г. Ессентуки |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А20-446/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Баканова А.П., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания Гузоевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу
местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2012
по делу N А20-446/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Шадова А.А. (г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, ИНН 0741510842843, ОГРН 304072111300166)
к местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, ИНН 0711037382, ОГРН 1020700751169)
о признании бездействия незаконными,
с участием третьего лица: Управления архитектуры и градостроительства местной администрации города Нальчика,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя: Шадов А.А. (лично),
от местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики: представитель Калабеков С.Э. (по доверенности N 02 от 10.01.2012),
в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шадов А.А. (далее по тексту - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту - администрация) и обязании администрацию выдать разрешение на ввод объекта капитального строительства, 8-ми этажного 21 квартирного жилого дома, возведенного на земельном участке, общей площадью - 474 кв. м., по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Балкарская, 11 "в".
Решением суда от 18.05.2012 заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Бездействие администрации, выразившееся в не выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома судом признано незаконным. Суд обязал местную администрацию городского округа Нальчик выдать индивидуальному предпринимателю Шадову А.А. разрешение на ввод в эксплуатацию 8-ми этажного 21 квартирного жилого дома по адресу г. Нальчик, ул. Балкарская, 11 "в".
Администрация не согласилась с решением суда и подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Предприниматель в судебном заседании просил решение суда от 18.05.2012 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2012 по делу N А20-446/2011 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 15.11.2004 между администрацией (арендодатель) и предпринимателя в лице Шадовой А.А. (арендатор) заключен договор аренды N 451-АЗ земельного участка площадью 474 кв. м., расположенный по ул. Балкарской, 11 "в" в г. Нальчике с кадастровым номером 07:09:01 04 015:0038 для использования в производственных целях.
Пунктом 2.1 срок договора установлен с 15.11.2004 по 15.11.2011.
26.11.2004 в установленном законом порядке договор зарегистрирован в регистрирующем органе.
27.12.2007 администрацией выдано разрешение на строительство семиэтажного жилого дома с подвалом на арендованном земельном участке по ул. Балкарской, 11-в в г. Нальчике, сроком действия до 20.12.2008.
В ходе строительства дома установлено отклонение от утвержденного проекта строительства жилого дома, а именно: возведение надстройки восьмого и мансардного этажей.
17.08.2009 предприниматель и Шадова А.А. обратились в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на надстройку восьмого и мансардного этажей в строящемся многоквартирном жилом доме по ул. Балкарской, 11 "в" в г. Нальчике.
Однако, письмом от 28.08.2009 администрация отказала предпринимателю в выдаче разрешения на строительство, одновременно обратившись в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2011 по делу N А20-1524/2009, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011, в удовлетворении иска администрации отказано.
При этом, в ходе рассмотрения дела N А20-1524/2009 установлено, что нарушения проектной документации, а также строительных норм и правил, выявленные экспертом, не связаны с надстройкой двух верхних этажей, и являются основанием для выдачи предписания об устранении недостатков в процессе дальнейшего строительства, а не основанием к сносу части незавершенного строительством объекта.
Предпринимателем в адрес администрации представлено заключение N 76/09 от 15.12.2009 госстройнадзора по результатам обследования спорного объекта, из которого следует, что строительно-монтажные работы выполнены, завершаются работы по благоустройству и пуско-наладочные работы; фасад с надстройкой согласован с Управлением архитектуры и градостроительства г. Нальчика; рекомендации технического заключения о возможности выполнения надстройки в части усиления несущих конструкций выполнены в полном объеме; изменения в проектную документацию внесены и согласованы с генеральным проектировщиком и управлением государственной экспертизы проектов. По мнению госстройнадзора, снос надстройки ослабит несущую способность и сейсмоустойчивость жилого дома, нарушит целостность монолитной конструкции в опорной части, несущей основную нагрузку.
Согласно справке ООО "Архитектурная мастерская "Таммак" N 12 от 20.04.2012 и письму Департамента Государственного строительного надзора от 16.04.2012 замечания, указанные в заключении экспертизы N 46-А-КБР от 10.05.2011 устранены.
Кроме того, при рассмотрении дела N А20-1524/2011 арбитражный суд отказал в удовлетворении требований администрации в сносе объекта, указав, что возможность легализации спорной постройки застройщиком (предпринимателем) не утрачена.
09.12.2010 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о выдаче ему разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: г. Нальчик, ул. Балкарская, 11 "в".
Бездействие администрации в принятии решения о выдаче предпринимателю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию явилось основанием для обращения с заявленными требованиями в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает соответствие построенного объекта разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка (или проекту планировки территории и проекту межевания территории), проектной документации.
В случае, непринятия органом местного самоуправления мер к рассмотрению заявления, лицо, права которого нарушены бездействием, обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными дело рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установленная частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность уполномоченного органа принять решение в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию находится во взаимной связи с частью 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Основанием для рассмотрения вопроса о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является представление документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию согласно утвержденному частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечню,
Объект, принимаемый в эксплуатацию, должен в полном объеме соответствовать разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка и проектной документации (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
Частями 4, 5, 6, 8 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Выдавший разрешение на строительство орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в выдаче разрешения, указанных в частях 6 и 7 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация в нарушение возложенной на нее частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, администрация в материалы дела не представила.
Суд первой инстанции, исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая установленные по делу N А20-1524/2009 обстоятельства, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу, что из представленных предпринимателем в администрацию документов следует соответствие объекта строительства всем предъявляемым требованиям.
Поскольку, у заинтересованного лица в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в частях 6 и 7 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, имеется обязанность в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в рассматриваемой по делу ситуации с учетом установленных судом фактических обстоятельств по делу, такая обязанность может быть введена судом.
Невыдача администрацией разрешения фактически привела к невозможности реализации заявителем права на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, соответствие которого предъявляемым требованиям установлено судом первой инстанции, создает ему препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности, влечет невозможность последующих регистрации объекта строительства и использования по назначению.
С учетом изложенного, требование предпринимателя о признании незаконным соответствующего бездействия администрации обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2012 по делу N А20-446/2011 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2012 по делу N А20-446/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Марченко |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-446/2011
Истец: Шадов Андемиркан Аслангериевич
Ответчик: Местная администрация г. о.Нальчика
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства местной администрации городского округа Нальчик, Местная администрация городского округа Нальчика