г. Самара |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А55-13254/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Морозовой Е.О.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" - Быкова С.В., по доверенности от 24.08.2012 года N 1, Левина Е.А., по доверенности от 27.02.2012 года,
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Ерин А.Г., по доверенности от 28.04.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 августа 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2012 года по делу N А55-13254/2012, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", (ОГРН 1026300520355),
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
о признании недействительным и отмене Предписания N 6 СМ-51 АВ/11 от 14.12.2011 года в части пункта 1,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с учетом уточнения предмета требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным и отмене пункта 1 Предписания N 6 СМ-51 АВ/11 от 14.12.2011 года, выданного государственным транспортным инспектором (государственным инспектором отдела НОТБ УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) Ериным А.Г.
Решением суда первой инстанции от 21 июня 2012 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на то, что частью 1 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" определено, что субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с пунктом 5.8 раздела 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры заявителя проводится на основании Договора от 03.10.2011 г. специализированной организацией.
Считает, что заявителем предприняты все меры, направленные на обеспечение проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Поскольку осуществление обозначенных мероприятий не является обязанностью заявителя, а выполняется специализированной организацией, следовательно, обязанности по обеспечению транспортной безопасности заявителем выполнены.
Разработка плана обеспечения транспортной безопасности напрямую зависит от утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Следовательно, у суда отсутствовали основания возлагать на заявителя ответственность за отсутствие плана обеспечения транспортной безопасности, учитывая то обстоятельство, что заявителем меры, направленные на получение результатов оценки уязвимости, предприняты.
Утверждение результатов оценки является юридическим фактом, при отсутствии которого субъект транспортной инфраструктуры считается не имеющим обязанности разрабатывать и утверждать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 22.08.2012 г. N 6-2000. Считает, что пункты 1 и 2 предписания от 14.12.2011 г. N 6СМ-51 АВ/11 не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку их содержание соответствует положениям нормативных документов, подлежащих обязательному исполнению заявителем как субъектом транспортной инфраструктуры, являющимся собственником объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы и автостанции) и транспортных средств.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. N 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу, действующее на основании Положения об УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора.
На основании Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 г. N 409), государственные транспортные инспектора осуществляют контроль (надзор), в частности, за обеспечением транспортной безопасности и наделены полномочиями проводить проверки субъектов транспортного комплекса, запрашивать у них необходимую документацию и информацию, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Как установлено материалами дела 14 декабря 2011 года должностными лицами федеральной службы по надзору в сфере транспорта была проведена плановая выездная проверка в отношении открытого акционерного общества "Автовокзалы и автостанции", результаты которой зафиксированы в Акте проверки N СМ-28 АВ/11 (л.д. 5-9).
Ответчиком заявителю по результатам проверки должностными лицами выдано инспекторское Предписание N 6 СМ-51 АВ/11, в котором сделаны выводы о нарушении требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности (л.д. 10-11).
Согласно пункту 1 Предписания отражено отсутствие Плана обеспечения транспортной безопасности Автостанции с. Сергиевск, чем нарушены положения статьи 9 ФЗ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", пункты 2 и 5 Порядка разработки Планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта", утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 года N 42.
Заявитель, не согласившись с пунктом 1 Предписания N 6 СМ-51 АВ/11, обратился в арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
21 июня 2012 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Автостанция с. Сергиевск ОАО "Автовокзалы и Автостанции" в соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" является объектом транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ).
На основании пункта 9 статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является субъектом транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона возложена на ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.
Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры на основании результатов проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств разрабатывают планы обеспечения транспортной инфраструктуры объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Во исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 г. N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно пункту 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства для подписания от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористических операций.
В силу пункта 5.8 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 16-ФЗ порядок проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен тарифов на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением, результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Субъект транспортной инфраструктуры в соответствии с пунктом 5.7 раздела 2 Требований по ОТБ обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трёх месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Таким образом, данным пунктом Требований прямо указано на обязанность субъекта транспортной инфраструктуры.
Также в соответствии с пунктом 5.8 раздела 2 Требований по ОТБ субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трёх месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.
Приказом Министерства транспорта РФ от 12.04.2010 г. N 87 утверждён "Порядок проведения оценки уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств", в котором в соответствии с пунктом 5 срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца, а в соответствии с пунктом 8 - решение об утверждении результатов проведённой оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
В соответствии с Приказом Федерального дорожного агентства от 04.07.2011 г. N 180 "О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры" АС с. Сергиевск присвоена 4 (четвёртая) категория и внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта под N AT А 0001315.
Как следует из материалов дела заявителем уведомление Федерального дорожного агентства от 06.07.2011 г. N 10-29/9188 "О присвоении категории ОТИ" ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" было получено 18.07.2011 г.
Таким образом, заявитель обязан был к истечению 18.10.2012 г. обеспечить проведение оценки уязвимости АС с. Сергиевск, а также обеспечить утверждение её результатов.
При этом документов, подтверждающих проведение оценки уязвимости в отношении АС с. Сергиевск материалы дела не содержат.
Доказательств направления результатов оценки уязвимости АС с. Сергиевск в Федеральное дорожное агентство для последующего утверждения заявителем также не представлено.
В соответствии с запросом УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора в Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ от 17.02.2012 г. N 6-318 "О предоставлении информации об утверждении результатов оценки уязвимости ОТИ ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" и ответом на запрос от 16.03.2012 г. N 10-29/3566 следует, что по состоянию на 15.03.2012 г. результаты проведённых оценок уязвимости ОТИ ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" в Федеральное дорожное агентство Минтранса РФ не поступали (л.д. 41).
Ссылка заявителя на заключение ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" Договора с ФГУП "УВО Минтранса России" на оказание услуг по проведению оценки уязвимости ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства от 03.10.2011 года не может свидетельствовать об исполнении субъектом транспортной инфраструктуры обязанностей по обеспечению транспортной безопасности, в частности подготовки Плана обеспечения транспортной безопасности. Тем более, что указанный договор не содержит сроков исполнения указанной услуги по проведению оценки уязвимости (л.д. 13-16).
Таким образом, инспекторское предписание N 6 СМ-51 АВ/11 в оспариваемой части соответствует положениям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Аналогичные выводы содержатся в обжалуемом решении суда первой инстанции.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2012 года по делу N А55-13254/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13254/2012
Истец: ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области",в лице Генерального директора Хакимовой Фэнии Файзулловны
Ответчик: Государственный транспортный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,Ерин Андрей Георгиевич, Управление государственного авиционного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Управление государственного авиционного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Начальник АС с. Сергиевск Столярова Г. Н.
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9721/12
30.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10062/12
30.08.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11281/12
21.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-13254/12