Комментарий к Федеральному закону от 22.06.2007 N 116-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях в части изменения способа выражения
денежного взыскания, налагаемого
за административное правонарушение"
Существуют следующие виды ответственности за нарушение налогового законодательства:
1) уголовная;
2) административная;
3) налоговая;
4) дисциплинарная.
Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом административная ответственность имеет ряд особенностей:
1) в отличие от уголовной, административная ответственность установлена не только для физических лиц - нарушителей налогового законодательства, но и для организаций.
В некоторых случаях административное взыскание может накладываться и на организацию, и непосредственно на работника этой организации, допустившего нарушение закона;
2) субъективная сторона большинства административных правонарушений может быть выражена не только умышленной формой вины, но и неосторожностью. В административном праве в полной мере действует принцип - "незнание закона не освобождает от ответственности". Поэтому даже если должностное лицо организации, например ее руководитель, не знает сроков представления налоговой декларации, то штраф за нарушение срока представления декларации ему придется заплатить;
3) все административные правонарушения, так же как и уголовные преступления, перечислены в одном нормативно-правовом акте - КоАП РФ. Если же какое-либо деяние, которое, по мнению налоговых органов, является противозаконным, в КоАП РФ правонарушением не названо, то и административная ответственность за его совершение налагаться не может. Административные правонарушения в области налогов и сборов предусмотрены главой 15 КоАП РФ;
4) рассматривать дела об административных правонарушениях вправе не только суды, но в некоторых случаях и сами налоговые органы (так, в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела по ст. 14.5 , 15.1, 15.2 КоАП РФ).
До вступления в силу Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" (далее - Закон N 116-ФЗ), то есть до 8 июля 2007 года, административные штрафы, в том числе за нарушение налогового законодательства, определяемые в зависимости от минимального размера оплаты труда (МРОТ), рассчитывались исходя из базовой суммы 100 руб., установленной на основании ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", которая содержит условия о том, что приведенный в ней порядок расчета штрафов применяется до внесения соответствующих изменений в законодательство. Закон N 116-ФЗ как раз стал тем нормативным актом, который внес необходимые поправки в КоАП РФ, и теперь все суммы штрафов в КоАП РФ выражены в рублях.
Новации Закона N 116-ФЗ сводятся не только к формальному изменению способа выражения штрафов. Некоторые из поправок, внесенных в КоАП РФ, весьма существенны для налогоплательщиков. Так, если раньше минимальный размер штрафа составлял одну десятую (1/10) МРОТ, то есть 10 руб., то теперь он равен 100 руб. (часть 2 ст. 3.5 КоАП РФ в ред. Закона N 116-ФЗ).
Повысился и верхний предел штрафов. Вместо прежних максимальных штрафов в размере 2500 руб. - для граждан, 5000 руб. - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и 100 000 руб. - для юридических лиц в настоящее время эти суммы установлены в размере 5000 руб., 50 000 руб. и 100 0000 руб. соответственно (часть 1 ст. 3.5 КоАП РФ в ред. Закона N 116-ФЗ).
В заключение приводится таблица, в которой отражены согласно КоАП РФ квалифицирующие признаки нарушения налогового законодательства, основания привлечения к ответственности и сопоставлена величина налагаемых за совершенное правонарушение штрафов до и после вступления в силу Закона N 116-ФЗ.
Составы и санкции правонарушений в сфере налогообложения
согласно КоАП РФ
Нарушение налогового законодательства | Квали- фициру- ющий признак |
Основание | Наказание (штраф) согласно прежней редакции КоАП РФ |
Наказание (штраф) соглас- но КоАП РФ (в ред. Закона N 116-ФЗ |
Нарушение порядка ведения кассовых, банковских операций и бухгалтерского учета | ||||
Нарушение порядка работы с денежной наличнос- тью и порядка ведения кассовых операций |
Ст. 15.1 КоАП РФ |
От 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц); от 400 до 500 МРОТ на юридичес- ких лиц) |
От 4000 до 5000 5 000 руб. (на должностных лиц); от 40 000 до 50000 руб. (на юридических лиц) |
|
Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций |
Ст. 15.2 КоАП РФ |
От 20 до 30 МРОТ | От 2000 до 3000 руб. |
|
Грубое нарушение правил ведения бухгал- терского учета и представления бухгалтер- ской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов |
Ст. 15.11 КоАП РФ |
От 20 до 30 МРОТ | От 2000 до 3000 руб. |
|
Открытие банком или иной кредитной ор- ганизацией счета организации или индиви- дуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе |
Часть 1 ст. 15.7 КоАП РФ |
От 10 до 20 МРОТ | От 1000 до 2000 руб. |
|
Открытие банком или иной кредитной организа- цией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приос- тановлении операций по счетам этого лица |
Часть 2 ст. 15.7 КоАП РФ |
От 20 до 30 МРОТ | От 2000 до 3000 руб. |
|
Нарушение сроков | ||||
Нарушение установленного срока подачи за- явления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного вне- бюджетного фонда |
То же деяние, сопря- женное с веде- нием деяте- льности без по- станов- ки на учет |
Часть 1 ст. 15.3 КоАП РФ; Часть 2 ст. 15.3 КоАП РФ |
От 5 до 10 МРОТ От 20 до 30 МРОТ |
От 500 до 1000 руб. От 2000 до 3000 руб. |
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственно- го внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредит- ной организации |
Ст. 15.4 КоАП РФ |
От 10 до 20 МРОТ | От 1000 до 2000 руб. |
|
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления нало- говой декларации в налоговый орган по месту учета |
Ст. 15.5 КоАП РФ |
От 3 до 5 МРОТ | От 300 до 500 руб. |
|
Нарушение банком или иной кредитной органи- зацией установленного срока исполнения по- ручения налогоплательщика (плательщика сбо- ра) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкас- сового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа го- сударственного внебюджетного фонда о пе- речислении налога или сбора (взноса), соот- ветствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) |
Ст. 15.8 КоАП РФ |
От 40 до 50 МРОТ | От 4000 до 5000 руб. |
|
Непредоставление информации | ||||
Непредставление в установленный законодатель- ством о налогах и сборах срок или отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджет- ного фонда оформленных в установленном по- рядке документов и (или) иных сведений, необ- ходимых для осуществления налогового кон- троля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде |
Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ |
От 1 до 3 МРОТ (на граждан); от 3 до 5 МРОТ (на должностных лиц) |
От 100 до 300 руб. (на граж- дан); от 300 до 500 (на должностных лиц) |
|
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпри- нимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, ре- гистрацию лиц по месту жительства, ре- гистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные дей- ствия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осущест- вления налогового контроля, а равно пред- ставление таких сведений в неполном объе- ме или в искаженном виде |
Часть 2 ст. 15.6 КоАП РФ |
От 5 до 10 МРОТ | От 500 до 1000 руб. |
|
Неисполнение законных решений внебюджетных фондов | ||||
Неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государст- венного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат |
Ст. 15.10 КоАП РФ |
От 40 до 50 МРОТ (на должностных лиц); от 400 до 500 (на юридических лиц) |
От 4000 до 5000 руб. (на долж- ностных лиц); от 40 000 до 50 000 руб. (на юридических лиц) |
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 10, октябрь 2007 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1