Комментарий к письму Минфина РФ
от 26 сентября 2007 г. N 03-11-05/229
Комментируемый документ будет интересен фирмам и предпринимателям, которые занимаются продажей товаров через торговые автоматы. Такая торговля, или, как ее называют иначе, вендинг, довольно популярна в настоящее время. Согласно положениям Налогового кодекса, с этой деятельности необходимо платить единый налог на вмененный доход. Если, конечно, в муниципальном образовании введена "вмененка" для нестационарной розницы и (или) услуг общепита.
В то же время у налогоплательщиков нередко возникают вопросы о практическом применении "вмененного" спецрежима в описанной ситуации. Все же к какому виду деятельности можно отнести подобную торговлю, и соответственно какой физический показатель для расчета ЕНВД при этом использовать? Разъяснениям по данной теме посвящено опубликованное письмо специалистов финансового ведомства.
Розница или общепит?
Сложность решения вопроса об отнесении вендинг-бизнеса к определенному виду "вмененной" деятельности связана прежде всего с двойственностью характеристики продаж через торговые автоматы в Налоговом кодексе. Согласно статье 346.27 этого документа, торговлю с использованием передвижного автомата следует относить к развозной рознице. В то время как среди объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, также фигурируют торговые автоматы. Правда, уже без упоминания о "мобильности" таких устройств.
Выходит, что при формальном подходе к нормам кодекса достаточно определить, относятся ли объекты вендинга к передвижным. И если это окажется так, то речь идет о развозной розничной торговле. Напомним, что физическим показателем базовой доходности для нее служит количество работников, включая индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Казалось бы, дело за малым, однако определение понятия "торговые автоматы", как и "передвижной торговый автомат", в кодексе отсутствует. То есть охарактеризовать "продающее устройство" в смысле его "мобильности" для налоговых целей не так уж просто. Посмотрим, каким образом предлагают поступать при решении данной проблемы ведомственные специалисты.
Официальная позиция
ФНС России в письме от 29.08.2006 N 02-7-12/158 указала, что "отнесение торговых автоматов к объектам нестационарной торговой сети или к объектам организации общественного питания, не имеющим залов обслуживания посетителей, зависит от того вида предпринимательской деятельности, в рамках которого они фактически используются налогоплательщиками". То есть, если вендингом занимается розничный продавец, размещая автомат в магазине или павильоне, то речь идет о нестационарной рознице, причем с физическим показателем для расчета ЕНВД "торговое место". К передвижным автоматам инспекторы отнесли те, что расположены на улице. В данном случае налог следует рассчитывать по показателю "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Данный же показатель должны использовать фирмы и предприниматели, которые оказывают услуги общепита и используют торговые автоматы "в рамках данного вида предпринимательской деятельности". Впрочем, что именно это означает, налоговые специалисты не разъяснили. А между тем данный вопрос весьма актуален.
К примеру, подмосковные инспекторы ранее рассуждали так: к услугам общественного питания можно относить лишь продажи через торговые автоматы, которые сами готовят продукт (например, горячие напитки) из разных ингредиентов перед продажей (письмо УФНС России по Московской области от 13.01.2005 N 18-16/32793, 33631). Теперь же мнение региональных налоговых специалистов несколько изменилось. Они согласны считать услугами общественного питания вендинг-реализацию не только горячих, но и прохладительных напитков, а также кондитерских изделий (письмо УФНС России по Московской области от 26.06.2006 N 22-19-И/0256).
Специалисты финансового ведомства также неоднократно давали разъяснения о принадлежности к "автоматическому общепиту" деятельности по продаже через торговые автоматы горячих напитков (см., например, письма Минфина России от 16.07.2007 N 03-11-05/157, от 13.11.2006 N 03-11-04/3/488, от 12.09.2006 N 03-11-04/3/411). Но в отношении реализации прочих товаров, которую также можно приравнять к общепиту, финансисты пошли еще дальше, чем налоговые работники. В частности, из письма Минфина России от 22.05.2007 N 03-11-04/3/170 можно сделать вывод, что вендинг-продажа таких покупных товаров, как сигареты и зажигалки, тоже может быть отнесена к деятельности по оказанию услуг общественного питания через объект без зала обслуживания посетителей.
О грядущих поправках
Итак, несмотря на обилие разъяснений финансистов и инспекторов, много вопросов по налогообложению вендинга на сегодня остаются открытыми. И этому немало способствует упомянутая понятийная неопределенность Налогового кодекса. Не будет лишним заметить, что с начала следующего года данная ситуация несколько изменится. Законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ*(1) в статью 346.27 кодекса внесены поправки, в том числе и в отношении "характеристики" торговых автоматов. К объектам организации общественного питания без залов обслуживания посетителей они относиться больше не будут. Но зато пополнят список торговых объектов в категории "стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов".
Таким образом, можно предположить, что с 2008 года весь вендинг без исключения будет рассматриваться только в качестве розничной торговли - либо стационарной, либо развозной. В любом случае не обойтись без дополнительных разъяснений Минфина по данному вопросу, которые мы будем своевременно размещать на страницах журнала.
И.В. Антоненко,
финансовый директор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 21, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Документ опубликован в "НА" N 12, 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.