В связи с принятием Федерального закона от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ" (далее - Закон N 54-ФЗ) с 1 сентября 2007 года увеличен МРОТ. Может ли тарифная ставка или оклад быть меньше установленного Правительством РФ размера?
Законом N 54-ФЗ с 1 сентября 2007 года с 1 100 до 2 300 руб. увеличен минимальный размер оплаты труда.
Обратите внимание: МРОТ применяется только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Его применение для других целей не допускается (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
В связи с изменением минимального размера оплаты труда правительством были также внесены коррективы в Трудовой кодекс РФ. Согласно ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда. Теперь законодателем данная формулировка отменена, то есть с 1 сентября 2007 года заработная плата неквалифицированных работников не может быть ниже 2 300 руб. с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, но их базовый оклад либо тарифная ставка может быть меньше установленного Правительством РФ МРОТ.
Порядок установления МРОТ в субъекте РФ регулируется новой ст. 133.1 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что он устанавливается региональным соглашением с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на соответствующей территории РФ. Он не может быть ниже МРОТ, установленного Законом N 54-ФЗ, - 2 300 руб.
Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается:
- организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- прочими работодателями - за счет собственных средств.
Разработку проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и его заключение осуществляет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ.
Месячная заработная плата работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем работника не может быть ниже МРОТ в этом субъекте при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Порядок и сроки повышения МРОТ до 2300 руб. устанавливаются федеральным законом, принимаемым Правительством РФ (ст. 421 ТК РФ). При этом законодатель уточняет, что гарантирующий ее выплату в указанном размере механизм будет закреплен другими нормативными актами. В частности, большие надежды возлагаются на вводимые Постановлением N 605*(1) новые отраслевые системы труда. Данным нормативным актом закреплен срок введения новых систем оплаты труда - до 31 декабря 2008 года. Предлагается принципиально изменить подход к установлению величины заработка.
Отраслевые системы оплаты труда призваны:
- обеспечить всесторонний учет особенностей труда работников бюджетных отраслей;
- упорядочить выплаты сверх базового оклада - компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки;
- ввести более гибкий подход к оплате труда, обеспечить систематическое ее повышение разным группам работников внутри отрасли.
Постановление N 605 предоставляет больше самостоятельности руководителям бюджетных организаций. Поскольку не будет жесткой тарифной сетки, руководитель сможет перераспределять средства, чтобы стимулировать наиболее ценных работников. Зарплата будет зависеть от таких факторов, как объем работы, диапазон профессиональных обязанностей и должностных требований внутри одной квалификационной группы, уровень образования и квалификации конкретного работника. Для каждой квалификационной группы планируется установить утверждаемый правительством базовый оклад. Выплаты сверх него будут регулировать повышающие коэффициенты - компенсационные и стимулирующие.
В постановлении обращено внимание на то, что снижение уровня зарплаты не предполагается, то есть она не будет меньше той, которая выплачивалась работникам до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения ими работ той же квалификации.
Объем средств на оплату труда работников и персонала, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета в федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, может быть снижен только при условии уменьшения объема предоставляемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг.
С. Валова,
зам. главного редактора журнала "Автономные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 ноября 2007 г.
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 22.09.2007 N 605 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"