г. Саратов |
|
4 сентября 2012 г. |
Дело N А06-8314/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Грабко О. В., Самохваловой А. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ильиной С. С.,
при участии в судебном заседании: представителя ОАО "Межрегиональной распределительной сетевая компания Юга" Щуклиновой Е.А., действующая на основании доверенности от 13.01.2012, представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Котловой И.Г., действующая на основании удостоверения N 066,
рассмотрев апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", г. Ростов-на-Дону,
ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561, в лице филиала в г. Астрахани "Астраханьэнерго", Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, г. Астрахань
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июня 2012 года,,
по делу N А06-8314/2011, судья Богатыренко С.В.,
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", г. Ростов-на-Дону, ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561 в лице филиала в г. Астрахани "Астраханьэнерго",
к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, г. Астрахань, ОГРН 1053000014660, ИНН 3015068399,
о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Астраханской области в размере 7 577 829 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее по тексту: истец, ОАО "МРСК Юга") обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области (далее по тексту: ответчик, Министерство строительства и ЖКХ АО) о возмещении убытков, причиненных изъятием земельных участков для государственных нужд Астраханской области в размере 6 361 832 руб.
До принятия судебного акта в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом дважды было заявлено ходатайство об увеличении исковых требований до 6 714 951 руб. 94 коп. и до 7 686 407 руб. 44 коп. Увеличение иска принято судом первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 09 июня 2012 года с Астраханской области в лице Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области за счет средств казны Астраханской области в пользу Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" взысканы убытки в сумме 6 353 010 руб. В остальной части иска отказано.
ОАО "МРСК Юга" и Министерство строительства и ЖКХ АО, не согласившись с принятым судебным актом, обратились в суд апелляционной инстанции с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
ОАО "МРСК Юга" считает решение суда первой инстанции незаконным, поскольку изъятие земельных участков влечет изменение в документах землепользования, возникает необходимость их переоформления, а поэтому расходы по оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, изготовление технической документации, проведение кадастровых работ являются для истца убытками и подлежат возмещению ответчиком.
Министерство строительства и ЖКХ АО считает решение суда первой инстанции незаконным, поскольку демонтаж линии электропередач производился с согласия истца и участием его специалистов и осуществлялся подрядчиком ОАО "Волгомост", соответственно истец не указал какими действиями и кем ему были причинены убытки, не представил суду доказательств того, что убытки возникли в результате действий ответчика, а также не доказал причинную связь между действиями ответчика и возникшими убытками.
Представитель истца в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, против доводов жалобы ответчика возражал.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал, против доводов жалобы истца возражал.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации Камызякского района Астраханской области 11.08.2004 N 352 утверждены материалы землеустроительного дела по установлению границ земельных участков предоставляемых в аренду ОАО "Астраханьэнерго" под опоры линий электропередач, расположенных на территории Камызякского района из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, площадью 1020 кв.м. (т.1, л.д. 26-27).
Согласно приложению к данному постановлению в местоположении земельного участка "ПС Камызяк" площадь земельных участков, предоставляемых в аренду, составляет 10,94 кв.м.
Постановлением Главы Администрации Камызякского района Астраханской области от 10.09.2004 N 398 внесены изменения в Постановление Главы Администрации Камызякского района Астраханской области 11.08.2004 N 352, площадь 1020 кв.м. заменена на 10 56 кв.м. (т.1,л.д. 28)
10 сентября 2004 года между Администрацией МО "Камызякский район" (арендодатель) и ОАО "Астраханьэнерго" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 04/31 сроком на 25 лет, зарегистрированный в Учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Астраханской области, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения с кадастровым номером 30:05:0:0074, расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, под опорами линии электропередач Вл-110 кВ 133, 134 в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 1056 кв.м.(т.1, л.д. 13-20).
По кадастровому плану территории (выписка из государственного кадастра недвижимости) Камызякского районного филиала-отдела ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Астраханской области N 3005/202/09-3210 от 08.09.2009 земельные участки в кадастровом квартале 30:05:020202 состоят на отдельном кадастровом учете под каждой опорой. В том числе, земельные участки под двумя опорами линий электропередач N 17-18 ВЛ-110 кВ N 133,134 в Камызякском районе Астраханской области представлены в аренду с кадастровым номером 30:05:020202:16 площадью 5 кв.м. и кадастровым номером 30:05:020202:15 площадью 5 кв.м.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности 26.08.2002 г. произведена государственная регистрация права собственности ОАО "Астраханьэнерго" на линейный объект : ВЛ-11 кВ N 133.134 с отпайками протяженностью 147,25 км., количество опор 752 по адресу: Астраханская область, Приволжский район, Икрянинский район, Камызякский район ВЛ-110 кВ N 133, 134 с отпайками (т.1 л.д.42).
На основании решения внеочередного Общего собрания акционеров ОАО "МРСК Юга" и согласно передаточному акту, утвержденному внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Астраханьэнерго" (Протокол от 21.01.2008 N б/н) 25.12.2007 ОАО "Астраханьэнерго" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "МРСК Юга".
В связи с чем, ОАО "МРСК Юга", является правопреемником прав и обязанностей ОАО "Астраханьэнерго", в порядке универсального правопреемства к которому перешли все права и обязанности ОАО "Астраханьэнерго".
В связи с реорганизаций общества право собственности истца на воздушную линию электропередач Вл-110 кВ 133, 134 с отпайками было зарегистрировано в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество 02.09.2008 (т.1 л.д. 43).
Распоряжением Правительства Астраханской области от 06.12.2010 N 522-Пр было принято решение об изъятии для государственных нужд Астраханской области земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенные по адресу: Астраханская область, Камызякский район, ранее предоставленные ОАО "Астраханьэнерго" под размещение опор N 17,18 линии электропередач ВЛ-Н0 кВ N 133,134: кадастровый номер 30:05:020202:15 площадью 5 кв.м.; кадастровый номер 30:05:020202:16 площадью 5 кв.м., общей площадью 10 кв.м. с расположенными на них объектами недвижимости (т. 1, л.д. 34-37).
В связи со строительством автодороги Министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области был произведен демонтаж электросетевого хозяйства истца.
Строительство автодороги на изъятых земельных участках завершено, что подтверждается протоколом совещания N 2 от 28.04.2010 и письмом от 31.05.2010 N 12-02-01/2749.
Истец полагает, что в результате действий Министерства по строительству и дорожному хозяйству Астраханской области, связанных с демонтажем объектов электросетевого хозяйства, находящихся на изъятых земельных участках и принадлежащих ОАО "МРСК Юга" на праве собственности, ОАО "МРСК Юга" причинены убытки в сумме 7 686 407 руб. 44 коп.
Поскольку ответчиком не возмещена стоимость демонтированной линии электропередач, истец обратился с настоящим иском в суд.
Судебная коллегия, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
При наличии указанных оснований в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель средств бюджета, полномочия которого определены статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В пункте 1 Информационного письма от 31.05.2011 г. N 145 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что в силу статьей 16,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование. В связи с этим замена органа, уполномоченного представлять публично-правовое образование, не является заменой ответчика в смысле статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, о взыскании которых заявлено истцом, относятся к реальному ущербу.
Из материалов дела следует, что истец является собственником линии электропередач. Земельные участки, на которых расположен линейный объект, находятся у истца в аренде.
Из пояснений сторон следует, что в связи со строительством автомобильной дороги с.Маячное-Волго-Каспийский судоремонтный завод в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области была демонтирована ВЛ-11 кВ на участке ПК 150+01 и возведена новая ВЛ-110 кВ протяженностью 765 м.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 06.12.2010 г. N 522-Пр было принято решение об изъятии для государственных нужд Астраханской области земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенные по адресу: Астраханская область, Камызякский район, ранее предоставленные ОАО "Астраханьэнерго" под размещение опор N 17,18 линии электропередач ВЛ-Н0 кВ N 133,134: кадастровый номер 30:05:020202:15 площадью 5 кв.м.; кадастровый номер 30:05:020202:16 площадью 5 кв.м., общей площадью 10 кв.м. с расположенными на них объектами недвижимости.
Письмом от 07.06.2011 г. Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области сообщило истцу о готовности возместить убытки и предложило представить обоснованный расчет сумм возмещения убытков.
Для возмещения убытков истец должен доказать факт совершения ответчиками неправомерных действий, а также причинение ему вреда, размер убытков, а также наличие причинной связи между противоправными действиями и наступившим вредом.
Истец, заявляя требования, указывает, что убытки возникли в связи с изъятием земельного участка.
Статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме.
Убытки возмещаются землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях.
Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является: акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 5 названных Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством имущественных отношений Российской Федерации.
При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
Суд первой инстанции пришел к правомерному вывод, что истцом фактически заявлены требования о взыскании убытков, составляющих стоимость демонтированной линии электропередачи.
Истцом вопреки требованиям статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказано изъятие земельного участка, поскольку распоряжение Правительства Астраханской области от 06.12.2010 г. N 522-Р "Об изъятии земельных участков для государственных нужд Астраханской области" не зарегистрировано в установленном законом порядке, а договор аренды земельных участков N 04/31 от 10.09.2004 не прекращен, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для возмещения убытков, причиненных в связи с изъятием земельного участка.
Между тем, материалами дела подтверждается, что в целях строительства автомобильной дороги ответчиком в лице Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области была демонтирована часть линии электропередачи, принадлежащая истцу на праве собственности.
Согласно отчету об оценке N С2-024-2012 по определению рыночной стоимости ВЛ-110 кВ N 133, 134 с отпайками в Икрянинском и Камызякском районах Астраханской области, проведенной по заказу Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, сметная стоимость строительства ВЛ ЛЭП 110 кВ составляет 6 353 010 руб.
Таким образом, истец подтвердил факт наличия убытков в виде уничтожения имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, размер убытков, вина ответчика, а также причинная связь между действиями ответчика и возникши вредом, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании убытков в сумме6 353 010 руб.
Доводы ответчика о недоказанности убытков являются необоснованными, поскольку факт переустройства ВЛ-110 КВ N 133 134 и повреждение имущества истца не оспаривалось ответчиком в суде первой инстанции и подтверждается доводами апелляционной жалобы.
В удовлетворении требования истца о взыскании убытков в сумме 1 333 397 руб. 44 коп., составляющих расходы по оплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, изготовление технической документации, проведение кадастровых работ, правомерно отказано судом первой инстанции, поскольку истец не доказал необходимость совершения действий, связанных с изготовлением технической документации, и несения расходов в связи с этим, государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, права собственности, проведения кадастровых работ, а также не доказал, что в будущем будут заключены новые договоры аренды земельных участков.
Кроме того, поскольку фактически изъятия земельного участка не произошло, договоры аренды земельных участков не прекращены, то вопрос о заключении новых договоров аренды земельных участков, проведении кадастровых работ, и регистрации прав в отношении земельных участков является преждевременным.
Другие доводы апелляционной жалобы также являются необоснованными и не влияют на правильность принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая правовая оценка имеющимся в деле документам, судебный акт в обжалуемой части принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 июня 2012 года по делу N А06-8314/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8314/2011
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"-"Астраханьэнерго"
Ответчик: Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области
Третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом по АО, Администрация МО "Камызякский район", Министерство финансов АО, Правительство Астраханской области