г. Москва |
|
03 сентября 2012 г. |
Дело N А40-51657/12-147-485 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ИФНС России N 8 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.05.2012 по делу N А40-51657/12-147-485, судьи Дейна Н.В.,
по заявлению ГУП г.Москвы "Московский метрополитен" (ОГРН 1027700096280, 129110, г.Москва, пр-т Мира, дом 41, стр. 2)
к ИФНС России N 8 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Митракова М.В. по дов. от 17.01.2012; |
от ответчика: |
Зимовский Р.Ю. по дов. от 28.12.2011; |
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский метрополитен" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Москве (далее - ответчик) от 30.03.2011 г. N 44 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением от 23.05.2012 г. арбитражный суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свое решение отсутствием события вменяемого обществу административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на правомерность привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Ссылается, что судом первой инстанции был нарушен порядок проведения судебного заседания (дело рассмотрено без выступления сторон, стадии судебных прений и оценки представленных в материалы дела доказательств). Считает, что объяснения продавца Андреевой Е.В. не отвечают признакам относимости и допустимости доказательств. Указывает, что контрольная закупка должностным лицом налогового органа не проводилась.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 02.02.2012 г. должностными лицами должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Москве проведена проверка применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в магазине N 1, принадлежащем Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский метрополитен", по адресу город Москва, Тургеневская пл., подземный пешеходный переход.
В ходе проверки при покупке пирога с картошкой на общую сумму 20.000 руб. продавец Андреева Е.В. приняла денежную наличность, при этом чек через ККТ "АМС-100К" зав. N 00082918 не отпечатала и не выдала вместе с товаром, что является нарушением п.1 ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.02.2012 г. N 0386378.
20.03.2012 г. по данному факту уполномоченным должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Москве в присутствии представителя заявителя Аптыбаева Р.Х., действовавшего на основании доверенности от 19.03.2012 г., был составлен протокол N 0001667 об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
30.03.2012 г. уполномоченным должностным лицом Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Москве вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N44, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 30.000 руб.
Оспариваемое постановление вынесено присутствии представителя общества по доверенности Аптыбаева Р.Х. при наличии сведений о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Полагая, что названное постановление является незаконным, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом при надлежащем извещении заявителя и его законного представителя о времени и месте совершения указанных процессуальных действий, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом не допущено.
Вместе с тем, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия события вменяемого по делу административного правонарушения.
Часть 2 статьи 14.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В данном случае сотрудником инспекции лично произведена проверочная закупка - сотрудником инспекции приобретен пирог с картошкой на общую сумму 20.000 руб. (акт проверки от 02.02.2012 г. N 0386378).
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
Согласно ст. 13 названного Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Таким образом, в нарушение ст. 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" проверочная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностными лицами инспекции, не наделенными правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Согласно положениям статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами, вещественными доказательствами.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах документы, составленные в ходе проведения должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники, не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями действующего законодательства и подтверждающие событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения.
Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.09.2008 г. N 3125/08.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что судом первой инстанции был нарушен порядок проведения судебного заседания (дело рассмотрено без выступления сторон, стадии судебных прений и оценки представленных в материалы дела доказательств), не принимаются во внимание, поскольку имеющий в материалах дела протокол составлен в полном соответствии с требованиями ст. 155 АПК РФ. Замечаний на протокол судебного заседания ответчиком в установленном законом порядке и сроки не подавалось.
Довод апелляционной жалобы о том, что сотрудником инспекции не проводилась проверочная закупка, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий представленным в материалы дела доказательствам. Из акта проверки не следует, что покупку товара, указанного в акте, произвело стороннее лицо. Вывод о наличии правонарушения сделан по результатам оплаты предоставляемых обществом услуг.
Ссылки на недопустимость объяснений продавца Андреевой Е.В. не принимаются во внимание апелляционным судом, поскольку в рассматриваемом случае судом не установлено событие вменяемого обществу административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ч.4N ст.206, ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23.05.2012 по делу N А40-51657/12-147-485 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51657/2012
Истец: ГУП г. Москвы "Московский метрополитен", ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В. И.Ленина"
Ответчик: ИФНС России N 8 по г. Москве