город Воронеж |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А48-532/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А., Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии:
от Акционерной компании "АЛРОСА" (открытого акционерного общества): представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Администрации Котовского сельского поселения Урицкого района Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Орловской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от Приоскольского Управления Ростехнадзора: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерной компании "АЛРОСА" (открытого акционерного общества) (ОГРН 1021400967092)
на решение Арбитражного суда Орловской области от 04.06.2012
по делу N А48-532/2012 (судья Короткова Л.В.)
по заявлению Акционерной компании "АЛРОСА"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области по отказу в государственной регистрации права собственности АК 2 "АЛРОСА" (ОАО), выразившиеся в сообщениях N 08/004/2011-208 от 11.11.2011, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области зарегистрировать права собственности АК "АЛРОСА" (ОАО) на объект недвижимости газовые сети, литера 1Л, общей площадью 2046,1 кв.м, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Котовское с/п, д. Большое Сотниково,
УСТАНОВИЛ:
Акционерная компания "АЛРОСА" (ОАО) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области по отказу в государственной регистрации права собственности АК "АЛРОСА" (ОАО), выразившиеся в сообщениях N 08/004/2011-208 от 11.11.2011 и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области зарегистрировать права собственности АК "АЛРОСА" (ОАО) на объект недвижимости газовые сети, литера 1Л, общей площадью 2046,1 кв.м, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Котовское с/п, д. Большое Сотниково (с учетом выделения в отдельное производство части заявленных требований).
Дело рассматривалось участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Котовского сельского поселения Урицкого района Орловской области, Управления по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области, Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Орловской области,
Решением суда от 04.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Акционерная компания "АЛРОСА" обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что ограничений по отнесению линейных объектов к объектам вспомогательного использования ни Градостроительным кодексом РФ, ни иными нормативными правовыми актами не установлено. Суд первой инстанции, квалифицировав газовые сети, как линейный объект. Суд применил положения Градостроительного кодекса РФ, регулирующие строительство линейных объектов, вступившие в силу 22.07.2011, в то время как, данная редакция не действовала на момент подготовки проектной документации, обращения за получением разрешений на строительство и осуществления строительства газовых сетей, и не может быть применена судом. Газовые сети были предусмотрены заказчиком в составе проектной документации микрорайона жилых домов и возводились как объект, обслуживающий индивидуальные дома. Газовые сети не могут иметь самостоятельного назначения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Орловской области указывает, что для регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре ОПО собственнику или иному законному владельцу необходимо предоставить в Приорское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору документ, подтверждающий право собственности на указанный объект.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области указывает, что объект капитального строительства - сети газоснабжения, на время строительства имеет статус объекта капитального строительства, поскольку сети газоснабжения нельзя отнести к объектам временного и вспомогательного назначения, поскольку они служат для обеспечения жизнедеятельности населения после окончания строительства жилого сектора на весь период проживания населения. Сети газоснабжения относятся к опасным производственным объектам, соответственно, они относятся согласно п. 9 ст. 4 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 25.12.2009 к объектам с нормальным уровнем ответственности. Газовые сети относятся к линейным объектам и являются объектом общего пользования, и не относятся к объектам вспомогательного использования. Таким образом, на строительство объекта капитального строительства - сетей газоснабжения необходимо получение разрешения на строительство.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 17.08.2012 объявлялся перерыв до 24.08.2012 (18.08.2012 и 19.08.2012 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, акционерной компанией "АЛРОСА" в соответствии с проводимой программой строительства жилья для ветеранов алмазодобывающей промышленности были за счет собственных средств построены для дальнейшей передачи своим сотрудникам индивидуальные жилые дома, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, д. Большое Сотниково, микрорайон им. В.В. Манташева.
На строительство индивидуальных домов 28.06.2010 Администрацией Котовского сельского поселения Урицкого района Орловской области были выданы разрешения (л.д. 47 - л.д. 64, т. 1).
Строительство жилого микрорайона истцом велось на земельном участке, относящемся к категории земель: земли населенных пунктов, с кадастровым номером 57:06:0370101:46, принадлежавшем заявителю на праве собственности.
В настоящее время из земельного участка с кадастровым номером 57:06:0370101:46 образован земельный участок с кадастровым номером 57:06:0370101:293, который в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 04.07.2011 серии 57-АБ N 132691 (л.д. 37, т. 1) является собственностью Акционерной компании "АЛРОСА" (ОАО).
В соответствии с разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию, выданными Администрацией Котовского сельского поселения Урицкого района Орловской области 31.08.2010, вышеуказанные индивидуальные жилые дома были введены в эксплуатацию.
30.08.2010 приемочной комиссией были приняты внеплощадочные и внутриквартальные дороги, проезды, инженерные сооружения и сети для подключения индивидуальных домов, что подтверждается актами приемки законченных строительством объектов (л.д. 14 - л.д. 16, т. 3).
На земельном участке с кадастровым номером 57:06:0370101:293, являющемся собственностью истца, находятся газовые сети, литера 1Л, отдельных разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию которых не выдавалось.
27.01.2011 ОГУП "Орловский центр "Недвижимость" был выдан кадастровый паспорт на сооружение незавершенного строительства - газовые сети общей площадью 2046,10 кв. м, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Котовское сельское поселение, д. Большое Сотниково, литера 1Л, назначение: нежилое, 2010 года ввода в эксплуатацию (завершения строительства) (л.д. 21 - л.д. 23, т. 1).
Акционерная компания "АЛРОСА", руководствуясь ст. 25.3 Закона о государственной регистрации прав, с целью дальнейшей безвозмездной передачи объектов, в том числе газовых сетей, в муниципальную собственность, обратилась за государственной регистрацией права собственности с декларациями о таких объектах недвижимости (л.д. 38 - л.д. 40, т. 1).
Сообщением Управления Росреестра по Орловской области от 11.11.2011 N 08/004/2011-208 в государственной регистрации права собственности АК "АЛРОСА" (ОАО) на газовые сети общей площадью 2046,10 кв. м, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Котовское сельское поселение, д.Большое Сотниково, литера 1Л, назначение: нежилое, 2010 года ввода в эксплуатацию (завершения строительства), было отказано в связи с нарушением абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (л.д. 32 - л.д. 37, т. 1).
В своем отказе Управление указало, что АК "АЛРОСА" (ОАО) не были представлены оформленные в установленном законом порядке документы, подтверждающие факт создания объекта недвижимости - газовых сетей. Кроме того, спорный объект является опасным производственным объектом, в силу чего подлежит включению в реестр опасных производственных объектов, при этом выдача разрешения на строительство и ввод указанного объекта в эксплуатацию обязательна.
Считая, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в регистрации права собственности АК "АЛРОСА" (ОАО) на объект недвижимости - газовые сети общей площадью 2046,10 кв. м, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Котовское сельское поселение, д. Большое Сотниково, незаконным, АК "АЛРОСА" (ОАО) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что газовые сети являются опасным производственным объектом, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатация которых требует обязательного контроля со стороны уполномоченных на то органов государственной власти. Являясь объектом капитального строительства, построенные ответчиком газовые сети требуют получения разрешения на их строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Ввиду непредставления заявителем разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию газовых сетей, как самостоятельного объекта, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области в государственной регистрации права собственности АК "АЛРОСА" (ОАО) на объект недвижимости газовые сети общей площадью 2046,10 кв. м, литера 1Л, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Котовское сельское поселение, д. Большое Сотниково, является законным в соответствии с абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В качестве основания отказа регистрирующим органом в сообщении от 11.11.2011 N 08/004/2011-208 было указано, что в качестве документов, подтверждающих право собственности АК "Алроса" (ОАО) на сооружение - газовые сети, лит.IД, общей площадью 2046,1 кв.м., были представлены разрешения на ввод объектов в эксплуатацию от 31.08.2011, в соответствии с которыми разрешается ввод в эксплуатацию индивидуальных жилых домов. Газовые сети, заявленные к регистрации, в данных разрешениях отсутствуют. Иных разрешительных документов на сооружение - газовые сети, представлено не было (т.1 л.д. 32-37).
В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает, что газовые сети были предусмотрены заказчиком в составе проектной документации микрорайона жилых домов и возводились как объект, обслуживающий индивидуальные дома и не могут иметь самостоятельного назначения.
Суд апелляционной инстанции полагает учитывать следующее.
К объектам капитального строительства пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с пунктом 11 указанной статьи трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются - линейными объектами.
Согласно пункту 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Под газораспределительной системой понимается имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (статья 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что рассматриваемый объект - газовые сети являются сооружением производственного назначения, который относится к линейным объектам, спорный объект представляет собой газораспределительную систему.
Таким образом, рассматриваемый объект капитального строительства - газовые сети - является газораспределительной системой, сооружением производственного назначения, который относится к линейным объектам. Для данного объекта капитального строительства не характеры такие показатели как этажность, общая площадь, он не относится к зданиям и строениям.
Следовательно, по своим характеристикам рассматриваемый объект не является стоящим объектом капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров и который не предназначен для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, то есть объектом, в отношении которого не предусмотрена обязательная государственная экспертиза проектной документации согласно пунктам 4-5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Имеющееся в материалах дела заключение экспертизы промышленной безопасности N 820-Э от 17.08.2009 служит доказательством того, что Общество получило заключение государственной экспертизы в отношении проектной документации объекта газовые сети, как объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", газопровод - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа.
В силу ст. 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме на основании разрешения на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Законодательством определены случаи, в которых выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного назначения (пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса).
Под объектами вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта, которые не могут быть самостоятельно использованы для иной деятельности.
Сеть газораспределения - это единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий) (п. 7 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 870).
Тот факт, что газовые сети являются элементом определенной системы, не свидетельствует о вспомогательном назначении данного сооружения.
Правоустанавливающих документов, подтверждающих их вспомогательное предназначение, Обществом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, представлено не было.
В соответствии с пп. 11 ст. 1 ГрК РФ линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 1 ст. 51 ГрК РФ в случае строительства линейных объектов необходимо наличие разрешения на строительство, подтверждающего соответствие проекту планировки территории и проекту межевания территории.
Таким образом, оснований полагать, что газовые сети являются сооружениями вспомогательного предназначения, на которые не требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, у суда апелляционной не имеется.
На основании вышеизложенного, у регистрирующего органа имелись все основания полагать, что заявителем на государственную регистрацию не были представлены разрешений на строительство и ввод в эксплуатцию газовых сетей.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, выраженный в сообщении N 08/004/2011-208 от 11.11.2011, в государственной регистрации права собственности АК "АЛРОСА" (ОАО) на объект недвижимости газовые сети общей площадью 2046,10 кв. м, литера 1Л, расположенные по адресу: Орловская область, Урицкий район, Котовское сельское поселение, д. Большое Сотниково, является законным и обоснованный в соответствии с абз. 4, 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Акционерной компанией "АЛРОСА" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь 266-268, пункт 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 04.06.2012 по делу N А48-532/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-532/2012
Истец: АК "АЛРОСА", АК "АЛРОСА" (ОАО)
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (Орловский отдел)
Третье лицо: Администрация Котовского сельского поселения, Администрация Котовского сельского поселения Урицкого района Орловской области, Приокское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору, Приокское УФС по экологическому, технологическому и атомному надзору ", Управление по государственному строительному надзору и жилищной инспекции Орловской области, Управление по государственному строительному надзору и жтлищной инспекции Орловской обл., Управление ФС по технологическому и экологическому надзору по Орловской области