Правовые вопросы ремонта экспортированной авиатехники
в условиях действующих таможенных режимов
Подход в действующем таможенном законодательстве к нормативному регулированию порядка заявления режима переработки на таможенной территории одинаков для всех предприятий, представляющих разные отрасли народного хозяйства. Представляется, что при общих принципах, содержащихся в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), должны учитываться особенности, свойственные некоторым товарам. В ТК РФ имеются ссылки на учет таких особенностей, но их реализация в практике таможенного контроля режима переработки на таможенной территории не нашла своего отражения в отличие от ввоза товаров, предполагающего другие режимы, когда принимаются во внимание категории товаров, лица, виды транспорта и другие обстоятельства.
Положения ТК РФ недостаточно учитывают особенности эксплуатации авиатехники, в процессе которой летательные аппараты, их узлы и агрегаты подвергаются постоянному воздействию ряда факторов, по-разному влияющих на их техническое состояние. Влияние эксплуатационных факторов на техническое состояние объектов проявляется в виде отклонений от номинала их параметров вследствие износа, старения и разрегулировки агрегатов.
Усложнение конструкций систем и изделий самолетов привело к увеличению разнообразия входящих в них узлов (блоков) по характеру используемых физико-химических процессов, характеру и степени нагрузок и, как следствие, к различным уровням их надежности. Поэтому оптимальных сроков выполнения технического обслуживания и ремонта для сложного объекта в целом практически не существует. Выполнение заранее назначенного объема профилактических работ в установленные сроки для большинства изделий не уменьшает вероятности возникновения отказов, а для некоторого оборудования, например радиоэлектронного, увеличивает поток послеремонтных отказов.
Процесс возникновения отказа представляет собой, как правило, некоторый временной процесс, внутренний механизм и скорость которого определяются структурой и свойствами материала, напряжениями, вызванными нагрузкой, температурой и другими факторами. Процессы, приводящие к отказам элементов и систем, очень сложны, и их природа до сих пор изучена недостаточно. Число параметров, которые необходимо учитывать при построении моделей износа и старения, весьма значительно. Эти показатели можно представить в виде сложной функции случайных переменных, состоящих из начальных значений характеристик и параметров элементов; скорости изменения параметров, критических значений этих характеристик и параметров; нагрузок, воздействий окружающей среды; режимов работы и времени, организации и качества технического обслуживания и ремонта, условий хранения и т.д.*(1).
Таким образом, при решении задач надежности и эксплуатации приходится учитывать, что отказы и неисправности изделий летательных аппаратов являются случайными событиями и нельзя точно определить, в какой момент они произойдут.
Случайный характер отказов должен учитываться при нормативном регулировании переработки, которая предусматривает проведение ремонтных операций.
Между тем положения ТК РФ, как представляется, не учитывают в полной мере такой характер отказов авиатехники. Соответствующие нормы, регулирующие вопросы переработки, более отвечают интересам предприятий перерабатывающей промышленности, которые в плановом порядке могут ввозить для переработки те или иные сырьевые товары, когда известна потребность в них, исходя из имеющихся производственных мощностей.
Летательный аппарат состоит из большого количества узлов, блоков, агрегатов, в изготовлении которых принимают участие десятки предприятий, выполняющие впоследствии ремонтные работы при их отказах. В то же время обязательства по ремонту всех составляющих летательный аппарат несет головное предприятие, осуществляющее сборку такого аппарата и его продажу, которое получает ремонтные изделия и передает их предприятиям-изготовителям.
В условиях постоянной работы такого предприятия по исполнению обязательств по ремонту, которая является одним из основных направлений его деятельности, приходится в каждом конкретном случае при необходимости ремонта любого изделия оформлять разрешение в таможенном органе на переработку на таможенной территории, что влечет большие потери времени, в то время как основная цель предприятия - сократить время простоя авиатехники. Срок переработки, исходя из срока проведения технологических операций, связанных с проведением ремонтных работ, в условиях "Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" составляет от 30 до 90 дней, в то же время с учетом времени, необходимого для таможенного оформления, в договоры с иностранным партнером закладывается срок до 6 месяцев. Это вызывается следующими обстоятельствами.
По существу 3 месяца в соответствии с действующими положениями ТК РФ требуется на совершение операций, требующих своего выполнения в соответствии с требованиями режима переработки на таможенной территории. Согласно статье 180 ТК РФ для получения разрешения таможенного органа на переработку подается заявление, в котором должны содержаться сведения: о заявителе; о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров; о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках; об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения; о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров; о норме выхода продуктов переработки; о способах идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки; о замене ввезенных товаров эквивалентными товарами; о сроке переработки товаров.
В дополнение к перечню сведений, установленных п. 1 ст. 180 ТК РФ, ГТК России приказом от 15.09.2003 N 1014 "О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории" требуется представление сведений следующего характера:
- ОГРМ, КПП, ИНН, местонахождение и почтовый адрес, название банков, расчетный и валютные счета, МФО, телефон, телекс, факс;
- сведения о лице (лицах), непосредственно осуществляющем (их) операции по переработке (полное наименование организации-переработчика, ОГРН, местонахождение и почтовый адрес, телефон, телекс, факс);
- наименование, код по ТН ВЭД России, количество, стоимость в долларах США, таможенный орган, в котором предполагается производить таможенное оформление товаров для переработки, реквизиты договора, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию России для переработки;
- указание производственных потерь (их наименование, код по ТН ВЭД России, и количество, если таковые будут при изготовлении продуктов переработки;
- о продуктах переработки (наименование, код по ТН ВЭД России, количество, стоимость в долларах США, код таможенного режима, в соответствии с которым предполагается производить таможенное оформление, таможенный орган, в котором предполагается осуществлять таможенное оформление);
- об отходах (наименование, код по ТН ВЭД России, количество, стоимость в долларах США, код таможенного режима, в соответствии с которым предполагается производить таможенное оформление);
- об остатках (наименование, код по ТН ВЭД России, количество, стоимость в долларах США, код таможенного режима, в соответствии с которым предполагается производить таможенное оформление);
- об эквивалентных товарах (наименование, код по ТН ВЭД России, количество стоимость).
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие вышеуказанные сведения, для чего необходимо заключение договора с предприятием, которое будет непосредственно осуществлять ремонтные работы. Указанное предприятие представляет технологическую схему ремонта, содержащую сведения о сроке ремонта, и другие необходимые сведения, что требует времени.
Соответствующее время требуется на получение разрешения (до 30 дней), декларирование ввезенных товаров и вывозимых продуктов переработки, отходов и остатков. В целом время, требуемое на совершение таможенных операций, на практике равно времени, затраченному на собственно ремонт, а может и превышать его. Такое положение вряд ли способствует повышению конкурентоспособности российской авиатехники.
Между тем техническое обслуживание авиатехники, находящейся за пределами России, предполагает гарантийный и послегарантийный ремонты, имеющие свои особенности, которые также необходимо учитывать в партнерских отношениях с иностранными покупателями и нормативном регулировании со стороны государства.
Международная практика принимает во внимание деятельность предприятий, осуществляющих операции по переработке на постоянной основе. Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур рекомендует выдавать генеральное разрешение на проведение таких операций лицам, которые осуществляют операции по переработке, носящие регулярный характер (Специальное приложение F, глава 1, рекомендуемое правило 11).
Введение в действующий ТК РФ нормы о выдаче заинтересованным лицам генерального разрешения на переработку, несомненно, способствовало бы сокращению времени на оформление разового разрешения в каждом конкретном случае. Представляется, что генеральное разрешение должно иметь свой срок действия в зависимости от степени загруженности предприятия заказами либо на период действия внешнеэкономического контракта. Причем второй вариант является более предпочтительным, так как организовать учет движения ввозимых и вывозимых товаров в рамках одного контракта проще. Выдача генерального разрешения возможна лицу, которое должно отвечать определенным требованиям, например, ведение внешнеэкономической деятельности не менее трех лет, отсутствие нарушений таможенных правил, связанных с уклонением от декларирования товаров или уплаты таможенных пошлин, налогов, установление формы отчетности перед таможенным органом о движении товаров.
Для приближения товаров к рынку сбыта используются консигнационные склады, находящиеся вне территории России, на которых создается определенный запас тех или иных запасных частей, являющихся наиболее востребованными для поддержания в эксплуатационном состоянии ранее вывезенной техники. Консигнация представляет собой вид договора торговой комиссии, по которому комитент (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товар для продажи со склада комиссионера (консигнационного склада).
Создание консигнационного склада на территории страны, имеющей наиболее высокий спрос на комплектующие для авиационной техники и расположенной в регионе нахождения иных заказчиков, является потребностью практики эксплуатации техники. Сокращение сроков поставки комплектующих и расширение рынка сбыта является одной из актуальных задач производителей авиационной техники и требует соответствующей нормативной базы. Действующее законодательство ограничивает возможности успешной конкуренции на внешнеторговом рынке. В частности, по ряду вопросов таможенное законодательство не только не способствует решению задач, стоящих перед авиастроителями, а, напротив, затрудняет внешнеторговую деятельность.
В соответствии с ТК РФ вывоз товаров за пределы России возможен при заявлении следующих режимов: "экспорт", "переработка вне таможенной территории", "реэкспорт", а также "временный вывоз". Так как имущество, предполагаемое к помещению на консигнационный склад, до его реализации принадлежит российской стороне, а ТК РФ не предусмотрена возможность временного вывоза имущества для проведения ремонта, единственно возможным в данном случае режимом для вывоза такого имущества является режим "временного вывоза".
Предлагаемый к выбору при помещении товаров на консигнационный склад режим экспорта не может быть востребован, поскольку владелец консигнационного склада, как показывает практика, не соглашается на заключение сделки купли-продажи в связи с существованием рисков реализации товаров покупателям. По этой причине не может быть заявлен таможенный режим экспорта. Кроме того, следует иметь в виду, что режим экспорта в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"*(2) предполагает репатриацию иностранной валюты в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами. При отсутствии спроса на вывезенные товары возникнут вопросы, связанные с исполнением требований валютного законодательства.
В соответствии с таможенным законодательством условием помещения товаров под таможенный режим "временного вывоза" является возможность их идентификации таможенным органом при их обратном ввозе (ст. 253 ТК РФ). Данное требование осложняет работу с товарами, не имеющими индивидуальных признаков и с так называемыми "расходными материалами", представляющими собой металлические изделия, в том числе детали общего назначения, такие как проволока, болты, гайки, шайбы, заклепки и т.п.*(3), которые могут изготавливаться с учетом особенностей, присущих авиастроению. В связи с тем, что спрос на такую продукцию на внешнем рынке существует, возникает необходимость вывоза такой категории товаров, поэтому представляется целесообразным разработка нормативных положений по организации осуществления таможенного контроля таких товаров.
Следует отметить, что вопросы, связанные с идентификацией тех или иных товаров, периодически возникают и они решаются в каждом конкретном случае. Например, ОАО "Пивоваренная компания "БАЛТИКА" обращалась в ФТС России по вопросу возможности помещения товаров (КЕГов - многооборотной тары для транспортировки продукции) под таможенный режим временного вывоза. ФТС России отметила, что в соответствии со ст. 253 ТК РФ временный вывоз допускается при условии, что временно вывозимые товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном ввозе (реимпорте), за исключением случаев, когда в соответствии с международными договорами Российской Федерации допускается замена временно вывезенных товаров товарами того же типа.
Согласно положениям ст. 390 ТК РФ для идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, могут быть использованы, в частности, буквенная и иная маркировка, масштабные изображения и чертежи.
Как отметила ФТС России, КЕГи, предполагаемые к помещению под таможенный режим временного вывоза, имеют специальную трудноудаляемую маркировку, представляющую собой товарный знак, а также гарантируется нанесение дополнительной специальной маркировки "БАЛТИКА ЭКСПОРТ". С учетом этих обстоятельств ФТС России посчитала возможным помещение КЕЕов под таможенный режим временного вывоза*(4).
Таким образом, таможенные органы должны учитывать складывающуюся практику по идентификации товаров.
Товар, помещенный на консигнационный склад и находящийся по российскому законодательству в режиме "временный вывоз", должен быть помещен в режим "экспорт" при его реализации со склада или возвращен на территорию РФ с заявлением завершающего режима "реимпорт". ТК РФ не устанавливает предельные сроки возврата товара, ранее вывезенного с территории России в режиме "временный вывоз" (ст. 254), в то же время его возврат на российскую территорию в режиме "реимпорт", предполагающим полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении таких товаров, возможен только в срок, не превышающий трех лет (подп. 2 п. 1 ст. 235).
По истечении указанного срока ранее вывезенные российские товары могут быть ввезены в Россию только с уплатой импортных пошлин и налогов. Таможенным законодательством установлен ограниченный перечень товаров, в отношении которых допускается ввоз в режиме "реимпорт" со сроком, превышающим 3 года. В то же время жизненный цикл самолетов, произведенных РСК "МиЕ", составляет 40 лет, в связи с чем временный вывоз различного рода приборов, оборудования на срок более чем 3 года является объективным обстоятельством. Представляется необходимым включение в указанный перечень товаров, вывозимых на консигнационные склады, либо снятие ограничения по срокам на такую категорию товаров.
Кроме того, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении дополнения в главу 21 ТК РФ, регулирующую вопросы временного вывоза, с внесением нормы о временном вывозе для целей ремонта ранее вывезенной в режиме "экспорта" российской техники.
В соответствии со ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов должен быть представлен ряд документов, в частности, грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории России; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России.
При реализации товаров с консигнационного склада необходимо предусмотреть внесение изменений в действующий порядок подтверждения права получения возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, определенный Налоговым кодексом РФ, в части предоставления документов подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Так как фактический вывоз товаров с таможенной территории РФ на консигнационный склад предшествует таможенному оформлению товара в режиме "экспорт". При реализации товаров с консигнационного склада потребуется изменение ранее заявленного режима "временный вывоз" на режим экспорта с подачей грузовой таможенной декларации. При этом возникают вопросы по таможенной стоимости товара, так как по истечении определенного времени возможно увеличение цены товара, предусмотренное договором. В этом случае таможенная стоимость вывезенного товара не будет соответствовать таможенной стоимости реализуемого со склада товара, что вызовет сложности при завершении таможенного режима временного вывоза. Рассмотренные вопросы предполагают необходимость внесения изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации.
С.И. Истомин,
заслуженный юрист Российской Федерации,
кандидат юридических наук,
профессор кафедры Российской правовой академии
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смирнов Н.Н., Ицкович А.А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. 2-е изд., перераб. и доп.. М.: Транспорт, 1987. С. 9.
*(2) Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
*(3) Политехнический словарь / Под ред. И.И. Артоболевского. М., 1976.
*(4) Бюллетень "Таможенные ведомости". 2005. N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые вопросы ремонта экспортированной авиатехники в условиях действующих таможенных режимов
Автор
С.И. Истомин - заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, профессор кафедры Российской правовой академии
"Российская юстиция", 2007, N 10