Тула |
|
30 августа 2012 г. |
Дело N А62-4327/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н., Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салимовой О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18 июля 2012 года по делу N А62-4327/2012, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (Смоленская область, г. Гагарин, ОГРН 1066723005502, ИНН 6723019741) о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по лесному хозяйству (г. Смоленск, ОГРН 1076731007143, ИНН 6730069856) от 05.06.2012 N 297 о назначении административного наказания, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (Смоленская область, г. Гагарин, ОГРН 1066723005502, ИНН 6723019741) (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по лесному хозяйству (г. Смоленск, ОГРН 1076731007143, ИНН 6730069856) (далее по тексту - Департамент) от 05.06.2012 N 297 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.07.2012 требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Департамент Смоленской области по лесному хозяйству обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт.
Департамент в судебное заседание своих представителей не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлением.
ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" направило ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного на 28.08.2012, на более поздний срок.
Принимая во внимание, что Общество надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явка его представителей в судебное заседание не признана обязательной, правовая позиция ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" изложена в отзыве на апелляционную жалобу, а также учитывая, что ст. 267 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) установлен срок рассмотрения апелляционной жалобы, который подлежит неукоснительному соблюдению, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает установленных ст. 158 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
На основании ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 03.05.2012 Угранским лесничеством - филиалом ОГКУ "Смолупрлес" проведено освидетельствование мест рубок на лесном участке, переданном Обществу в аренду на основании договора от 05.12.2007 N 14.
В ходе проверки установлен факт нарушения подпункта "з" пункта 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 и пункта 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, выразившийся в невывозе в установленный срок древесины, о чем составлен акт осмотра мест рубок от 03.05.2012.
Усмотрев в действиях Общества признаки административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, должностное лицо Департамента составило протокол об административном правонарушении от 22.05.2012 N 18.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, начальник Департамента Смоленской области по лесному хозяйству вынес постановление от 05.06.2012 N 297 о назначении ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 и ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН", суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно материалам дела в качестве документа, зафиксировавшего правонарушение, Департамент в постановлении и в протоколе сослался на акт осмотра места рубок от 03.05.2012. Данный акт был составлен после завершения работ по заготовке древесины.
В целях проверки соблюдения Правил заготовки древесины, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений (пункт 65 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337), и акт фиксирует исполнение лесопользователем договорных обязательств по использованию лесных участков.
В силу части 2.1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии частью 1 статьи 83 этого Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 данного Кодекса.
Согласно части 6 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного лесного контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, государственный лесной контроль и надзор осуществляют, в частности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 Положения должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, составлять по результатам проверок соблюдения лесного законодательства акты и предоставлять их для ознакомления гражданам и юридическим лицам, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях и т.д.
В силу п. 12 Положения проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, их территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Внеплановые проверки проводятся:
а) для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений лесного законодательства;
б) в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного законодательства.
Мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 16 Положения).
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, доказательства проведения проверки с соблюдением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в материалах дела отсутствуют.
Ссылка Департамента на то, что данная проверка является проверкой соблюдения договорных обязательств и не подпадает под действие названного Закона, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку к административной ответственности Общество привлечено не за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка (ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ), а за иные нарушения.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, в данном случае материалы проверки соблюдения договорных обязательств могли являться основанием для назначения внеплановой проверки Общества с соблюдением норм Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Признавая несостоятельным довод ответчика о том, что на проведенное Департаментом контрольное мероприятие не распространяются требования Федерального закона N 294-ФЗ в силу положений части 3 статьи 1 указанного Закона, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 1 данного Закона определено, что положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
Вместе с тем, в данном случае, факт нарушения лесопользователем Правил заготовки древесины, правил санитарной безопасности в лесах возможно установить только путем визуального наблюдения, в связи с чем такое нарушение должно быть зафиксировано в установленном для контрольного мероприятия порядке (Положение об осуществлении федерального государственного лесного надзора, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 года N 394, Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), с соблюдением процедуры назначения и проведения контрольного мероприятия, с извещением лица, в отношении которого такое мероприятие проводится (то есть во взаимодействии с проверяемым лицом).
Однако, как установлено судом и не опровергнуто административным органом, распоряжение о проведении проверки в отношении ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" уполномоченным должностным лицом не принималось, не определен круг лиц, уполномоченных на ее проведение, не установлены сроки проведения проверки, а также перечень необходимых мероприятий.
Кроме того, как справедливо отмечено судом первой инстанции, акт проверки от 03.05.2012, фиксирующий допущенные нарушения, не содержит сведений об объеме невывезенной древесины, установленных сроках ее вывоза, что также исключает возможность лишь на основании указанного акта сделать вывод о совершении Обществом вмененных ему нарушений.
Поскольку доказательства, полученные Департаментом с нарушением установленного законом порядка, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не могут служить подтверждением события вменяемых Обществу правонарушений, то суд первой инстанции, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, обоснованно признал незаконным и отменил постановление Департамента Смоленской области по лесному хозяйству от 05.06.2012 N 297.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 18 июля 2012 года по делу N А62-4327/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ. Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4327/2012
Истец: ООО "Эггер Древпродукт Гагарин"
Ответчик: Департамент Смоленской области по лесному хозяйству