дела установлено и Управлением не оспаривается, что протокол об административном правонарушении от 14.02.2012 N 04-05-/12-37 составлен в отсутствие представителя Учреждения.
Согласно представленной заявителем в материалы дела распечатке с сайта "Почты России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", уведомление Управления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N 35000042011366 вручено Учреждению 21.02.2012, в то время как протокол об административном правонарушении N 04-05-/12-37 составлен 14.02.2012.
При изложенных обстоятельствах, доводы административного органа о том, что в рассматриваемом случае невручение извещения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении вызвано действиями самого Учреждения (неявка за извещением на почту) отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные и противоречащие материалам дела.
Каких-либо иных доказательств своевременного извещения Учреждения о времени и месте составления протокола Управлением суду не представлено.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о составлении протокола об административном правонарушении без участия законного представителя Учреждения и в отсутствие сведений о его надлежащем извещении судебная коллегия находит правомерным.
В пункте 24 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Вместе с тем, Управление, располагая, в том числе, сведениями о телефонных номерах Учреждения (промежуточный акт ревизии от 30.01.2012), не приняло необходимых и достаточных мер (направление телефонограммы, факса или телеграммы) для извещения заявителя о составлении протокола об административном правонарушении и осуществило указанное процессуальное действие в отсутствие сведений о его надлежащем извещении.
В силу пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Несоблюдение Управлением положений статей 25.1, 28.2 КоАП РФ носит существенный характер, поскольку лишило Учреждение возможности воспользоваться предоставленными ему правами, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 июня 2012 года по делу N А56-19727/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19727/2012
Истец: ГНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт жиров" РАСХН, Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт жиров Российской академии сельскохозяйственных наук
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае