Реформа НДС: очередной виток дискуссии
До сих пор еще не утихают страсти вокруг одного из самых сложных налогов для бизнеса - НДС. Принципиальность вопроса разделила чиновников на два лагеря: тех, кто настаивает на видоизменении этого платежа, и тех, кто категорически против каких бы то ни было изменений в его уплате.
Проблемный налог
По мнению экспертов, налог на добавленную стоимость является самым тяжело администрируемым платежом. Это подтверждает и статистика - около 80 процентов дел, рассматриваемых в арбитражных судах, связаны с НДС, сообщает советник председателя "Деловой России" по экономическим вопросам Игорь Пилипенко:
- При этом от 60 до 80 процентов всех расходов бухгалтерии как у государства, так и в корпоративной сфере уходят на администрирование НДС.
Именно с этим налогом связано и большинство налоговых преступлений, заключающихся в неправомерном возмещении НДС из бюджета. Поскольку в нашей стране на сегодняшний день действует несколько налоговых ставок (0%, 10% и 18%), порой складывается абсурдная ситуация, комментирует Игорь Пилипенко:
- Одно предприятие недоплачивает НДС, другое - переплачивает, а третье - и вовсе зарабатывает на этом, поскольку ему доплачивает государство.
Для уплаты НДС предприятию необходимо использовать значительные средства из своего бюджета и направлять их государству. А впоследствии организация рассчитывает получить возмещение, что происходит далеко не всегда. И виновата в этом, по мнению экспертов, характерная правоприменительная практика в нашей стране.
Неспособность и нежелание налоговых органов эффективно исполнять свои функции невозможно компенсировать никакими законодательными инициативами, считает директор по налогообложению компании "Грант Торнтон" Дмитрий Рувинский:
- Поэтому, я полагаю, любое изменение налоговой системы нецелесообразно. Оно лишь создает дополнительные трудности налогоплательщикам без сколько-нибудь заметных результатов.
По словам Игоря Пилипенко, в большинстве западных стран НДС исчисляется по зачетной схеме, как и в нашей стране. Однако за рубежом подобные механизмы отработаны на практике и прекрасно функционируют. А в нашей стране предприниматели несут из-за этого основательные потери.
Инициаторы перемен
Однако на сторону бизнес-сообщества, не единожды говорящего о необходимости внести изменения в порядок уплаты НДС, встала Администрация президента. Недавно появилась информация о том, что ее сотрудники настаивают на проведении реформы по данному налогу. Рассматриваются два возможных варианта. Первый - замена НДС на налог с продаж, второй - унификация и значительное снижение ставки сбора. При этом на заседании российско-американского делового совета помощник президента Игорь Шувалов сообщил, что унификация ставки НДС произойдет, если не удастся заменить этот налог на НСП.
Между тем, представляя "Основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы", Минфин объявил очередной виток налоговой реформы открытым. В докладе ведомства, в частности, был сделан упор на снижение ставки НДС до 15 процентов.
Тем самым Министерство финансов опровергло свою собственную позицию 2-годичной давности, когда вкупе с Минэкономразвития оно противилось предложениям Михаила Фрадкова. Напомним: бывший премьер пытался провести реформу, предусматривающую снижение НДС с 18 до 13 процентов. Минфин же никак не хотел отказываться от самого собираемого налога, опасаясь "оскудевания" российского бюджета.
Тем времнем бизнес-сообщество не уставало настаивать на необходимости внесения изменений в систему сбора НДС. И сейчас его голос, кажется, наконец дошел до адресата. Но по какому пути пойдет грядущая реформа и кому она будет более выгодна, остается пока под большим вопросом.
Замена или унификация?
Как уже отмечалось, наиболее вероятным направлением реформы Администрация президента видит замену НДС на НСП, что, по сути, означает переход на американо-австралийскую налоговую модель налогообложения. Однако против этого варианта выступают Минфин и Центробанк. По мнению экспертов, замена этих двух налогов ударит прежде всего по отечественным производителям, которые сейчас имеют право на возврат НДС. При замене этого платежа на налог с продаж издержки таких компаний возрастут, а значит, снизится их конкурентоспособность на рынке.
Кроме того, замена НДС на налог с продаж ничего не решит, поскольку и этот налог косвенный, его платит конечный потребитель продукции, считает адвокат Московской коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Павел Ламбров:
- В этом смысле более эффективным я вижу снижение налоговой ставки: фактически потребитель будет платить меньше.
Противники унификации и снижения налоговой ставки опасаются дефицита российского бюджета. Сторонники возражают: большая часть тех потерь, которые понесет бюджет от снижения НДС, будет компенсирована эффектом снижения налоговых долгов. Более низкая налоговая ставка послужит стимулом для предприятий в погашении бюджетной задолженности. Так показали исследования, проведенные Институтом развития экономики переходного периода.
Между тем больше всего от снижения НДС выиграют такие области, как нефтяная, электроэнергетика, пищевая промышленность и машиностроение. Однако, по данным Центра развития, значимость снижения НДС для отраслей внутреннего спроса - строительства, транспорта, связи и торговли - существенно выше, чем для нефтяной и других экспортно-ориентированных отраслей. В случае снижения НДС до 13 процентов выигрыш от фискальной новации превысит 21 процент прибыли основного производства этих отраслей, тогда как для высокодоходного нефтяного комплекса этот показатель не превысит 7,5 процента.
Пострадают же те компании, которые сейчас в некоторых случаях платят налог по ставке 0 процентов: это банковские страховые организации и негосударственные пенсионные фонды.
Альтернативный вариант
У ряда экспертов есть возражения по поводу обоих вышерассмотренных вариантов.
Замена НДС на налог с продаж не уменьшит число злоупотреблений, а лишь слегка видоизменит их форму, говорит Дмитрий Рувинский:
- Методы "борьбы" с налогом с продаж уже давно изобретены и готовы к использованию недобросовестными налогоплательщиками. Унификация ставок НДС вообще не окажет влияния на сокращение налоговых правонарушений, поскольку "игрой со ставками НДС" практически никто уже не пользуется (кроме импорта).
Поэтому бизнес-сообщество в лице таких организаций, как "Деловая Россия", РСПП, "Опора России" готовит в настоящий момент общее письмо в Минфин со своими предложениями по изменению системы сбора НДС.
Этот проект "Деловая Россия" предложила в своем ежегодном экономическом докладе, и он был очень позитивно воспринят нашим бизнес-сообществом, рассказывает Игорь Пилипенко:
- Мы выступаем не за введение нового налога - НСП, не за унификацию налоговых ставок - они на первом этапе остаются неизменными - 0 процентов, 1 процент и 18 процентов. Мы предлагаем вернуть этому налогу его прежний, экономический смысл. И это должно послужить первоначальной мерой по упрощению всей системы налогообложения в нашей стране. Для этого нужно изменить метод начисления НДС с зачетного на прямой. Мы предлагаем исчислять налог с добавленной стоимости как она есть, то есть с суммы ее основных компонентов: фонда заработной платы, ЕСН, прибыли предприятия и амортизации за отчетный период. При применении этой простой схемы сразу решится ряд проблем: отпадет необходимость возмещения НДС из бюджета, резко уменьшится возможность для махинаций в данной сфере.
Пока трудно сказать, что же в итоге будет предпринято в отношении НДС. Будет ли это замена его на налог с продаж, унификация налоговой ставки для всех предприятий или переход на прямой метод начисления - покажет время. Гораздо сложнее сделать прогноз, когда это действительно произойдет, поскольку этот вопрос обсуждается уже довольно давно, но пока конкретных мер государство не предприняло.
И. Кислицына
НДС - пилюля для экономики
В мировой практике НДС обычно вводят, чтобы избежать кризиса перепроизводства. Сегодня НДС используется в большинстве государств Европы и Азии, различаясь размером ставки. Например, в Японии она составляет 5 процентов, в Швейцарии - 7,5 процента, в Германии - 16 процентов, в Великобритании - 17,5 процента, в Италии - 20 процентов. Самая большая ставка существует в Швеции, составляя 25 процентов.
Не имеют налога на добавленную стоимость только две развитые страны - США и Австралия. Там вместо него взимается налог с продаж.
"Московский бухгалтер", N 21, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007